Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления посредством образно-игровых ритмических комплексов
По мере того, как меняются общественно экономические условия, проблема изучения здоровья становится все более значимой. Изучение различных факторов, влияющих на состояние человека, является неоспоримой необходимостью для сохранения и воспроизводства человеческой жизни, психического благополучия людей. Самые разнообразные формы и методы, позволяющие корректировать психоэмоциональное здоровье личности, сегодня востребованы в различных сферах деятельности человека. На наш взгляд оздоровительное влияние воспитательного процесса изучено ещё недостаточно полно. Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в современных дошкольных образовательных учреждениях связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое В.Т. Кудрявцев называет развивающей педагогикой оздоровления.
Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его зачинателей был замечательный российский ученый-педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский. Вместе с тем в его фундаменте – идеи представителей различных дисциплин: физиологов А.А. Ухтомского и Н.А. Бренштейна [8], психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.П.Зинченко, философа Э.В. Ильенкова и др.
Задача повышения уровня здоровья и его укрепления должна осуществляться с позиции разных аспектов, и в первую очередь, с позиции сохранения духовного здоровья нации. Комфортный психологический климат на занятиях с детьми – вот залог здоровья, и педагогу в этом принадлежит ведущая роль. Агрессивность и принуждение, авторитаризм и обыденность являются одним из главных причин детской тревожности. Настроить детский организм на волну непринуждённости, а значит, свободы и творчества поможет понимание педагогом здоровьесберегающих влияний различных форм двигательной деятельности с использованием образно-игровых ритмических комплексов в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Движения под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Доказано и то, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А. Бернштейна, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, методика М. Фильдейнкрайза [7] и др.).
Используя образно-игровые ритмические комплексы можно конструировать различные формы работы с детьми (занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений и т.д.).
Опыт использования образно-игровых ритмических комплексов с детьми старшего дошкольного возраста показывает привлекательность и доступность реализации развивающих и оздоровительных задач.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными умениями и навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в секциях, театральных студиях и т.д.
В.Т. Кудрявцев [4, с. 85-92] выделяет четыре принципа оздоровительно-развивающей работы, краткая характеристика последних показывает, что с помощью образно-игровых ритмических комплексов можно успешно развивать детей и укреплять их здоровье.
Первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – это развитие творческого воображения – главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками.
Так имитируя позу «огромного гиппопотама» (ребенок выполняет приседания, показывая при этом руками размер животного), дошкольник с удовольствием выполняет упражнение, сохраняя при этом правильную осанку.
Второй принцип оздоровительно-развивающей работы тесно связан с первым, - это формирование осмысленной моторики. Выдающийся учёный Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Так, например, постановку осанки у ребёнка должно предварять формирование ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки.
Это может быть сделано с помощью игровых упражнений под музыку. Во время выполнения образно-игрового комплекса «Буратино», ребенок старается удерживать правильную осанку даже при самых неудобных положениях тела, благодаря тому, что он «демонстрирует длинный-длинный нос».
Третий принцип оздоровительной работы – создание и закрепление целостного и позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Когда ребенок самостоятельно придумывает движения под музыку, он полностью уверен в том, что творит нечто новое и прекрасное, что, в свою очередь, способствует развитию у него чувство любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.
Четвертый принцип – формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. В использовании образно-игрового комплекса «Тучка» прослеживается этот принцип, в тот момент, когда «тучку наказали» и она «заплакала». Или, например, с помощью комплекса «Африка» дети помогают сказочному герою на празднике или развлечении попасть в «Африку».
И, наконец, ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы (В.Т. Кудрявцев выделяет его отдельно) является индивидуально-дифференцированный подход. Мы предлагаем при использовании образно-игровых комплексов вариативность уровня сложности отдельных упражнений. С учетом возможностей детей педагог предлагает усложнение, которое не является обязательным для всех детей.
Н.Н. Чабина
Образно-игровые ритмические комплексы для детей старшего дошкольного возраста
Условное обозначение: * - усложнение.
«Африка»
Сл. А. Меньшикова Муз. А. Киселёва
Текст |
Счёт |
Описание движения |
Методические указания |
|
Вступление |
И.п.: стоя на пятках, руки перед собой согнуты в локтях, пальцы врозь |
пальцы, как «лучики солнца» |
||
ходьба на месте на пятках *ходьба по кругу друг за другом на пятках |
круг ровный как «солнце» покажите улыбки солнышку |
|||
1 куплет Нам в дальних странах интересно Попасть мы мечтаем хоть на миг, На землю сказок расчудесных На африканский материк |
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук около плеч, пальцы врозь |
пальцы, как «лучики солнца» |
||
1 |
поднять руки вверх, посмотреть на них |
«дотянулись до солнышка» |
||
2 |
и.п |
|||
3 |
руки в стороны, посмотреть вперед, *наклон вперед |
спина прямая |
||
4 |
и.п |
|||
Не знают в Африке морозов, По ней не ездят на санях |
И.п.: стоя на пятках, руки перед собой согнуты в локтях, пальцы врозь |
круг ровный как «солнце» покажите улыбки солнышку пальцы, как «лучики солнца» спина прямая |
||
1 |
шаг вперед одной ногой |
|||
2 |
шаг вперед др. ногой |
|||
3 |
шаг назад одной ногой |
|||
4 |
шаг назад др. ногой |
|||
Она банановую гроздью В далёких плещется морях |
1-8 |
стоя на пятках повернуться вокруг себя влево (вправо) |
повернулись в одну сторону и в другую |
|
Припев: 2 раза Бьют гиппопотамы в тамтамы, |
присесть, ноги на ширине плеч, руки в стороны *2 раза |
покажите, какие большие, тяжёлые гиппопотамы спина прямая |
||
Скачут шалунишки мартышки, |
подскок вверх с высоким подниманием колена, одна рука вверх (другая) |
«достаёт банан» |
||
Песни попугаи слагают, |
стойка на одной ноге (на другой ноге), руки прямые вверх |
«большие крылья» «огромные попугаи» |
||
Пляшет все вокруг и поёт! |
прыжки на месте, руки на пояс |
спина прямая |
||
Учатся вокалу шакалы, |
поднять голову вврех, руки на пояс, ноги на ширине плеч *наклон вперед, руки за спиной пальцы в «замок» |
руки прямые, «замочки» крепкие спина прямая |
||
Рады антилопы похлопать, |
хлопать в ладоши |
спина прямая |
||
Как хотела львица резвиться, |
«львица тянется лапами поочерёдно вперед и в стороны» |
«далеко тянется львица» |
||
В Африке веселый народ |
прыжки на месте, руки на пояс |
спина прямая |
||
2 куплет А под горой Килиманджаро Природа солнышком полна И под палящим этим жаром, Все загорают дочерна |
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук около плеч, пальцы врозь |
пальцы, как «лучики солнца» |
||
1 |
поднять руки вверх, посмотреть на них |
«высокая гора» |
||
2 |
и.п |
|||
3 |
присесть руки вниз, посмотреть вперед, |
спина прямая |
||
4 |
и.п |
|||
И встретишь тут Под пальмой гибкой И карнавал, и маскарад, |
И.п.: стоя на пятках, руки перед собой согнуты в локтях, пальцы врозь |
круг ровный как «солнце» покажите улыбки солнышку пальцы, как «лучики солнца» спина прямая |
||
1 |
шаг вперед одной ногой |
|||
2 |
шаг вперед др. ногой |
|||
3 |
шаг назад одной ногой |
|||
4 |
шаг назад др. ногой |
|||
И белозубые улыбки У шоколадных негритят |
1-8 |
стоя на пятках повернуться вокруг себя влево (вправо) |
повернулись в одну сторону и в другую |
|
Припев: 3 раза |
см. припев |
|||
«Буратино»
из к/ф «Приключения Буратино»
Сл. неизв. автора Муз. А. Рыбникова
Текст |
Описание движения |
Методические указания |
Вступление |
бег на месте |
«показали длинные носы» |
Проигрыш |
стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх, пальцы врозь |
пальцы, как «лучики солнца» |
подъем на носках |
||
1 куплет |
тоже, руки на пояс |
«показали длинные носы» |
Кто с доброй сказкой входит в дом |
наклоны головы в сторону |
|
Проигрыш |
см. проигрыш |
|
Кто с детства каждому знаком |
наклоны головы в сторону |
|
Проигрыш |
см. проигрыш |
|
Кто не учёный, не поэт, А покорил весь белый свет, Кого повсюду узнают, Скажите, как его зовут? |
наклоны головы в сторону *увеличение темпа |
|
Припев: 2 раза |
тоже, *руки за спиной прямые, пальцы в замок |
спина прямая, голову не опускаем |
БУ- РА- ТИ- НО! |
наклон туловища вперёд на каждый слог |
«показали длинные носы» |
2 куплет На голове его колпак |
тоже, руки на пояс |
спина прямая, «длинные носы» |
наклоны туловища в стороны |
||
Проигрыш |
см. проигрыш |
|
Но околпачен будет враг |
наклоны туловища в стороны |
|
Проигрыш |
см. проигрыш |
|
Злодею он покажет нос И рассмешит людей до слез Он очень скоро будет тут Скажите, как его зовут? |
наклоны туловища в стороны *увеличение темпа |
|
Припев: 2 раза |
||
3 куплет Он окружён людской молвой |
тоже, руки вверх |
спина прямая, голову не опускаем, «показали длинные носы» |
полный присед, руки произвольно |
||
Проигрыш |
см. проигрыш |
|
Он не игрушка он живой |
полный присед, руки произвольно |
|
Проигрыш |
см. проигрыш |
|
В его руках от счастья ключ И потому он так везуч Все песенки о нем поют Скажите, как его зовут? |
приседания *увеличение темпа |
|
Припев: 2 раза |
«Виноватая тучка»
Сл. Ю. Энтина Муз. Д. Тухманова
Текст |
Описание движения |
Методические указания |
Вступление |
построение в круг, лицом в центр |
спина прямая, голову не опускаем пальцы, как «капельки» «дотягиваемся до неба» |
1 куплет |
стоя на пятках, руки вверх слегка в стороны, ладонями вверх, пальцы вместе |
|
Злую тучку наказали «Ты – плохая», - ей сказали И она заплакала, Да «кап, кап, кап» - закапала |
повернуться вокруг себя в одну сторону, в другую |
|
Припев 2 раза Кап, кап, кап |
присесть лицом в круг, пальцами имитируем падение капель |
спина прямая, голову не опускаем пальцы, как «капельки» |
Дождик пошёл |
выпрямиться, подъем на носках |
|
2 куплет Мыши сразу зашуршали, Мыши в норки побежали |
бег на носочках по кругу друг за другом |
«как мышки» |
Полетели птицы вниз, Да птицы сели под карниз |
легкий бег по кругу, руки через стороны вверх-вниз |
«как птицы» |
Припев 2 раза |
см. припев |
|
3 куплет Пёс по имени Барбос Струсил не на шутку Еле ноги он унес В свою собачью будку |
бег большими шагами, руками имитируя движения лап собаки |
спина прямая, голову не опускаем |
Припев 2 раза |
см. припев |
|
4 куплет Ну а мы с тобой не тужим, Босиком бежим по лужам Брызги прямо вверх летят, С тучею встречаются А потом они назад Да с неба возвращаются |
бег с подскоками, руки над головой |
спина прямая, голову не опускаем |
Припев 2 раза |
см. припев |
Список литературы:
1. Анчугова Е.В. Каждый может танцевать / Е.В. Анчугова // Актуальные проблемы образования в период детства: материалы А437 Междунар. науч.-практ. Конф. – под ред. Г.М. Киселёвой. – Шадринск: ШГПИ, 2009.- С.254-258.
2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И. Буренина– 2-е изд., испр. и доп. – СПб.:ЛОИРО, 2000. – 220с.
3. Губанова Н.Ф. Инновационные технологии коррекции и сохранения здоровья детей средствами музыкального искусства/ Н.Ф. Губанова // Актуальные проблемы образования в период детства: материалы А437 Междунар. науч.-практ. Конф. – под ред. Г.М. Киселёвой. – Шадринск: ШГПИ, 2009.- С.55-60.
4. Кудрявцев В.Т. Принципы развивающей педагогики оздоровления / В.Т.Кудрявцев // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сб. статей и документов. – под ред. Т.И. Оверчук. – 2-ое издание. Исправл. и дополн. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – 84-92.
5. Кузьменко М.В. Образно-игровая гимнастика на занятиях по физкультуре // инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения. 2009. - №2. С.30-43.
6. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина. -СПб.: «Детство-пресс», 2001. – 352с.
7. http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=592
8. http://www.medru.su/davydov-vasilij-vasilevich
Читайте также |
---|
Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности…
Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности детей 4 -5 лет. Тема занятия: «В гости к леснику» Цель:...
Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников
Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников «Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя». Семья и детский сад –...
«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе
«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь к самому...