Методическая разработка: «Преодоление водобоязни у детей 3-4 лет на первых занятиях в бассейне детского сада»

Образовательная область: Физическое развитие.

Введение

Бассейны и занятия плаванием в детских дошкольных учреждениях стали появляться, сравнительно, недавно. Дети посещают бассейн, с согласия родителей и строго по нормам СанПиН, последнее усложняет полноценное обучение плавательным навыкам, так как по нормам занятия в бассейне у детей младшего возраста (3-4 года) проходят один раз в неделю по 15 минут.

Каждый тренер, инструктор, учитель знает, что прийти к определенным результатам в обучении можно, если занятия будут постоянными, систематичными, что сложно реализовать на занятиях в бассейне детского сада, помимо норм СанПин мы сталкиваемся с болезнями детей, особенно в младшем возрасте, карантинами и прочими проблемами, препятствующими систематичности занятий.

Конечно, если родители хотят, чтобы их ребенок в возрасте 3-4 лет добивался определенных успехов в водной среде, необходимо посещать дополнительные занятия от 2 до 3 раз в неделю по 30 минут. В наше время это делать не сложно, так как существует множество бассейнов, спортивных центров, фитнес клубов, которые на коммерческой основе предлагают занятия для детей с самого рождения.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод - перед инструктором по плаванию в детском саду, при работе с младшими группами, стоят несколько другие задачи, нежели просто обучение плаванию, а именно:

  • Знакомство детей с водной средой.
  • Знакомство с инвентарем для обучения плаванию.
  • Знакомство со свойствами воды.
  • Навыки самостоятельного переодевания, правилами посещения бассейна.
  • Закаливание организма.

В совокупности все эти задачи являются составляющими освоения с водой, а самой главной, и пожалуй, решающей задачей становится преодоление водобоязни, особенно на первых занятиях.

Методы преодоления водобоязни

Большинство детей в возрасте 3-4 лет уже знакомы с водой, некоторые не имеют никакого страха, некоторые опасаются, не до конца понимая свойств этой среды, а некоторые истерически боятся, что является, как правило, ошибками в методах освоения с водой на предыдущих годах жизни.

Методов преодоления водобоязни бесчисленное множество, зачастую каждый педагог обладает собственными навыками и приемами, но практически все они являются различными играми и заданиями в игровой форме – это является основой в обучении, детей дошкольного возраста.

Главной задачей педагога является показать ребенку, что в воде нет ничего страшного, а нахождение в водной среде может нести в себе не только страх и негативные эмоции, но и радость и веселье, при соблюдении определенных правил и обладании определенными навыками.

На первом занятии в бассейне детского сада дети могут вообще не заходить в воду, их необходимо познакомить с помещениями бассейна и правилами, которые нужно соблюдать при его посещении, это можно сделать в форме экскурсии – провести воображаемое занятие:

  1. Зайти в раздевалку бассейна, воображаемо переодеться, повесить свои вещи на крючки, вспомнить, какая одежда нужна для посещения бассейна, а какая не нужна (игра «Беру, не беру»).
  2. Пройти в душевую, имитировать умывание под душем, включить воду, потрогать воду.
  3. Зайти в помещение бассейна, где заранее разложено много различного инвентаря и игрушек, пусть дети потрогают их, поиграют, инструктор должен показать, как обращаться с инвентарем и где он «живет», дать детям возможность потрогать воду в бассейне, подоставать игрушки со дна сачком, поиграть в надувные мячики и т.д.
  4. Уйти переодеваться, через душевую, как на настоящем занятии, обязательно узнать у детей понравилось ли им в бассейне, придут еще?

На втором и последующих занятиях, до полного преодоления водобоязни, с детьми можно выполнять следующие задания и игры:

1. «Моторчик»

Сидя на бортике: поболтать ножками в воде снизу наверх, с различным темпом (тихо-тихо, быстро-быстро) и понаблюдать за количеством образовавшихся брызг.

2. «Морской бой»

Разделить занимающихся на, примерно, равное количество человек, сидя на бортике, по команде инструктора дети начинают движения ногами снизу-вверх, брызгая друг друга.

3. «Путешествие по дну бассейна»

Ходьба по дну бассейна, вдоль бортика, друг за другом.

4. «Умываем личико»

Стоя в воде у бортика бассейна, сначала гладим водичку одной рукой, умываем одну щечку, затем другой рукой, другую щечку, после набираем в ручки водичку и умываем носик, лобик, глазки.

5. «Дождик»

Стоя в воде у бортика бассейна, набираем воду в ладошки и подбрасываем вверх над собой, смотрим наверх на падающие капельки.

6. «Подводная рыбалка»

Разбросать по бассейну плавающие игрушки, на бортике поставить корзину для игрушек, задача детей собрать всех «рыбок» в «аквариум», перемещаясь по бассейну.

7. «Моторчик руками»

Стоя в воде у бортика бассейна, опустить руки в воду, выполнять круговые движения кистями от себя, к себе. То же самое повторить, перемещаясь по дну бассейна.

8. «Ветерок»

Раздать каждому ребенку мячик для настольного тенниса, ребенок кладет его на воду и дуя на шарик перемещает от одного бортика к другому, руками стараться не помогать.

9. «Пузыри»

Раздать каждому ребенку трубочку для коктейлей, трубочку взять в рот, другой конец опустить в воду, делать выдох в трубочку. Можно делать в парах, смотреть у кого больше получилось пузырей.

10. «Шторм»

Раздать каждому ребенку «капельку» для плавания, дети двигаясь по кругу, от бортика к бортику, друг за другом, прыгают, отталкиваясь ото дна, держась руками за «капельку», появляются большие волны – шторм. Чем сильнее прыгают, тем больше волн.

Заключение

Процесс обучения чему-либо, детей дошкольного возраста, в особенности детей в возрасте 3-4 лет, должен проходить легко, весело и непринужденно. Ребенку должно быть интересно то, чему он обучается. Дети возраста 3-4 лет, которые только пришли в детский сад испытывают на себе стресс из-за адаптации к новому режиму, правилам, к новым лицам и взаимоотношениям. Задача педагогов не только научить ребенка чему-то, но и сделать процесс адаптации более незаметным, это касается и занятий в бассейне, которые могут стать не просто занятием, а веселым времяпровождением, например, из-за которого ребенку снова захочется идти в детский сад – «Мама, ведь сегодня бассейн!»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм…

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм ГТО «На чемпионатах побеждают, конечно, единицы. Но прочный фундамент их успехов —...

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в…

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу»

Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»

Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»

Читайте также

Физкультурно-оздоровительная работа в рамках недели спорта «Летняя Спартакиада»

Физкультурно-оздоровительная работа в рамках недели спорта «Летняя Спартакиада» Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая…

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая сказка» Цель: учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок. Образовательные задачи: -...

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС Цель: «Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» Задачи: - удовлетворения потребностей...