Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры

(из опыта работы ДОУ)

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Педколлектив ДОУ считает, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

В нашем ДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на уч. год.

В нём отражены такие мероприятия, как

  • «Весёлые старты»
  • «Здравиада»
  • Смотр песни и строя
  • «Солдатская каша»
  • Военно-спортивная игра «Зарничка»
  • «Аты-баты шли солдаты»
  • «Сабантуй»
  • «Малые олимпийские игры».
  • «Масленица», «Науруз»
  • «В гости к солнышку»
  • «Праздник-безобразник».

Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги и другие категории сотрудников д/сада.

Задачи, поставленные перед педколлективом ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:

1. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение «Здравиады» («Остров чудес»), посвящённой Дню Матери, «Праздник-безобразник» - спортивное мероприятие между детьми и сотрудниками д/с, посвящённое Дню дошкольного работника.

1

В процессе организации спортивных досугов - «Весёлые старты» (между 1 кл. СОШ № 9 и подготовительной группой ДОУ), турнир по волейболу (между подготовительными группами), «Малые олимпийские игры», спортивные эстафеты по ПДД, по плаванию «Морской бой» - совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.

2

2. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов

Поволжья осуществляется в процессе ежедневных физкультурных занятий. Так, проведя цикл занятий с использованием русского фольклора, в качестве обобщения, организуется музыкально – спортивный праздник «Масленица», тематическая пасхальная неделя заканчивается спортивным досугом «Пасха».

Инструктором по ФК и воспитателями по обучению детей татарскому языку разработан перспективный план по обучению детей подвижным играм народов Поволжья. План разработан по месяцам для всех возрастных групп ДОУ и реализуется на протяжении всего учебного года воспитателями и узкими специалистами. Дети с удовольствием играют в игры разных народов: «Акула», «Продавец горошков», «Гори, гори ясно», «Юрта», «Липкие пеньки» и др. Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр: «День Республики», «День защиты детей», «Широка страна моя родная», «Науруз», «Сабантуй», «День международного языка», день здоровья «Русская банька». Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих РТ.

3

 

3. Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания

подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно - патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к Смотру песни и строя, посвящённого Дню Защитника Отечества, параду в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши.

Смотр строя и песни   - крупное мероприятие, проводится в   ДОУ

традиционно на протяжении почти десяти лет. Инициатором и непосредственным руководителем, «главнокомандующим» праздника является инструктор по ФК Баринова Н. Б. В его подготовке, так же как и Дня Победы, принимают участие дети старших и подготовительных групп, родители и все сотрудники д/с. Мероприятие проходит в торжественной обстановке, в красочно оформленном зале.

Смотр строя и песни проводится в виде конкурса. Критерии конкурса – чёткое выполнение строевых упражнений и команд, сдача рапорта командирами отрядов, отдельно оценивается исполнение девиза, песни, единство формы и строгая дисциплина в отряде. Старания детей оценивает компетентное жюри – представители военкомата, один из родителей военной профессии. Полученные знания и умения детей используются при праздновании   Дня Победы.

Ежегодно в качестве подарка для всех присутствующих силами детей готовится номер в виде спортивного танца, гимнастического этюда, боевого искусства. И этот год не исключение. Наш детский сад посетили ученики кадетской школы «Калкан». Дошкольники с восхищением и завистью смотрели на выправку старших ребят, их ловкость и силу.

Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики, и как результат, ставший традиционным, является военно-спортивная игра «Зарничка». Проводится между подготовительными группами в летнее и зимнее время года с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирования детских представлений о военной службе. В процессе поиска флага на разных станциях («Порази танк», «Разведчики» и др.) совершенствуются бег, ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалка, воспитываются организованность, дух соперничества.

4

Для средних групп организуются спортивные соревнования с участием пап «Буду в армии служить», «Аты-баты шли солдаты» с целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований.

56

Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по ФК, плаванию, музыкального руководителя и воспитателей татарского языка формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.





Новые публикации

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети…

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Internet по теме «Мы память бережно храним»

Дидактическая игра по рассказу «Хотела галка пить»

Дидактическая игра по рассказу «Хотела галка пить» Средняя группа Задачи для педагога Задачи для ребенка Предварительная работа Правила Содержание игры. Игровые действия Игровые атрибуты Результат Дидактические: Формировать смысл рассказа «Галка хочет...

Витамины в каждый дом!

Витамины в каждый дом! Витамины – это особые вещества, необходимые организму для нормальной работы. Они выполняют много важных функций: регулируют обмен...

Читайте также

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников…

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически...

Проект «Птичья столовая»

Проект «Птичья столовая» Вид, тип проекта: познавательно-исследовательский, средней продолжительности. Цель проекта: формировать основы экологической культуры старших дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим...

Сценарий спортивного развлечения во второй младшей группе «Приключения с Мишкой»

Сценарий спортивного развлечения во второй младшей группе«Приключения с Мишкой»   Цель: формирование положительного настроения от занятия физической культурой. Задачи: Приобщать детей к здоровому образу жизни через двигательную...


Комментарии

  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...

     
  • Марина Дмитриева
    Интересный материал, познавательный. Можно многое взять для своей работы по своему региональному ...

    Подробнее...

     
  • Елена Алексеевна Сус
    Спасибо!!!Очень нужный и полезный материал!!

    Подробнее...





В блогах

Мастер-класс с родителями

Название: «Сказка как средство развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста» Цель: расширение педагогического опыта родителей про обогащения активного словаря детей средствами русской народной сказки. Участники: воспитатель, родители. Ход: Здравствуйте, уважаемые родители! Тема мастер - класса «Сказка как средство...

Буклет "Создание условий для развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки"

Работа по обогащению словаря детей – это планомерное расширение активного словаря за счёт незнакомых или трудных для них слов, сказка помогает ввести новое в активный словарь. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В восприятии сказки...

«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД» Этическая беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – педагога и воспитанника. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем...

календарно-тематическое планирование на апрель

Месяц   Апрель 1-2 неделя Тема   «Космос» (Загадки космоса, Тайна третьей планеты) Программные задачи Знакомство с планетой Земля, способами заботы людей о своей планете. Проведение элементарных опытов и экспериментов. Развитие интереса к людям, профессии которых связаны с космосом, их...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство