Конспект опытно – экспериментальной деятельности по теме: «Север»
Цель: Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой. Развитие представлений о явлениях неживой природы.
Задачи:
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, творчество, умение мыслить логически. Закреплять умение подбирать прилагательные. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Методы и приемы
- Показ;
- Художественное слово;
- Вопросно-ответные приемы;
- Поисково-познавательные.
Словарная работа: Поземка, вьюга, буран, студеная, лютая, «мороз щиплет».
Дидактический наглядный материал:
Иллюстрации северного пейзажа, емкости со снегом и льдом, формочки, одноразовые ложки, пластиковые стаканы, блюдца, пищевые красители, молоко 2,5 % жирности, пипетки, палитра, моющее средство.
Ход занятия
Воспитатель спрашивает: уже несколько недель мы с вами знакомились с регионом нашей страны, каким?
Ответ детей: о севере.
Воспитатель: молодцы.
А сейчас послушайте стихотворение «Все покрыто серебром».
Как вы думаете, что за тройка скакунов в санях?
Назовите зимние месяцы?
Ребята, какие вы зимние явления знаете?
Как вы думаете, что такое позёмка?
Посмотрите я сегодня вам принесла волшебную коробку, которую нам прислал профессор с севера, для того что бы мы с вами могли лучше узнать о сказочной стране.
Я сейчас каждому из вас положу немного снега, посмотрите какой он?
(Белый, пушистый, мягкий, холодный.)
Молодцы! А теперь вам раздам по несколько кусочков льда, опишите какой он?
(Гладкий, твердый, холодный, прозрачный.)
1 опыт. Что тяжелее лед или снег
Перед детьми стоят емкости с водой, снег и лед.
Ребята возьмите ложкой снег и положите его в тарелку с водой.
Что произошло со снегом?
Ответы детей:
Снег постепенно тает и тонет.
Воспитатель:
Правильно, значит, какой вывод можно сделать?
Дети:
Снег – это вода, он превратился в воду и он тяжелее воды.
Воспитатель:
А сейчас положите в воду лед. Что с ним происходит?
Дети: лед постепенно тает, но не тонет.
Воспитатель: смотрите, лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха и трещинки, а ещё у льда плотность меньше, чем у воды, поэтому лед легче воды и плавает на поверхности.
Упражнение «Назови действие»
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду бросать снежок, и говорить предложение, а вы должны назвать как можно – больше слов – действий.
Зимой метель что делает? (Метет.)
Из снежной тучи снежинки что делают? (Падают, летят, кружатся.)
Мороз щёки и нос …
Зимой снег всё вокруг….
Иней на ветвях деревьев…
Молодцы, вы все хорошо справились.
А теперь мы с вами поиграем в игру «Льдинки, ветер и мороз».
Дети образуют два круга и берутся за руки. Один круг выстраивается вокруг белой снежинки, а другой – вокруг синей. Дети идут по кругу и произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки сверкают, звенят «Динь – динь!» по моему сигналу «Ветер!» все разбегаются в рассыпную. По сигналу «Мороз!» нужно быстро построится в круг вокруг своей снежинки, и взяться за руки.
Опыт № 2 «Северное сияние»
Мы много с вами читали о севере. И всем вам больше всего понравилось северное сияние. Но мало кто знает, что северное сияние можно получить в домашних условия. Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние. Возьмите и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь в вспомните какие цвета присутствуют в северном сияние.
Дети: желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый.
Воспитатель:
Молодцы ребята, у вас на столе стоят емкости с пищевым красителем, но фиолетовый краситель я найти не могла, а вы не знаете, как можно с помощью других цветов получить фиолетовый цвет?
Рассуждения детей.
Воспитатель: молодцы, а теперь вы можете, взят с помощью пипетки те цвета, которые вы считаете, вам не обходимы для получения фиолетового цвета и попробуйте в палитре смешать цвета и получить фиолетовый цвет.
Молодцы все справились, а какие цвета вы использовали для получения фиолетового цвета?
Ответы детей: красный и синий.
Теперь слушайте внимательно. Сейчас каждый из вас должен поочередно пипеткой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём северном сиянии
И капнуть в свою тарелку с молоком, когда закончите, позовете меня.
Воспитатель подходит к детям и поверх их орнамента капает одну капельку моющего средства.
Далее идет наблюдение детей за реакцией.
Итог занятия
Дети высказывают свои мысли, свои эмоции, подходят к друг другу смотрят, что получилось у других детей. Делаю вывод, что все северные сияния разные, не похожи друг на друга. Повторяют и зарисовывают последовательность опыта.
Читайте также |
---|
Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы…
Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы Меленковского края»
Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в…
Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в старшей группе на тему: «Мы – строители» Цель: развитие речи детей с применением...
Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической…
Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Дополнительное образование технической направленности, ориентированное на детей дошкольного возраста, никак...