Конспект опытно – экспериментальной деятельности по теме: «Север» 

 

Цель: Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой. Развитие  представлений о явлениях неживой природы.

Задачи:

Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, творчество, умение мыслить логически. Закреплять умение подбирать прилагательные. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

Методы и приемы

- Показ;

- Художественное слово;

- Вопросно-ответные приемы;

- Поисково-познавательные.

Словарная работа: Поземка, вьюга, буран, студеная, лютая, «мороз щиплет».

Дидактический наглядный материал:

Иллюстрации северного пейзажа, емкости со снегом и льдом, формочки, одноразовые ложки, пластиковые стаканы, блюдца, пищевые красители, молоко 2,5 % жирности, пипетки, палитра, моющее средство.

 

Ход занятия

Воспитатель спрашивает: уже несколько недель мы с вами знакомились с регионом нашей страны, каким?

Ответ детей: о севере.

Воспитатель: молодцы.

А сейчас послушайте стихотворение «Все покрыто серебром».

Как вы думаете, что за тройка скакунов в санях?

Назовите зимние месяцы?

Ребята, какие вы зимние явления знаете?

Как вы думаете, что такое позёмка?

Посмотрите я сегодня вам принесла волшебную коробку, которую нам прислал профессор с севера, для того что бы мы с вами могли лучше узнать о сказочной стране.

Я сейчас каждому из вас положу немного снега, посмотрите какой он?

(Белый, пушистый, мягкий, холодный.)

Молодцы! А теперь  вам раздам по несколько кусочков льда, опишите какой он?

(Гладкий, твердый, холодный, прозрачный.)

1 опыт. Что тяжелее лед или снег

Перед детьми стоят емкости с водой, снег и лед.

Ребята возьмите ложкой снег и положите его в тарелку с водой.

Что произошло со снегом?

Ответы детей:

Снег постепенно тает и тонет.

Воспитатель:

Правильно, значит, какой вывод можно сделать?

Дети:

Снег – это вода, он превратился в воду и он тяжелее воды.

Воспитатель:

А сейчас положите в воду лед. Что с ним происходит?

Дети: лед постепенно тает, но не тонет.

Воспитатель: смотрите, лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха и трещинки, а ещё у льда плотность меньше, чем у воды, поэтому лед легче воды и плавает на поверхности.

Упражнение «Назови действие»

Сейчас мы с вами поиграем. Я буду бросать снежок, и говорить предложение, а вы должны назвать как можно – больше слов – действий.

Зимой метель что делает? (Метет.)

Из снежной тучи снежинки что делают? (Падают, летят, кружатся.)

Мороз щёки и нос …

Зимой снег всё вокруг….

Иней на ветвях деревьев…

Молодцы, вы все хорошо справились.

А теперь мы с вами поиграем в игру «Льдинки, ветер и мороз».

Дети образуют два круга и берутся за руки. Один круг выстраивается вокруг белой снежинки, а другой – вокруг синей. Дети идут по кругу и произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки сверкают, звенят «Динь – динь!» по моему сигналу «Ветер!» все разбегаются в рассыпную. По сигналу «Мороз!» нужно быстро построится в круг вокруг своей снежинки, и взяться за руки.

Опыт № 2 «Северное сияние»

Мы много с вами читали о севере. И всем вам больше всего понравилось северное сияние. Но мало кто знает, что северное сияние можно получить в домашних условия. Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние. Возьмите и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь в вспомните какие цвета присутствуют в северном сияние.

Дети: желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый.

Воспитатель:

Молодцы ребята, у вас на столе стоят емкости с пищевым красителем, но фиолетовый краситель я найти не могла, а вы не знаете, как можно с помощью других цветов получить фиолетовый цвет?

Рассуждения детей.

Воспитатель: молодцы, а теперь вы можете, взят с помощью пипетки те цвета, которые вы считаете, вам не обходимы для получения фиолетового  цвета и попробуйте в палитре смешать цвета и получить фиолетовый цвет.

Молодцы все справились, а какие цвета вы использовали для получения фиолетового цвета?

Ответы детей: красный и синий.

Теперь слушайте внимательно. Сейчас каждый из вас должен поочередно пипеткой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём северном сиянии

И капнуть в свою тарелку с молоком, когда закончите, позовете меня.

Воспитатель подходит к детям и поверх их орнамента капает одну капельку моющего средства.

Далее идет наблюдение детей за реакцией.

Итог занятия

Дети высказывают свои мысли, свои эмоции, подходят к друг другу смотрят, что получилось у других детей. Делаю вывод, что все северные сияния разные, не похожи друг на друга. Повторяют и зарисовывают последовательность опыта.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы…

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы Меленковского края»

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в…

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в старшей группе на тему: «Мы – строители» Цель: развитие речи детей с применением...

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической…

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Дополнительное образование технической направленности, ориентированное на детей дошкольного возраста, никак...

Читайте также

Проект «В мире сказок»

Проект «В мире сказок»

Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Раскладушка»

Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Раскладушка» Игра является основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности...

Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия»

Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия» День недели Время Мероприятия Понедельник, 21 марта «Мы - Россияне» утро 9.00-9.15 Ситуативный разговор «Я гражданин России» Цель: Обобщать...