Экспериментальная работа по развитию самостоятельности старших дошкольников средствами изобразительных видов деятельности

(Из опыта работы)

 

  1. Констатирующий эксперимент

Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ детского сада № 29 Кировского района города Волгограда. Детский сад работает по программе «Радуга». Экспериментальная работа проходила в старшей дошкольной группе.

В эксперименте принимали участие 10 детей из 23 человек, так как остальные дети посещали кружок по изобразительной деятельности на базе детского сада и уверенное использование изобразительных материалов, самостоятельность в выборе средств убеждали в ненужности специальной работы с ними.

Наблюдение проходило в течение 6 месяцев: с сентября 2013 по февраль 2014 года включительно.

Цель: Выявить уровень развития самостоятельности старших дошкольников в изобразительных видах деятельности.

Программа эксперимента представляет собой на 1 этапе:

Методы исследования:

Экспериментальные занятия;

Диагностика для выявления:

Описание и анализ результатов констатирующего этапа.

Для начала выявлен уровень самостоятельности:

Высокий уровень –14 - 18 баллов, выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

Средний уровень –10 – 13 баллов, требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

Низкий уровень – 6 – 9 баллов, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

Критерии уровня развития самостоятельности и сформированности умений (по Григорьевой Г.Г.)

Регуляция деятельности

Отношение к оценке взрослого;

Оценка ребёнком, созданного им изображения;

Эмоциональное отношение к деятельности.

Творчество:

самостоятельность замысла;

оригинальность изображения;

стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Содержание диагностики. (См. приложение № 1.)

Оценка дается по трехбалльной системе: 1-ый (по месту за критерием) – 3 балла, 2-ой – 2 балла, 3-ий – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию у каждого ребёнка суммируются.

Далее в таблице указаны показатели уровня развития самостоятельности и сформированности умения создавать изображение детей старшей группы.

 

Таблица № 1

 

п/п

Список

детей

Критерии уровня развития самостоятельности и сформированности умений

Итого

баллы

Уровень

Регуляция деятельности

Творчество

Отношение к оценке взрослого

Оценка ребёнком, созданного им изображения

Эмоциональное отношение к деятельности

Самостоятельность замысла

Оригинальность изображения

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла

   

1

Маша А.

1

1

1

1

1

1

6

Низкий

2

Даша К.

1

1

1

2

2

2

9

Низкий

3

Данил М.

1

1

1

1

1

1

6

Низкий

4

Настя М.

2

2

2

2

2

2

12

Средний

5

Денис П.

1

2

2

1

1

1

8

Низкий

6

Женя П.

2

2

2

2

1

2

11

Средний

7

Соня Р.

2

1

2

1

1

2

9

Низкий

8

Ира К.

2

1

2

1

1

1

8

Низкий

9

Алёна Ф.

1

1

1

1

1

2

7

Низкий

10

Настя У.

1

1

2

1

2

1

8

Низкий

 

Результаты исследования показали, что средний уровень развития самостоятельности и сформированности умений составил 20 %. Это составляет два человека. (Настя М., Женя П.) Низкий уровень 80 %. Это составляет восемь человек. (Маша А., Даша К., Данил М., Денис П., Соня Р., Ира К., Алёна Ф., Настя У.) Таким образом, было установлено, что уровень развития самостоятельности и сформированности у детей старшего дошкольного возраста не высокий. Трудятся дети по побуждению взрослого, всего 20% детей проявили самостоятельность, 80% детей самостоятельности не проявляют.

Из этого следует, что необходимо провести работу по развитиюсамостоятельности старших дошкольников в изобразительных видах деятельности.

При составлении комплекса занятий в ДОУ и самостоятельной деятельности дошкольников учитывались результаты по каждому из заданий констатирующего эксперимента.

Особое внимание уделялось тому, в чем дошкольники испытывали затруднения. Далее мы рассматриваем, какую работу для этого спланировали.

 

2. Формирующий эксперимент

Цель формирующего эксперимента подобрать систему работы, направленную на развитие самостоятельности старших дошкольников с изобразительных видах деятельности.

Задачиформирующего эксперимента:

разработать систему работы, направленную на повышение уровня развития самостоятельности старших дошкольников средствами различных изобразительных видов деятельности,

обогатить педагогическую и предметно-развивающую среду,

апробировать разработанную нами систему на экспериментальной подгруппе дошкольников.

Формирующий педагогический эксперимент был проведен с сентября 2013г. по апрель 2014 г.

В программу эксперимента входили разные мероприятия.

Для развития самостоятельности старших дошкольников в изобразительных видах деятельностимы привлекали кработе родителей. Проводили консультации для родителей, где делилась с родителями опытом работы в доверительной атмосфере. (См. приложение №2.)

Проявление динамики развития самостоятельности в изобразительных видах деятельности детей целесообразно было фиксировать вне занятий и в свободной деятельности детей. Для этого необходимо спланировать системную работу, при которой решались следующие задачи: развивать у дошкольников умение самостоятельно создавать и воплощать замыслы, осваивать специфические выразительные средства изобразительной деятельности,

развивать воображение и побуждать к самостоятельным действиям, приобщение детей к миру искусства через собственное творчество.

За основу формирующего эксперимента нами были взяты методические рекомендации по развитию самостоятельности на занятиях изобразительной деятельностьюО.А. Малик. Автор выделяет следующие факторы, которые мы позаимствовали и использовали в своем исследовании:

  1. Формирование интереса к изобразительной деятельности и специальных знаний и умений, необходимых в качестве исходных (базовых) в изобразительной деятельности, а так же игровая и проблемная направленность обучения.
  2. Обогащение педагогической и предметно-развивающей среды, открывающей детям возможности вариативного использования разных средств ее осуществления.
  3. Оптимальное сочетание фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации обучения детей из разных дифференцированных групп; учет динамики формирования самостоятельности (от подражания к творчеству); органическая взаимосвязь занятий с самостоятельной деятельностью детей; создание условий для переноса усвоенных умений и навыков в самостоятельную деятельность.

Для работы с дошкольниками использовались:

- дидактические пособия (картинки) для расширения кругозора детей, которые впоследствии могут быть выполнены самостоятельно (см. приложение №3);

- в игровой форме предложено ребенку выполнить некоторые со творческие задания, направленные на формирование и закрепление того или иного технического умения (см. приложение №4);

- на занятиях по изобразительной деятельности и вне занятий использовали нетрадиционные техники рисования это раскрепощало детей, и в последствии они применяли эти знания и умения в самостоятельной изобразительной деятельности (см. приложение №5);

- на первых этапах работы отдавали предпочтение коллективному обсуждению и созданию коллективных картин, затем постепенно переходили к совместно-последовательной и индивидуальной формам работы (см. приложение №6).

Кроме того для работы с дошкольниками для развития самостоятельности в рисовании использовали косвенные методические приемы:

- рассматривание книги, косвенно подсказывающие сюжет картинки, а также использование художественного слова (см. приложение № 7,8);

- в игровой форме предложено детям, отрабатывающим те или иные умения, используя заранее подготовленные элементы, самостоятельно составить сюжет картинки (см. приложение № 3);

- уточняли понимание дошкольниками сюжета, расположения деталей картинки на листе бумаги, композиции, способов выполнения отдельных элементов;
- игры, способствующие уточнению формы, цвета, композиции в процессе создания самостоятельной картинки (см. приложение № 3);

- включали оценку способов творческой деятельности («добавления» или «изъятия» лишнего) оценку образца и результатов деятельности детей.

В группе организована зона самостоятельной деятельности - детская мастерская, где дети могут самостоятельно заниматься декоративно-оформительской деятельностью (игрушки-самоделки, декорации к детским утренникам, элементы интерьера для украшения группы). Данные выводы дают основание для мысли, что развитие самостоятельной деятельности происходит результативно в изобразительной деятельности дошкольников, если для этого созданы соответствующие условия.

Все эти методы, формы работы и условия составили программу формирующего эксперимента.

 

3. Контрольный эксперимент

На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых.

Цель контрольного эксперимента: выявить уровень эффективности развития самостоятельности старших дошкольников в изобразительных видах деятельности.

Далее в таблице указаны изменения уровня развития самостоятельности в изобразительных видах деятельности детей старшей группы.

 

Таблица № 2

 

п/п

Список

детей

Критерии уровня развития самостоятельности и сформированности умений

Итого

баллы

Уровень

Регуляция деятельности

Творчество

Отношение к оценке взрослого

Оценка ребёнком, созданного им изобра-

жения

Эмоцио-нальное отношение к деятель-

ности

Самостоя-тельность замысла

Оригиналь-

ность изображения

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла

   

1

Маша А.

3

2

3

3

3

3

17

Высокий

2

Даша К.

2

2

3

3

3

3

16

Высокий

3

Данил М.

3

3

2

2

2

2

14

Средний

4

Настя М.

3

3

3

3

3

3

18

Высокий

5

Денис П.

3

2

2

3

2

1

13

Средний

6

Женя П.

3

3

3

3

3

3

18

Высокий

7

Соня Р.

3

3

3

3

1

3

16

Высокий

8

Ира К.

3

3

3

2

2

3

16

Высокий

9

Алёна Ф.

2

3

2

3

1

2

13

Средний

10

Настя У.

3

3

3

3

3

3

18

Высокий

 

Результаты исследования показали, что высокий уровень умений и развития самостоятельности составил 70 %.

Это составляет семь человек (Маша А., Даша К., Настя М., Женя П., Соня Р., Ира К., Настя У.).

Средний уровень 30 % - три человека (Алена Ф., Денис П., Данил М.).

По результатам контрольного эксперимента видно, произошла динамика развития уровня развития самостоятельности в изобразительных видах деятельности. Низкого уровня не выявлено.

Таким образом, было установлено, что дети узнали больше способов изображения предметов, выполняют задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращаются с вопросами.

Итак, система работы по развитию самостоятельности в изобразительных видах деятельности эффективна, т.к. сравнительные результаты доказывают: в констатирующем эксперименте 0% детей имели высокий уровень самостоятельности, после проведенной работы в контрольном эксперименте стало 70%, что доказывает целесообразность проделанной работы.

 

Таблица 3. Контрольный эксперимент

 

Уровень самостоятельности

Процентное соотношение

Высокий

70%

Средний

30%

Низкий

0%

 

Таблица 4. Результаты сводных данных

 

Уровень самостоятельности

Процентное соотношение констатирующий эксперимент

Процентное соотношение контрольный эксперимент

Высокий

0 %

70%

Средний

20 %

30%

Низкий

80 %

0%

 

Таблица 5. Сводная таблица по двум экспериментам констатирующему и контрольному

 

Ф. И. Ребенка

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Изменения

1.

Маша А.

Низкий

Высокий

Уровень повысился

2.

Даша К.

Низкий

Высокий

Уровень повысился

3.

Данил М.

Низкий

Средний

Уровень повысился

4.

Настя М.

Средний

Высокий

Уровень повысился

5.

Денис П.

Низкий

Средний

Уровень повысился

6.

Женя П.

Средний

Высокий

Уровень повысился

7.

Соня Р.

Низкий

Высокий

Уровень повысился

8.

Ира К.

Низкий

Высокий

Уровень повысился

9.

Алёна Ф.

Низкий

Средний

Уровень повысился

10.

Настя У.

Низкий

Высокий

Уровень повысился

Количество

 

8

Н

2

С

0

В

0

Н

3

С

7

В

 

 

Таким образом, на начало эксперимента детей с высоким уровнем умений и развития самостоятельности составил 0%, со средним 20%, с низким 80%, а после окончания эксперимента качественные показатели изменились успешно:

В – 70%, С – 30%, Н – отсутствует.

Данные показатели свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию самостоятельности в изобразительных видах деятельности эффективна.

 

Вывод:

На констатирующем и контрольном этапах эксперимента было проведено исследование по определению уровня развития самостоятельности и сформированности у детей старшего дошкольного возраста.

В формирующем эксперименте был спланирована программа эксперимента, представляющая собой систему работы, состоящую из мероприятий:

- работы с родителями; диагностики (с опорой на методические рекомендации О.А. Малик по развитию самостоятельности старшего дошкольного возраста);

- пополнению предметно-развивающей среды для освоения детьми разнообразных видов изобразительной деятельности (индивидуальные фланелеграфы, столы для экспериментирования с нестандартными материалами и т.д.);

- созданию атмосферы доверия и заинтересованности в детском творчестве дошкольников в разных видах изобразительной деятельности;

- непосредственную работу с детьми, представляющая следующие формы работы: знакомство с специфическими выразительными средствами изобразительной деятельности через дидактические игры, при которых развивалось воображение и побуждались самостоятельные действия;

- занятия-сотворчества, где осуществлялось косвенное руководство.

Результаты исследования показали, что высокий уровень умений и развития самостоятельности до эксперимента составил 0%, а после 70 %. Средний уровень до эксперимента 20 %. после 30%. Низкий уровень до эксперимента составил 80%, а после 0 %.

Итак, проявление детьми самостоятельности отражаются в изобразительной деятельности на занятии, существенным образом перестраивают отношение детей к обучению: вызывают направленность деятельности на выполнение изображения нужного качества, интерес, разнообразную активность детей, мыслительную, эмоциональную.

Заключение.

Сопоставив теоретические исследования (А. В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн) по изучению развития самостоятельной изобразительной деятельности старших дошкольников, следует сделать вывод, что она может быть различной по содержанию. Исследователи внесли вклад в понимание того, что возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель, средства ее достижения, выполняет работу и получает результат.

Мы поняли, что в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности. Создание и обогащение предметно-развивающей среды, в частности обустройство зоны самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников, рассматривается также как условие оптимизации самостоятельности дошкольников. Такая среда позволяет ребенку свободно реализовывать свои замыслы, способствует развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности. Нами доказано в эксперименте, что при создании благоприятных условий к семи годам у дошкольника оформляется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности.

Таким образом, гипотеза исследования о том что, развитие самостоятельности в изобразительной деятельности дошкольников будет эффективным, если создать педагогические условия и обогатить изобразительные виды деятельности, разработать методику руководства изобразительными видами деятельности в процессе развития самостоятельности старших дошкольников подтвердилась.

Полученные данные исследования помогут педагогам увидеть насколько эффективна данная работа, но данное исследование не исчерпывает и следует продолжить изучение данной проблеме.

 

Литература:

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 1997.
  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /Под ред. Т.И. Бабаевой и др. - СПб., 1996.
  3. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. - М., 1999. Дыбина, О.В. Творим, изменяем, преобразуем. [Текст] / О.В. Дыбина. - М.: ТЦ Сфера, 2002. – 89с.
  4. Журнал «Дошкольное образование» №3 2012 «Необычные картины мы рисуем пластилином».
  5. Журнал «Обруч» № 2, 2009. Статья «Музыка для глаз» О. Агальцова, М. Мишин.
  6. Журнал «Обруч» № 2, 2010. Статья в «Свободном полёте» О.Юхнева.
  7. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М., 1983.
  8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М., 2005.
    Комарова Т.С. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1992.
  9. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М., 1976.
  10. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
  11. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. - М.: 2010.
  12. Лыкова И.А.: Методические рекомендации к программе художественного образования в дет. саду "Цветные ладошки" – ИД Цветной мир, 2013.
  13. Лыкова И.А.: Проектирование образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". Новые подходы– ИД Цветной мир, 2014.
  14. Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. – М., 2009.
  15. Маханёва М. Влияние среды на формирование и развитие личности ребёнка.//Д./в.-1992. №2 –с.4-6.
  16. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1983.
  17. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975.
  18. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П., Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа», 1993.
  19. Программа обучения и воспитания в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., 2005.
  20. Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в детском саду. /Под ред. Т.Н. Дороновой, В.В.Гербовой, и др. - М., 2006.
  21. Селезнева Л.С. Методика использования инновационных технологий изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. – В., 2006.
  22. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников. – В., 2009.
  23. Теория и методика изобразительной деятельности. Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., 1979.
  24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996.
  25. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/Пд ред. Г.А.Урунтаевой. М.: Просвещение: Владос, 1995-391с.
  26. Художественное творчество в детском саду. /Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1974.
  27. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М., 1992.
  28. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. //Д.в.2002.-№8.-с.28-29.
  29. Сайт «Все для детского сада» http://www.ivalex.vistcom.ru/
  30. Детский портал "Солнышко" http://www.solnet.ee/index.html
  31. Сайт «Детский сад» http://www.detskiysad.ru/
  32. Сайт «Воспитатель» http://detsadd.narod.ru/
  33. Сайт газеты «Дошкольное образование» http://dob.1september.ru/
  34. Дошкольное воспитание http://www.dovosp.ru/


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Мы к школе…

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Мы к школе готовы!» Цель: Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе. Программные задачи: 1. Развивать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал в беду» Цель: Дать детям понятие о том, какую опасность таят...

«Тайна имени»

«Тайна имени» Имена, имена В нашей речи звучат не случайно, Как загадочна эта страна, Так и имя - загадка и тайна. С.Маршак. С самого раннего детства...

Читайте также

Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»

Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника» Паспорт проекта Наименование проекта Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника Вид проекта Практико – ориентированный Основные...

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек»

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек» Цель: познакомить детей с породами кошек. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - воспитывать у детей...

Развлечение в младшей группе «Дерево улыбок»

Развлечение в младшей группе «Дерево улыбок» Цель: создание благоприятной обстановки для эмоционально-комфортного состояния детей. Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость детей. Обогащать впечатления детей. Обучать умению...