Экспериментально-образовательная совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
«Гранит – вопросы и ответы»
Цель: дать детям знания о граните, провести ряд опытов с этим камнем;
Образовательные задачи:
- познакомить детей с камнем «гранит», с его названием;
- познакомить детей с историей возникновения и разрушения гранита;
- познакомить детей с областями применения гранита – в строительстве, культуре, медицине;
- учить детей обобщать полученный опыт и делать выводы;
- формировать у детей представления о свойствах гранита;
Развивающие задачи:
- формировать устойчивый интерес и любознательность ко всему, что нас окружает;
- развивать сенсорные чувства: зрительные, тактильные;
- развивать пассивный и активный словарь детей: земная кора, магма, вулкан, горная порода, памятник;
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание участвовать в опытах, фиксировать результаты своих наблюдений;
- воспитывать чувство коллективизма, умение действовать сообща;
Предварительная работа:
- собирание камней детьми вместе с родителями;
- создание коллекции гранитов;
- оформление в группе «Музея гранита»;
- подготовка фотоматериалов;
- создание презентации о граните;
Материалы и оборудование:
- увеличительные стекла на каждого ребенка;
- емкости для воды;
- кусочки поролона;
- известняк или кирпич;
- деревянные бруски;
- молоток;
- альбом для фиксирования опытов.
Ход экспериментально-образовательной деятельности:
1. Вводная часть
- Загадка
Мы нашли их на дороге,
Там их было очень много.
Сейчас музей их наш хранит –
Гордый камень под названием … /гранит/.
- Показ презентации.
- Рассматривание камней.
2. Основная часть
Объяснение названия «гранит»
Гранит получил свое название от латинского слова - granitio, буквально - зернистый. Есть еще одно слово, похожее на «гранит». Это фрукт – гранат. Русское название «гранат» произошло от латинского granatus (зернистый).
Как рождается гранит?
Среди многих горных пород основную группу составляют породы, рожденные в результате мощнейших извержений вулканов. Потом эти породы застывали в земной коре и на поверхности под воздействием воды, ветра, дождя, снега и т.д.
а) Горячая магма поднимается из глубин Земли.
б) Застывшая магма появляется на поверхности Земли.
- Какие минералы входят в состав гранита?
Гранит состоит из трех главных минералов: кварца, полевого шпата и слюды. Они входят в состав гранита в равных количествах.
Разные цвета гранита
Самый распространенный – серый гранит, однако встречается и красный, розовый, оранжевый, голубовато-серый, голубовато-зеленый.
Свойства гранита
- Долговечность.
Гранит начинает разрушаться не ранее, чем через 500 лет, поэтому его нередко называют «вечным» камнем;
- Как же все-таки разрушается гранит?
Днём гранитные скалы сильно нагреваются лучами солнца, а ночью быстро остывают. От этого на граните образуются трещины. После дождя или при таянии снега вода проникает в трещины и постепенно размывает их. Зимой вода, попавшая в трещины гранита, замерзает и раздвигает трещины. И вот от гранитных гор начинают откалываться куски. Они скатываются один за другим вниз. Потоки и ледники измельчают куски гранита, они становятся всё меньше. Перетираясь, крупинки кварца образуют кварцевый песок. Полевой шпат и слюда превращаются в глину. Отсюда появляются огромные массы песка и глины, которые мы всюду встречаем в природе. В течение миллионов лет песок и глина образуются при разрушении гранита.
- Прочность.
Гранит очень плотный и прочный камень.
- Устойчивость к воздействию дождя, снега и ветра.
Гранит — идеальный камень для отделки зданий.
- Устойчивость к воде.
Гранит не впитывает воду. Поэтому гранит прекрасно подходит для набережных рек.
Применение гранита
- Строительство.
Гранит — очень красивый материал. Разные цвета гранита могут создать удивительный узор.
- Полы, лестницы.
Гранит очень долго не стирается. Даже если по лестнице за год пройдет 1 миллион человек, то ступени останутся целыми.
- Брусчатка для мостовых.
Гранит применяется в местах, где необходима большая «выносливость».
- Памятники – древние и современные
- Метро.
Многие станции метро украшают разными видами гранита.
- Лечебные свойства гранита.
В старину из гранита строились бани для царской семьи. Сейчас тоже используют нагретые камни для лечения.
3. Практическая часть
- Опыт первый «Почему «гранит» назвали «гранитом»?»
Взять образец гранита, рассмотреть его в лупу, потрогать на ощупь, определить зернистую поверхность камня; потрогать поверхность стола, заметить разницу; предложить детям определить с закрытыми глазами, где гранит, а где деревянные бруски.
Вывод: гранит имеет зернистую поверхность.
Фиксирование опыта: зарисовка в альбом.
- Опыт второй «Бывает ли разноцветный гранит?»
Взять несколько образцов гранита, рассмотреть поверхность, найти одинаковые черты, определить сходство, найти различия по цвету.
Вывод: гранит имеет разную окраску.
Фиксирование опыта: зарисовка в альбом.
- Опыт третий «Плавает ли гранит?»
Погрузить образец гранита в воду; гранит сразу опускается на дно.
Вывод: гранит не держится на воде, значит он тяжелее воды.
Фиксирование опыта: схематичная зарисовка.
- Опыт четвертый «Впитывает ли гранит воду?»
В емкость с водой положить кусочек поролона, посмотреть, как он впитывает воду и погрузится в воду. Потом достать гранит и поролон, положить их на салфетку, подождать, когда стечет вода с гранита.
Вывод: гранит быстро высох, а с поролона еще долго будет стекать вода, значит, гранит не впитывает воду.
Фиксирование опыта: схематичная зарисовка.
- Опыт пятый «Можно ли расколоть гранит?» (опыт проводится на улице, во время прогулки).
Берем наиболее крупные экспонаты гранита, фиксируем, и педагог стучит по граниту молотком; гранит не раскалывается. Берем известняк или образцы кирпича, тоже фиксируем, и педагог стучит по образцам молотком; от образцов начинают откалываться куски.
Вывод: гранит очень прочный камень.
Фиксирование опыта: схематичная зарисовка.
- Опыт шестой «Нагревается ли гранит?»
Опыт состоит из 2-х частей:
I. Положить образец гранита на подоконник под солнечные лучи. Через некоторое время потрогать образец. Та часть гранита, которая была обращена к солнцу, нагрелась, другая же часть, которая оставалась в тени, осталась прохладной.
II. Положить образец на батарею. Через некоторое время потрогать образец. Гранит оказался более теплым той стороной, которая была ближе к батареи.
Вывод: гранит нагревается и от солнца, и от других источников тепла
Фиксирование 2-х частей опыта: схематичная зарисовка.
4. Заключительная часть
- Показ презентации о граните (дети рассказывают, что они узнали о граните);
- Рассматривания альбома наблюдений и опытов. Дети рассказывают о том, как проводились опыты и что они узнали в результате этих опытов;
- Экскурс по «Музею гранита». Проводят экскурсию дети. Экскурсию можно провести как для детей параллельных групп, так и для родителей.
Список источников:
- http://byaki.net/eto_interesno/44245-istoriya-grom-kamnya.html
- http://profgranit.ru/materials/granit/
- http://granitpro.com.ua/plitka.html
- http://transmaister.ru/granitland.php
- http://граниты.рф/
- http://hphsc.narod.ru/minerals/tainy/tainy002.html
- Атлас динозавров, минералов и ископаемых. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004. – 96 с.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Мастер-класс для педагогов «Применение интеллектуальной карты при составлении описательных рассказов»
Мастер-класс для педагогов «Применение интеллектуальной карты при составлении описательных рассказов» Цель: привлечение интереса педагогов к использованию интеллектуальной карты при составлении описательных...
Досуг для детей и родителей «Как на Руси отмечали Новый…
Досуг для детей и родителей «Как на Руси отмечали Новый год» (Cлайд 1) Ведущий 1: Мы начинаем свой рассказ, И вот специально, лишь для...
Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей…
Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР Время является особенно сложным объектом познания для...