Экспериментально-образовательная совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
«Гранит – вопросы и ответы»

 

Цель: дать детям знания о граните, провести ряд опытов с этим камнем;

Образовательные задачи:

- познакомить детей с камнем «гранит», с его названием;

- познакомить детей с историей возникновения и разрушения гранита;

- познакомить детей с областями применения гранита – в строительстве, культуре, медицине;

- учить детей обобщать полученный опыт и делать выводы;

- формировать у детей представления о свойствах гранита;

Развивающие задачи:

- формировать устойчивый интерес и любознательность ко всему, что нас окружает;

- развивать сенсорные чувства: зрительные, тактильные;

- развивать пассивный и активный словарь детей: земная кора, магма, вулкан, горная порода, памятник;

Воспитательные задачи:

- воспитывать желание участвовать в опытах, фиксировать результаты своих наблюдений;

- воспитывать чувство коллективизма, умение действовать сообща;

Предварительная работа:

- собирание камней детьми вместе с родителями;

- создание коллекции гранитов;

- оформление в группе «Музея гранита»;

- подготовка фотоматериалов;

- создание презентации о граните;

Материалы и оборудование:

- увеличительные стекла на каждого ребенка;

- емкости для воды;

- кусочки поролона;

- известняк или кирпич;

- деревянные бруски;

- молоток;

- альбом для фиксирования опытов.

 

Ход экспериментально-образовательной деятельности:

1. Вводная часть

- Загадка

Мы нашли их на дороге,

Там их было очень много.

Сейчас музей их наш хранит –

Гордый камень под названием … /гранит/.

- Показ презентации.

- Рассматривание камней.

2. Основная часть

Объяснение названия «гранит»

Гранит получил свое название от латинского слова - granitio, буквально - зернистый. Есть еще одно слово, похожее на «гранит». Это фрукт – гранат. Русское название «гранат» произошло от латинского granatus (зернистый).

Как рождается гранит?

Среди многих горных пород основную группу составляют породы, рожденные в результате мощнейших извержений вулканов. Потом эти породы застывали в земной коре и на поверхности под воздействием воды, ветра, дождя, снега и т.д.

а) Горячая магма поднимается из глубин Земли.

б) Застывшая магма появляется на поверхности Земли.

- Какие минералы входят в состав гранита?

Гранит состоит из трех главных минералов: кварца, полевого шпата и слюды. Они входят в состав гранита в равных количествах.

Разные цвета гранита

Самый распространенный – серый гранит, однако встречается и красный, розовый, оранжевый, голубовато-серый, голубовато-зеленый.

Свойства гранита

- Долговечность.

Гранит начинает разрушаться не ранее, чем через 500 лет, поэтому его нередко называют «вечным» камнем;

- Как же все-таки разрушается гранит?

Днём гранитные скалы сильно нагреваются лучами солнца, а ночью быстро остывают. От этого на граните образуются трещины. После дождя или при таянии снега вода проникает в трещины и постепенно размывает их. Зимой вода, попавшая в трещины гранита, замерзает и раздвигает трещины. И вот от гранитных гор начинают откалываться куски. Они скатываются один за другим вниз. Потоки и ледники измельчают куски гранита, они становятся всё меньше. Перетираясь, крупинки кварца образуют кварцевый песок. Полевой шпат и слюда превращаются в глину. Отсюда появляются огромные массы песка и глины, которые мы всюду встречаем в природе. В течение миллионов лет песок и глина образуются при разрушении гранита.

- Прочность.

Гранит очень плотный и прочный камень.

- Устойчивость к воздействию дождя, снега и ветра.

Гранит — идеальный камень для отделки зданий.

- Устойчивость к воде.

Гранит не впитывает воду. Поэтому гранит прекрасно подходит для набережных рек.

Применение гранита

- Строительство.

Гранит — очень красивый материал. Разные цвета гранита могут создать удивительный узор.

- Полы, лестницы.

Гранит очень долго не стирается. Даже если по лестнице за год пройдет 1 миллион человек, то ступени останутся целыми.

- Брусчатка для мостовых.

Гранит применяется в местах, где необходима большая «выносливость».

- Памятники – древние и современные

- Метро.

Многие станции метро украшают разными видами гранита.

- Лечебные свойства гранита.

В старину из гранита строились бани для царской семьи. Сейчас тоже используют нагретые камни для лечения.

3. Практическая часть

- Опыт первый «Почему «гранит» назвали «гранитом»?»

Взять образец гранита, рассмотреть его в лупу, потрогать на ощупь, определить зернистую поверхность камня; потрогать поверхность стола, заметить разницу; предложить детям определить с закрытыми глазами, где гранит, а где деревянные бруски.

Вывод: гранит имеет зернистую поверхность.

Фиксирование опыта: зарисовка в альбом.

- Опыт второй «Бывает ли разноцветный гранит?»

Взять несколько образцов гранита, рассмотреть поверхность, найти одинаковые черты, определить сходство, найти различия по цвету.

Вывод: гранит имеет разную окраску.

Фиксирование опыта: зарисовка в альбом.

- Опыт третий «Плавает ли гранит?»

Погрузить образец гранита в воду; гранит сразу опускается на дно.

Вывод: гранит не держится на воде, значит он тяжелее воды.

Фиксирование опыта: схематичная зарисовка.

- Опыт четвертый «Впитывает ли гранит воду?»

В емкость с водой положить кусочек поролона, посмотреть, как он впитывает воду и погрузится в воду. Потом достать гранит и поролон, положить их на салфетку, подождать, когда стечет вода с гранита.

Вывод: гранит быстро высох, а с поролона еще долго будет стекать вода, значит, гранит не впитывает воду.

Фиксирование опыта: схематичная зарисовка.

- Опыт пятый «Можно ли расколоть гранит?» (опыт проводится на улице, во время прогулки).

Берем наиболее крупные экспонаты гранита, фиксируем, и педагог стучит по граниту молотком; гранит не раскалывается. Берем известняк или образцы кирпича, тоже фиксируем, и педагог стучит по образцам молотком; от образцов начинают откалываться куски.

Вывод: гранит очень прочный камень.

Фиксирование опыта: схематичная зарисовка.

- Опыт шестой «Нагревается ли гранит?»

Опыт состоит из 2-х частей:

I. Положить образец гранита на подоконник под солнечные лучи. Через некоторое время потрогать образец. Та часть гранита, которая была обращена к солнцу, нагрелась, другая же часть, которая оставалась в тени, осталась прохладной.

II. Положить образец на батарею. Через некоторое время потрогать образец. Гранит оказался более теплым той стороной, которая была ближе к батареи.

Вывод: гранит нагревается и от солнца, и от других источников тепла

Фиксирование 2-х частей опыта: схематичная зарисовка.

4. Заключительная часть

- Показ презентации о граните (дети рассказывают, что они узнали о граните);

- Рассматривания альбома наблюдений и опытов. Дети рассказывают о том, как проводились опыты и что они узнали в результате этих опытов;

- Экскурс по «Музею гранита». Проводят экскурсию дети. Экскурсию можно провести как для детей параллельных групп, так и для родителей.

 

Список источников:

  1. http://byaki.net/eto_interesno/44245-istoriya-grom-kamnya.html
  2. http://profgranit.ru/materials/granit/
  3. http://granitpro.com.ua/plitka.html
  4. http://transmaister.ru/granitland.php
  5. http://граниты.рф/
  6. http://hphsc.narod.ru/minerals/tainy/tainy002.html
  7. Атлас динозавров, минералов и ископаемых. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004. – 96 с.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Применение интеллектуальной карты при составлении описательных рассказов»

Мастер-класс для педагогов «Применение интеллектуальной карты при составлении описательных рассказов» Цель: привлечение интереса педагогов к использованию интеллектуальной карты при составлении описательных...

Досуг для детей и родителей «Как на Руси отмечали Новый…

Досуг для детей и родителей «Как на Руси отмечали Новый год» (Cлайд 1) Ведущий 1: Мы начинаем свой рассказ, И вот специально, лишь для...

Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей…

Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР Время является особенно сложным объектом познания для...

Читайте также

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду Огромное влияние на самочувствие ребенка в новой для него обстановке, играет распорядок...

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста…

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста. Звук «Ж» и буква Ж Цель: Коррекция фонематических нарушений. Знакомство со...

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...