Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Цирковое представление»

Цель: формирование представлений о законах движения и равновесия.

Задачи: образовательные:

- познакомить и понятием «инерция тела»;

- закрепить знания о равновесии тела;

- формировать навыки исследовательской деятельности у детей;

развивающие:

- развивать умение детей рассуждать и делать выводы;

- развивать умение использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности;

воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при сотрудничестве, в совместной деятельности;

- воспитывать осознанное отношение к окружающему.

Предварительная работа: познавательные беседы о законе всемирного тяготения И.Ньютона, о равновесии, о цирке. Эксперименты на темы «Равновесие», «Вес», «Центр тяжести». Чтение художественной литературы о цирке.

Материалы: гимнастические палки, неваляшки, стаканчики, картонки, деревянные шарики, бумажные желобки, игрушки, резинки. Презентация «Цирковое представление»

 

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами говорили о цирке? Сегодня я хочу вас снова пригласить в цирк. Скажите, какие артисты выступают на арене цирка? (Ответы детей.) Да, конечно, клоуны, акробаты, дрессировщики зверей, жонглёры … (показ слайдов с изображением цирковых артистов). Вы знаете, что все эти артисты используют в своих трюках знания о законах движения и равновесия. Например, давайте вспомним, как акробат или гимнаст ходит по канату (показ слайда). Посмотрите, как он держит руки в стороны или у него в руках длинный шест. Для чего это нужно? (Ответы детей.)

Воспитатель: А что такое равновесие? От чего оно зависит? (Ответы детей.) Как вы думаете, какие ещё артисты цирка используют в своей работе такое явление как равновесие? (Ответы детей.)

Опыт№1 «Устойчивое и неустойчивое равновесие»

Цель: показать, что равновесие бывает устойчивым и неустойчивым, почему так происходит.

Материал: гимнастические палки, неваляшки.

Ход опыта: дети пробуют держать палку на конце пальца, пытаясь удержать равновесие.

- Устойчиво ли равновесие палки?

- Нет.

- Всё время надо делать так, чтобы центр тяжести был на одной линии с вашим пальчиком. Теперь поиграем с неваляшкой. Попробуем отклонить её от вертикали. Что происходит?

- Она возвращается обратно.

- Почему так происходит? Что мы можем сказать о центре тяжести неваляшки? Где он находится?

- Центр тяжести неваляшки внизу, он расположен очень низко.

- Да, вы правы, центр тяжести расположен очень низко. Какое же равновесие у неваляшки?

- Устойчивое.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас умеет кататься на велосипеде, самокате? Почему вы не падаете? (Ответы детей.) Правильно, вы удерживаете равновесие с помощью поворотов руля, положением тела. А какие артисты цирка тоже умеют ездить на велосипедах, самокатах и даже на мотоциклах по арене?

- Дрессированные медведи (показ слайда с катающимися на велосипедах медведями).

- Когда вы едете на велосипеде и время от времени перестаёте крутить педали, велосипед продолжает двигаться?

- Да.

- Говорят, двигается по инерции. Что же это такое «инерция»? Закон инерции – один из важных законов движения. Давайте с ним познакомимся. Для этого мы станем фокусниками, как в цирке.

Опыт№2 «Лень» и «активность» шарика»

Цель: познакомить с инерцией.

Материал: деревянные шарики, картонки, стаканчики, бумажные желобки.

Ход опыта: дети накрывают стаканчики картонками, сверху кладут шарики. Щелчком сбивают картонку. Наблюдают за шариком. Что произошло? Почему шарик упал в стаканчик? (Предположения детей.)

Вывод: шарик тяжёленький, был «ленив» - опоздал, отстал от картонки, за что и поплатился, попал в стакан.

Далее дети вкладывают в желобки шарики, быстро передвигают их по столу и внезапно их останавливают. Наблюдают, что происходит с шариками. Шарики продолжают движение и катятся дальше. Почему? (предположения детей)

Вывод: теперь шарик был очень активным. Когда желобок остановился, шарик не смог остановиться вместе с ним и по инерции покатился дальше.

Воспитатель: в том и другом случае проявилась инерция. Это свойство предмета сохранять то состояние, в котором он находится.

Физминутка: На арену клоун вышел.

Кто о нём из вас не слышал?

Поклонился, улыбнулся,

Потянулся, повернулся.

Он присел, потом привстал,

Головою покачал.

Мы захлопали в ладоши,

Значит, клоун был хороший!

Воспитатель: Фокусы продолжаются. Сейчас я покажу вам ещё один фокус, а вы раскроете его секрет. Я уже говорила вам, что артисты цирка в своих трюках используют законы движения. Итак …

Демонстрационный опыт «Фокус со стаканом воды»

Цель: познакомить с инерцией.

Материал: стакан с водой, салфетка.

Ход опыта: стакан с водой стоит на салфетке. Воспитатель резко выдёргивает салфетку из-под стакана. Тот остаётся на месте.

- Почему стакан не упал и не поехал вслед за салфеткой? (предположения детей)

Вывод: стакан тяжёлый и «ленивый», он не успел сдвинуться с места, инерция.

Воспитатель: давайте вернёмся к нашим велосипедистам, и проведём мысленный эксперимент.

Мысленный эксперимент. Опыт№3 «Действие инерции»

Цель: развивать умение детей рассуждать и делать выводы.

Материал: картинка с изображением мальчика, едущего на велосипеде. Он засмотрелся на ворону и не заметил под колесом велосипеда камень. Сейчас мальчик упадёт. Три картинки с вариантами, каким образом произойдёт падение: вперёд, назад, вбок.

Ход опыта: дети должны выбрать один вариант из трёх: направление падения велосипедиста при резкой остановке. Дети должны объяснить, почему выбрали именно такой вариант.

Воспитатель: А теперь, зная закон инерции, предлагаю смастерить ещё одного артиста цирка. Зовут его «Крутой Боб». (дети вместе с воспитателем конструируют игрушку-кубарик из металлического шарика и контейнера от киндерсюрприза). Дети играют с ним, скатывая по картонному желобу.

- Какой закон движения мы использовали в этой игрушке? (Ответы детей.) Да, это инерция. Я хотела бы ещё рассказать вам про эквилибристов на мотоциклах, которые умеют делать «мёртвую петлю», но это уже в следующий раз.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическое пособие «Лэпбук «Чистая планета»

Дидактическое пособие «Лэпбук «Чистая планета» «Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, чтобы каждый шаг был...

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников Метод обучения определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование...

Вред интернета для детей

Вред интернета для детей Современный мир уже невозможно представить без интернета, знакомство со всемирной сетью у многих начинается с достаточно раннего...

Читайте также

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду Давно известно, что дошкольный возраст, это возраст познания и исследования ребенка мира, в...

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику»

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику» Программное содержание: продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...

«Путешествие в страну математики»

«Путешествие в страну математики» 1. Коррекционно-образовательные задачи Программное содержание: Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи. Закреплять представления о геометрических фигурах. Формировать представление о...