Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе

Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение выявлять свойства воды;

- формировать умение сравнивать и делать выводы из наблюдения;

- формировать навыки проведения лабораторных опытов;

- обогащать словарный запас новыми понятиями.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение делать умозаключения.

Воспитательные:

- формировать самостоятельность, аккуратность и трудолюбие;

- воспитывать игровое и вербальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Оборудование, необходимое для занятия:

Персонаж - рюкзак, знаки/слайды со свойствами воды, небольшой тазик с водой, стакан, 3 колбы разной формы, высокий сосуд, стакан с водой, стакан + бутылочка молока, дистиллированная вода – 1л, 3 мандарина, большой сосуд с водой, на каждого ребенка – пластиковый поднос, стакан, пластиковая палочка-ложечка, пакетик тростникового сахара.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с волшебницей водой, которая всем на свете нужна. Помните? Вспомнить нам поможет стихотворение (авт. Н. Рыжова)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

Итак, для чего нам нужна вода?

Дети: Ответы детей. (купаться, пить, варить еду, стирать, плавать…)

Воспитатель: А сегодня мы должны были познакомиться с ее некоторыми свойствами, узнать ее секреты, но… когда я подошла к шкафу, где было приготовлено все для опытов, там ничего не оказалось, кроме… вот этого рюкзака. 

1

Воспитатель: Он там и раньше лежал, но сейчас он стал гораздо толще.

Дети: Это он все проглотил!

Воспитатель: Я тоже так подумала и договорилась с ним, что если возьму его на наше занятие,то он все отдаст. Оставим его?

Д.Да!

Воспитатель: Открывает молнию и достает некоторые предметы для занятия(колбы разных форм, бутылочку молока, два мандарина)

(Остальное оборудование уже готово для занятия и стоит на подносах в стороне.)

Воспитатель: Ну, вот видите, он просто заскучал! Давайте брать его с собой. Правда придется присматривать за его поведением.

(Таким образом, появился отрицательный герой, ставший на путь исправления, с помощью которого можно отрабатывать правила поведения, и предугадывать неправильные ответы. Он будет присутствовать на всех занятиях и дети дают ему советы, оценивают его поведение и ответы.)

Воспитатель: Итак, чтобы определить первое свойство воды проделаем опыт:

- На подносе три химические колбы разной формы.

Сейчас Максим зачерпнет воды в емкости (платсмассовый тазик) и нальет в первую колбу.

Теперь Эрик зачерпнет воды и этой же емкости и нальет во вторую колбу.

И наконец Ева зачерпнет воды из этой же емкости и наполнит третью колбу.

Посмотрите, колбы разных форм и вода повторила их форму.

А теперь Миша выльет воду и этих трех коблочек в этот большой сосуд.

Воспитатель: Форма воды опять изменилась?

Дети: Да.

Воспитатель: Можно сказать,что вода не имеет своей формы, поторяет форму сосуда, в котрый ее наливают.

Дети: Да!

(На доске появляется распечатанный знак или слайд – «Вода не имеет постоянной формы».)

2

Воспитатель: Второй опыт покажет нам какого цвета вода.

Воспитатель: Ой, вот рюкзак говорит, что вода белого цвета.Посмотрим, прав ли он?

На подносе стакан с водой и стакан с молоком.

Воспитатель: Как вы думаете что в стаканах?

Дети: Вода, молоко.

Воспитатель: Помотрите на их цвет.

Дети: Молоко белое.

Дети: Вода (серебристая, прозрачная…)

Воспитатель: Вода бесцветная.

(На доске появляется распечатанный знак или слайд – «Вода бесцветная».)

3

Воспитатель: Третий опыт.

Перед вами на столах стоят стаканчики, в которые налита вода.

Понюхайте ее. Попробуйте ее на вкус.

Дети: Ничем не пахнет.

(На доске появляется распечатанный знак или слайд – «Вода без запаха».) 

4

Дети: На вкус никакая.

(На доске появляется распечатанный знак или слайд – «Вода без вкуса».)

4

Воспитатель: А сейчас мы с вами побудем немного волшебниками и попробуем придать ей и вкус и цвет и запах одновременно.

Для этого возьмите пакетик, котрый лежит вас на подносе, высыпьте все его содержимое в стакан с водой и осторожно размешайте палочкой. Помните, что все надо делать неспеша и очень аккуратно, иначе опыт не получится!

Приступайте к работе!

Дети высыпают в воду пакетик тростникового сахара, ароматизированного ванилью.

Воспитатель:Только что эта вода была очищенной: без запаха, без вкуса, без цвета.

А теперь-попробуйте, понюхайте, посмотрите.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Итак, мы с вами познакомились с со свойствами чистой, очищенной воды.

Кто может их назвать? (Обращаемся к знакам/слайдам.)

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Молодцы!

Интересно было? У нас все получилось? Мы поработами со всеми предметами, котрые я принесла на занятие?

Дети: Нет! Тут еще мандарин!

Воспитатель: Действительно – мандарин для опыта-фокуса, который мы сейчас проделаем, а вы сможете продемонстрировать его дома мамам и папам…

Манадарин в кожуре опускаетс в сосуд с водой и плавает у поверхности. Воспитатель очищает мандарин, опускае в тот же сосуд. Мандарин опускается на дно.

Можно достать из рюкзака один наполовину очищенный мандарин и опустить туда же и еще один неочищенный мандарин. Будет эффектная картинка: очищенный на дне, наполовину очищенный посередине сосуда и неочищенный близко к поверхности.

Воспитатель: Видите, как интересно: на первый взгляд очистили мандарин- он стал легче, а он тонет

Воспитатель: Секрет этого фокуса в пузырьках воздуха, которые прячутся по кожурой, они не позволяли утонуть мандарину.Корочку почистили, пузырьки воздуха улетели и мандарин тонет.

Будете показывать фокус дома - секрет не открывайте, пусть это будет наша тайна!

Вот как раз о дружбе воды и вохдуха мы поговорим с вами на следующем занятии.

Прийдете?

Дети: ДА!!!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по ручному труду в технике квиллинг…

Конспект организованной образовательной деятельности по ручному труду в технике квиллинг на тему: «Снежинка» (Подготовительная группа) Цель: Активизировать технические навыки работы с бумагой, используя...

Рекомендации для педагогов по созданию мультфильмов

Рекомендации для педагогов по созданию мультфильмов Мультипликация, анимация - вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных...

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний»

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний» Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Программное содержание: 1...

Читайте также

Дидактическое пособие по развитию речи «Знакомство с предлогами»

Дидактическое пособие по развитию речи «Знакомство с предлогами» Дидактическое пособие по развитию речи предназначено для совместной работы с детьми 4-5 лет...

Образовательная программа ДОУ

Образовательная программа ДОУ

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации…

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на более...