Конспект непосредственной образовательной деятельности «В лаборатории профессора Чудакова»

(Экспериментирование)

Цель: расширение представлений о воде и её свойствах.

Задачи:

  • образовательные: обогащать и расширять представления детей о воде, о её свойствах;
  • развивающие: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь, развивать навыки экспериментирования;
  • воспитательные: формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, бережное отношение к воде и навыки культурного её потребления.

Оборудование: вода, соль, сахар, столы, одноразовые стаканчики, ложки, ёмкости для воды разной формы, 2 сырых яйца, ноутбук, фартуки и шапочки, правила поведения в лаборатории при проведении опытов.

 

Ход занятия:

В-ль:

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Я шла к вам в детский сад с чудесным настроением, и хочу поделиться с вами. Давайте возьмёмся за руки, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Теперь я вижу, что и у вас отличное настроение.

Мне передали, что нам пришло электронное письмо от профессора Чудакова.

(воспитатель открывает и читает): «Здравствуйте, дорогие ребята! Я – профессор Чудаков. У меня есть своя лаборатория, где я работаю: изучаю любопытные факты, провожу опыты, решаю научные проблемы. Например, известно, что вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете, но не всё ещё изучено. Помогите мне разобраться, что такое вода, для чего она нужна и узнать о свойства воды»

В. – Сейчас Маша Н. расскажет нам стихотворение о воде. Именно о воде мы будем говорить, и проводить опыты.

Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете.

Скажите, для чего нужна вода человеку?

(Д. – Умываться, мыть посуду, пол, стирать, мыть игрушки, поливать цветы, готовить еду, пить.)

А как вы думаете, животным нужна вода?

(Д. – животные пьют воду, в воде живут рыбы.) Да, без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше, чем на половину состоим из воды. Пить можно только

чистую воду, овощи и фрукты нужно мыть всегда перед едой.

- Ребята, вы уже много знаете о воде, а сейчас давайте познакомимся с её состоянием и с некоторыми её свойствами.

Я предлагаю пойти в нашу лабораторию и, как настоящим учёным, провести опыты, чтобы убедиться в этом.

А чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения, как вы думаете какие?

  1. Внимательно слушать воспитателя.
  2. Соблюдать тишину.
  3. Не толкать соседа во время работы.
  4. Сначала посмотри, а потом повтори.
  5. Выполнил и положи на место.

(Дети повторяют правила поведения в лаборатории.)

Лаборатория – это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

В. – А теперь пройдёмте в лабораторию. Мы сейчас станем учёными и будем проводить опыты с водой.

(Дети надевают шапочки и фартучки.)

Опыт № 1. Вода - это жидкость.

- Перед вами на столах стоят пустые стаканчики и стаканчики с водой. Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой. Что вы видите? Вода льётся

из одной ёмкости в другую. Почему?

Д. – Потому что вода жидкая.

Вывод: вода – это жидкость. Она течёт, её можно переливать, наливать. Вода обладает текучестью. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. (На доску вывешивается знак.)

Опыт №2. Вода не имеет вкуса.

Этот опыт поможет нам определить вкус воды. Давайте каждый возьмёт трубочку, опустит в стакан и попробует воду. Какой же вкус у воды? Вода сладкая? Вода солёная? Вода горькая? Она – безвкусная.

Вывод: вода не имеет вкуса. (Знак на доске.)

- Посмотрите на столах у вас сахар, соль, а теперь добавьте в стакан сахар и размешайте, попробуйте на вкус. И соль и сахар в воде растворились.

Опыт №3. Посмотрите у вас на столах соль. Добавьте в стаканы соль и размешайте воду. Соль растворилась.

ВЫВОД: вода – это растворитель. (Знак на доске.)

Опыт №4. Вода - прозрачная, бесцветная.

(Стакан с водой и стакан с молоком.)

В. опускает ложку в стакан с водой, а другую ложку опускает в стакан с молоком. В каком стакане ложка видна? А в каком стакане ложки не видно? Ложку мы

можем увидеть в стакане с водой, а в стакане с молоком ложки не видно.

ВЫВОД: вода - прозрачная. (Знак на доске).

Опыт №5. Вода не имеет запаха.

В. – Когда мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы чувствуете во всей квартире. Запах имеют многие предметы, которые нас окружают. Давайте понюхаем воду, чем она пахнет? Есть у воды запах? Нет, у воды запаха нет.

Вывод: вода не имеет запаха. (Знак на доске.)

В. – Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому, в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы и нам немножко отдохнуть. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться (движения стишка).

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

Опыт №6. Вода не имеет формы.

В. - Давайте нальём воду в сосуды разной формы. Посмотрите внимательно, вода приобрела форму той ёмкости, в которую мы её налили.

Вывод: вода не имеет формы. (Знак на доске.)

Опыт №7.

А сейчас скажите мне, пожалуйста, что случится с лужами на морозе.

(Д. – Лужи замерзнут, и вода превратится в лёд.) Посмотрите внимательно:

перед вами на столах на тарелочках – лёд. Возьмите его в руки. Какой лёд? (Д. – Холодный.) Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что ещё можно сказать про лёд? (Затем детям предлагается провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему.)

В. – Ребята, посмотрите, лёд на наших ладошках от теплоты рук стал таять. А когда лёд тает, то во что он превращается? (Д. – В воду.)

Вывод: Значит, лёд – это тоже вода. Вода может быть не только в жидком, но и в твёрдом состоянии, когда замерзает и превращается в лёд. (Знак на доске)

Опыт №8: Вода имеет плавучесть.

В. - Я знаю ещё один интересный опыт. Поднимите руки, кто из вас любит плавать.

Скажите, где вы плаваете? А где легче всего плавать? А почему?

(Д. – в море, потому что в море вода солёная, она лучше держит, потому что у неё высокая плотность.)

- Мы сейчас с вами проведём опыт. Берём две банки с водой, но в одну добавляем соль, размешиваем. А теперь опускаем в обе банки по одному яйцу и смотрим. В солёной воде яйцо не тонет, а в другой банке с пресной водой яйцо опустилось на дно банки.

ВЫВОД: в солёной воде предметы не тонут. (Знак на доске.)

Опыт №9: Газообразная вода – пар.

В. – Посмотрите, ребята, это термос. В термосе у меня кипяток, видите из термоса выходит пар. Если я подержу над паром зеркало, то вы увидите, что на зеркале образовались капельки воды. Значит пар – это тоже вода.

ВЫВОД: вода может быть в парообразном состоянии.

(Знак на доске.)

В. – Понравилось вам заниматься в лаборатории? (Д.)

Что вам понравилось?

(Ответы Д.)

- Без воды невозможна жизнь на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Мы тоже можем беречь воду у себя в детском саду? И чтобы мы не забывали это делать, я приготовила памятку - напоминание «Экономь воду!» - Воду нужно беречь, а как её мы можем беречь? (Д. – не оставлять кран открытым, не лить воду без необходимости, не загрязнять воду, и т.д.)

Вода может принести как пользу, так и вред.

Нельзя пить холодную воду, можно заболеть. Купаясь в водоёме нельзя забывать о безопасности.

Ребята, давайте мы напишем письмо профессору. Расскажем ему, что мы узнали интересного о воде.

А сейчас я передам вам медали «Маленькому Исследователю» за то, что вы помогли профессору разобраться в удивительных свойствах воды. Вы – молодцы! Спасибо.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы. Тема: «Зимние…

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы Тема «Зимние забавы» Цель: Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение всего развлечения; предоставит...

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы»

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы» Программное содержание: закрепить знания детей о Крайнем Севере; уточнить представления о коренном населении Ямало-Ненецкого автономного...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние…

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние птицы» Цели: развитие интонационной выразительности речи детей. Образовательные: Закреплять знания детей о голосах домашних...

Читайте также

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом…

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом развития на тему «Молочные продукты» Цель: формировать у детей представление о пользе...

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Осень рисует осенний пейзаж…

Сценарий осеннего праздника в старшей группе«Осень рисует осенний пейзаж, и приглашает на свой вернисаж» Цели и задачи: Расширять знания об осени как...