Открытая образовательная деятельность по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Радужная вода»
Цель: развитие познавательных интересов, потребности и способности к самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Программные задачи:
- вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать;
- продолжать формировать знания детей о свойствах воды;
- продолжать расширять активный словарь: вода, жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, озерная, океаническая, речная, болотная, морская, плотная, тяжелая, родниковая;
- учить координировать свои действия с действиями других;
- развивать наблюдательность, способность анализировать;
- воспитывать чувство коллективизма;
- создать для детей ситуацию успеха.
Методические приемы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Предварительная работа: игры-эксперименты с водой (вода-жидкость, вода холодная, теплая, горячая, прозрачная, тягучая), беседы о воде.
Материал: краски-гуашь, широкие кисти, пластмассовые стаканы, стеклянные стаканы, сахар, влажные салфетки, шприцы.
Ход образовательной деятельности
Мотивационный этап. Введение в ситуацию.
Воспитатель:
- Ребята, доброе утро! Я вас рада всех видеть! Какое у вас сегодня настроение? Отлично, от этого, у меня тоже прекрасное настроение.
Ребята, сегодня утром я заметила в группе ведерко. Хотите узнать, что же там? (Да!)
Посмотрите, что это? (Капли.) Какие они большие, наверное, волшебные. Что же в них?
Воспитатель достает из ведерка «капельки», а в них загадки.
Воспитатель:
- Дети, послушайте внимательно загадки и попробуйте их отгадать.
Ветер тучу позовет, туча по небу плывет,
И поверх садов и рощ моросит холодный …. (Дождь.)
Воспитатель прикрепляет к доске картинку дождя и достает вторую каплю.
К нам течет издалека
Лентой синею … (Река.)
Воспитатель прикрепляет к доске картинку реки и достает третью каплю.
Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода.)
Воспитатель прикрепляет к доске картинку воды.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, что общего во всех этих загадках? (Вода.)
- Ребята, скажите, а где можно встретить воду в природе? (В морях, океанах, болотах, озерах, родниках.)
- Правильно! А воду в море – как ее называют по-другому? (Морская.)
- Воду в океане? В реке? В озере? В роднике? В болоте? (Океаническая, речная, озёрная, родниковая, болотная.)
- Как вы думаете, кому нужна вода? (Животным, птицам, растениям, насекомым, рыбам, деревьям, людям.)
- Для чего нужна вода людям, животным, растениям, рыбам?
Предполагаемые ответы:
- Без воды невозможна жизнь на земле. Растения бы высохли, люди и животные погибли.
Воспитатель:
- Да, ребята, вы много знаете о воде. А хотите еще больше о ней узнать?
Содержательный этап.
Воспитатель:
- А какого цвета вода? (Бесцветная.)
- Ребята, вода, как волшебница, может превращаться в разные состояния и может быть не только бесцветной. Для этого я хочу пригласить вас в волшебную лабораторию, где можно проводить интересные опыты. Хотите превратиться в волшебников-исследователей и провести опыты? Сможете? (Если дети ответят –нет, можно задать вопрос «А кто может помочь вам в этом?»)
Воспитатель:
- Для того, чтобы мы с вами все стали волшебниками-исследователями встаньте в пары.
Психологический этюд
У меня волшебные уши, которые могут услышать самые тихие звуки, и у тебя волшебные уши;
У меня волшебные глаза, которые могут увидеть самые яркие цвета мира, и у тебя волшебные глаза;
У меня волшебный нос, который чувствует самые необыкновенные ароматы, и у тебя волшебный нос.
У меня самые добрые в мире руки, и у тебя тоже волшебные руки.
Теперь вокруг себя, дружочек, повернись,
И в доброго волшебника-исследователя превратись!
- Прежде чем, пройти в нашу волшебную лабораторию, предлагаю, чтобы каждый из вас нашел свое место по таким схемам. (Большой красный квадрат, маленький синий прямоугольник и т.д.)
Дети берут карточки-схемы, «читают» их и рассаживаются на стулья в соответствии со схемами.
Воспитатель:
- Ребята, вот мы и в нашей волшебной лаборатории. А кто знает, что делают в лабораториях? (Проводят опыты, эксперименты.)
- Так вот, ребята, опыты- это словно фокусы, волшебство. Только загадка волшебства так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, исследований можно объяснить и понять.
- Кто знает правила поведения в лаборатории? (Вести себя спокойно, не мешать друг другу, не толкать друг друга, ко рту ничего не подносить.)
- Правильно! Ребята, так вот сегодня мы будем с вами проводить необычный опыт с водой и красками. У нас две команды. Каждая команда сидит напротив друг друга. Сегодня мы будем работать во взаимодействии, для этого нам понадобится терпение и выдержка.
- Посмотрите, перед каждым из вас находится (воспитатель показывает, дети называют) стакан стеклянный, стакан пластмассовый, столовая ложка, чайная ложка, кисточка, шприц, коробочка с красками, кувшин с водой, сахар.
Воспитатель (показывает стеклянный стакан):
- Ребята, хотите превратить бесцветную воду в цветную?
- Итак, приступаем к исследованию.
Описание опыта.
Первый ребенок кладет 4 столовые ложки сахара, второй - 3 ложки сахара, третий - 2 ложки, четвертый -1 ложку. Воспитатель наливает в каждый стакан теплую воду. Дети тщательно перемешивают сахар до полного растворения. Далее дети в стакан кладут кисточкой краску-гуашь и опять перемешивают. В пустой стеклянный стакан первый ребенок выливает содержимое стакана с краской, второй ребенок при помощи шприца осторожно и медленно по стенке стакана вливает содержимое своего стакана и т.д. От того, что плотность воды с большим количеством сахара больше (вода тяжелее, плотнее), следующий слой остается на поверхности.
Вопросы в ходе эксперимента:
- Ребята, какой стала вода, когда вы положили сахар? (Мутной, не прозрачной, липкой, сладкой, плотной, тягучей.)
Воспитатель показывает тонкую прозрачную и плотную ткань, чтобы дети поняли, что такое плотность.
- Что бывает круглым синим, желтым, красным, зеленым?
Воспитатель постоянно поощряет детей, создает ситуацию успеха.
- Посмотрите, в стакане образовались 4 слоя разного цвета. Вот такая «радужная вода» у нас получилась. Какого цвета самый нижний слой?
- А самый верхний слой?
- Какой слой между синим и красным?
- Обратите внимание, слои не перемешались. Вот так эксперимент–«волшебство»! А секрет в том, что чем больше сахара, тем выше плотность воды. Она становится тяжелой и тем ниже этот слой будет в стакане. Значит вода может менять плотность (при добавлении сахара). Больше сахара-больше плотность.
Вам понравилось?
- Вот, и закончился наш волшебный опыт.
Встаньте, пожалуйста, на ковер.
Вокруг себя дружочек повернись
В ребенка снова превратись!
Заключительный этап. Рефлексия.
Воспитатель:
- Ребята, у вас получилось быть волшебниками-исследователями? Почему? В чем чувствовали затруднения? Что нового узнали? Вам понравилось быть волшебниками-исследователями?
Дети отвечают.
- Дети, вы сегодня были большие молодцы. Отлично справились с исследованием. Желаю вам всегда верить в чудо и волшебство, ведь оно всегда где-то рядом с нами….
Читайте также |
---|
Конспект праздника «Здравствуй, детский сад!»
Конспект праздника «Здравствуй, детский сад!» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к...
Лепбук «Волшебный праздник Новый год»
Лепбук «Волшебный праздник Новый год» Новый год - это самый любимый праздник детей и взрослых. В Новый год исполняются все желание...
Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие) «Экскурсия в краеведческий…
Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)«Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного...