Открытая образовательная деятельность по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Радужная вода»

Цель: развитие познавательных интересов, потребности и способности к самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Программные задачи:

  • вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать;
  • продолжать формировать знания детей о свойствах воды;
  • продолжать расширять активный словарь: вода, жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, озерная, океаническая, речная, болотная, морская, плотная, тяжелая, родниковая;
  • учить координировать свои действия с действиями других;
  • развивать наблюдательность, способность анализировать;
  • воспитывать чувство коллективизма;
  • создать для детей ситуацию успеха.

Методические приемы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Предварительная работа: игры-эксперименты с водой (вода-жидкость, вода холодная, теплая, горячая, прозрачная, тягучая), беседы о воде.

Материал: краски-гуашь, широкие кисти, пластмассовые стаканы, стеклянные стаканы, сахар, влажные салфетки, шприцы.

 

Ход образовательной деятельности

Мотивационный этап. Введение в ситуацию.

Воспитатель:

- Ребята, доброе утро! Я вас рада всех видеть! Какое у вас сегодня настроение? Отлично, от этого, у меня тоже прекрасное настроение.

Ребята, сегодня утром я заметила в группе ведерко. Хотите узнать, что же там? (Да!)

Посмотрите, что это? (Капли.) Какие они большие, наверное, волшебные. Что же в них?

Воспитатель достает из ведерка «капельки», а в них загадки.

Воспитатель:

- Дети, послушайте внимательно загадки и попробуйте их отгадать.

Ветер тучу позовет, туча по небу плывет,

И поверх садов и рощ моросит холодный …. (Дождь.)

Воспитатель прикрепляет к доске картинку дождя и достает вторую каплю.

К нам течет издалека

Лентой синею … (Река.)

Воспитатель прикрепляет к доске картинку реки и достает третью каплю.

Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода.)

Воспитатель прикрепляет к доске картинку воды.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, что общего во всех этих загадках? (Вода.)

- Ребята, скажите, а где можно встретить воду в природе? (В морях, океанах, болотах, озерах, родниках.)

- Правильно! А воду в море – как ее называют по-другому? (Морская.)

- Воду в океане? В реке? В озере? В роднике? В болоте? (Океаническая, речная, озёрная, родниковая, болотная.)

- Как вы думаете, кому нужна вода? (Животным, птицам, растениям, насекомым, рыбам, деревьям, людям.)

- Для чего нужна вода людям, животным, растениям, рыбам?

Предполагаемые ответы:

- Без воды невозможна жизнь на земле. Растения бы высохли, люди и животные погибли.

Воспитатель:

- Да, ребята, вы много знаете о воде. А хотите еще больше о ней узнать?

Содержательный этап.

Воспитатель:

- А какого цвета вода? (Бесцветная.)

- Ребята, вода, как волшебница, может превращаться в разные состояния и может быть не только бесцветной. Для этого я хочу пригласить вас в волшебную лабораторию, где можно проводить интересные опыты. Хотите превратиться в волшебников-исследователей и провести опыты? Сможете? (Если дети ответят –нет, можно задать вопрос «А кто может помочь вам в этом?»)

Воспитатель:

- Для того, чтобы мы с вами все стали волшебниками-исследователями встаньте в пары.

Психологический этюд

У меня волшебные уши, которые могут услышать самые тихие звуки, и у тебя волшебные уши;

У меня волшебные глаза, которые могут увидеть самые яркие цвета мира, и у тебя волшебные глаза;

У меня волшебный нос, который чувствует самые необыкновенные ароматы, и у тебя волшебный нос.

У меня самые добрые в мире руки, и у тебя тоже волшебные руки.

Теперь вокруг себя, дружочек, повернись,

И в доброго волшебника-исследователя превратись!

- Прежде чем, пройти в нашу волшебную лабораторию, предлагаю, чтобы каждый из вас нашел свое место по таким схемам. (Большой красный квадрат, маленький синий прямоугольник и т.д.)

Дети берут карточки-схемы, «читают» их и рассаживаются на стулья в соответствии со схемами.

Воспитатель:

- Ребята, вот мы и в нашей волшебной лаборатории. А кто знает, что делают в лабораториях? (Проводят опыты, эксперименты.)

- Так вот, ребята, опыты- это словно фокусы, волшебство. Только загадка волшебства так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, исследований можно объяснить и понять.

- Кто знает правила поведения в лаборатории? (Вести себя спокойно, не мешать друг другу, не толкать друг друга, ко рту ничего не подносить.)

- Правильно! Ребята, так вот сегодня мы будем с вами проводить необычный опыт с водой и красками. У нас две команды. Каждая команда сидит напротив друг друга. Сегодня мы будем работать во взаимодействии, для этого нам понадобится терпение и выдержка.

- Посмотрите, перед каждым из вас находится (воспитатель показывает, дети называют) стакан стеклянный, стакан пластмассовый, столовая ложка, чайная ложка, кисточка, шприц, коробочка с красками, кувшин с водой, сахар.

Воспитатель (показывает стеклянный стакан):

- Ребята, хотите превратить бесцветную воду в цветную?

- Итак, приступаем к исследованию.

Описание опыта.

Первый ребенок кладет 4 столовые ложки сахара, второй - 3 ложки сахара, третий - 2 ложки, четвертый -1 ложку. Воспитатель наливает в каждый стакан теплую воду. Дети тщательно перемешивают сахар до полного растворения. Далее дети в стакан кладут кисточкой краску-гуашь и опять перемешивают. В пустой стеклянный стакан первый ребенок выливает содержимое стакана с краской, второй ребенок при помощи шприца осторожно и медленно по стенке стакана вливает содержимое своего стакана и т.д. От того, что плотность воды с большим количеством сахара больше (вода тяжелее, плотнее), следующий слой остается на поверхности.

Вопросы в ходе эксперимента:

- Ребята, какой стала вода, когда вы положили сахар? (Мутной, не прозрачной, липкой, сладкой, плотной, тягучей.)

Воспитатель показывает тонкую прозрачную и плотную ткань, чтобы дети поняли, что такое плотность.

- Что бывает круглым синим, желтым, красным, зеленым?

Воспитатель постоянно поощряет детей, создает ситуацию успеха.

- Посмотрите, в стакане образовались 4 слоя разного цвета. Вот такая «радужная вода» у нас получилась. Какого цвета самый нижний слой?

- А самый верхний слой?

- Какой слой между синим и красным?

- Обратите внимание, слои не перемешались. Вот так эксперимент–«волшебство»! А секрет в том, что чем больше сахара, тем выше плотность воды. Она становится тяжелой и тем ниже этот слой будет в стакане. Значит вода может менять плотность (при добавлении сахара). Больше сахара-больше плотность.

Вам понравилось?

- Вот, и закончился наш волшебный опыт.

Встаньте, пожалуйста, на ковер.

Вокруг себя дружочек повернись

В ребенка снова превратись!

Заключительный этап. Рефлексия.

Воспитатель:

- Ребята, у вас получилось быть волшебниками-исследователями? Почему? В чем чувствовали затруднения? Что нового узнали? Вам понравилось быть волшебниками-исследователями?

Дети отвечают.

- Дети, вы сегодня были большие молодцы. Отлично справились с исследованием. Желаю вам всегда верить в чудо и волшебство, ведь оно всегда где-то рядом с нами….



Новые публикации

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного…

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в…

«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в логопедической практике в рамках реализации ФГОС ДО»

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с…

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 5 – 7 лет

Читайте также

Методическая разработка с использованием технологии «ТРИЗ» «Семь дощечек мастерства»

Методическая разработка с использованием технологии «ТРИЗ» «Семь дощечек мастерства»

Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта»

Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта» Зурлар төркеме өчен “Сөйләм үстерү”, “Нәфис-нәфасәти”,”Танып белү”, “ Социаль - аралашу” үсешләре буенча “Әбиләрдә кунакта” темасына белем бирү эшчәнлеге конспекты Тема:...

Художественно-эстетическое развитие (рисование). Тема: Кисть рябинки, гроздь калинки

Художественно-эстетическое развитие (рисование)Тема: Кисть рябинки, гроздь калинки Задачи: Формировать и расширять представление о дереве рябина, её роли в природе. Формировать умение работать в...

Комментарии

  • Ирина
    Добрый вечер! Я бы хотела приобрести данный материал, как это сделать?

    Подробнее...

     
  • Наталья Александровн
    добрый день ,подскажите как скачать лепбук

    Подробнее...

     
  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...





В блогах

Консультация " Сенсорное развитие детей 2-3 лет"

«Сенсорное развитие детей2-3лет» Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком , и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. Сенсорное воспитание  означает целенаправленное развитие и совершенствование  сенсорных процессов ...

Мастер-класс для родителей "Развитие речи в игре"

Мастер-класс для родителей  «Развитие речи в игре» Цель:  оказывать помощь родителям в организации и проведении занятий в домашних условиях по развитию речи ребёнка через игру.  Задачи : - обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей; - заинтересовать проблемой...

Давайте познакомимся!

Меня зовут Елена Александровна! Я работаю музыкальным руководителем. Моё профессиональное кредо: Я люблю воспитанников за их готовность верить в сказку, за их доброту и непосредственность. Я верю в талант каждого ребенка, в развитие его творческих способностей. Я надеюсь, что музыка...

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию

Нетрадиционная техника рисования - тычок жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятая бумага. Цель занятия:  помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Задачи: Образовательные: Создать условие для экспериментирования. Учить создавать...