Непосредственно образовательная деятельность по познанию на тему: «Невидимка-воздух» (эксперименты)

Реализуемая программа: «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Возрастная группа: Средняя группа.

Интеграция: Познание, коммуникация, художественное творчество, здоровье.

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

- изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование (для опытов):

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

- салфетки бумажные (по количеству детей);

- веера (по количеству детей);

- чеснок, чеснокодавилка.

На столах у детей:

- альбомный лист;

- непроливайка с водой;

- кисточка;

- трубочка;

- салфетка;

- палитра с гуашью разбавленной водой;

- стаканы с водой (для опыта).

На столе у воспитателя:

Тот же набор.

 

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей.

Сегодня наше занятие пройдёт не много не привычной для вас форме. Посмотрите, у нас сегодня гости, столы стоят по-другому. Всё это потому, что мы тоже будем говорить о чём-то удивительном и необычном. Посмотрите на нашу группу, что в ней находится? (Ответы детей.)

Правильно, всё это можно потрогать. А что же находится между потолком и стенами, там, где пусто? (Ничего.) Ребята, а теперь внимательно послушайте и отгадайте загадку, и вы поймёте, что там находится:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Наша группа превратится в лабораторию для опытов, а я буду профессором. Ну а вы, ребята, будете моими помощниками!

(Подходят к лаборатории.)

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: А хотите воздух увидеть?

Дети: Да!

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Ребята, воздух есть вокруг нас, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (Ответы детей.)

Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как правильно дышать: через нос или через рот. (Ответы детей.)

Воспитатель: Дышать нужно обязательно через нос. А кто знает, почему именно через нос? (Ответы детей.)

Воспитатель: Что бы не заболело горла, не попала пыль и т.д.

Воспитатель: Наши опыты продолжаются. Мы смогли увидеть воздух, а хотите его услышать?

Опыт 3. Услышать воздух

Посмотрите, что у нас тут (показывает на муз. дух. инструменты)? (Ответы детей.) Поиграйте на этих инструментах (дети играют). Какие замечательные звуки мы услышали! А как эти звуки возникли? (ответы детей: мы подули). Вывод: можно услышать воздух? (Да.) Воздух помогает людям услышать звуки музыкальных инструментов, таких как флейта, труба, саксофон. (Показываю картинки этих инструментов.) Поэтому они так и называются – духовые!

Опыт 4. С веером.

Воспитатель: Посмотрите, в нашей лаборатории есть вот такие предметы. (Веера.) Что это, ребята? (Ответы детей: веера.) С помощью них мы проведём следующий опыт. Помашите веером на себя, что происходит?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Вывод: мы почувствовали ветерок, а по-другому мы ощутили воздух, когда при помощи веера привели его в движение.

Физ. Минутка:

Под музыку танцуем с веерами.

Опыт 5. С чесноком.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. Чем-нибудь пахнет? (Ответы детей.) Если воздух чистый он ни чем не пахнет, не имеет запаха, вкуса, цвета. А сейчас я что–то принесу. (Принести раздавленный чеснок в не прозрачной коробке.) Теперь ещё раз понюхайте, чувствуете запах? (Ответы детей.) Вывод: оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. А как вы поступаете, если воздух вам неприятен? (Ответы детей: закрываем нос.) Давайте проделаем ещё один опыт.

Опыт 6. «Не дышу»

Воспитатель: Давайте закроем нос и рот. Попробуем не дышать. Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Вывод: Без воздуха можно жить? (Ответы детей.) Воздух помогает жизни человека, без него нам не прожить. Поэтому очень важно, что бы воздух на нашей планете был чистым и не загрязненным.

Воспитатель: Теперь я хочу научить вас рисовать с помощью волшебного воздуха и трубочки. (Кляксография. Как делать: Берём кисточку обмакиваем в краске, ставим капельку на лист и дуем на неё трубочкой. Что бы получилась клякса.) Выставка рисунков.





Новые публикации

Конструирование из бумаги методом оригами в дошкольном учреждении.

Конструирование из бумаги методом оригами в дошкольном учреждении. Каждый специалист, работающий в дошкольном образовании должен быть всесторонне развитым человеком, неравнодушным, интересующимся...

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы «Шахматы – это по форме игра, по созерцанию – искусство, а по трудности овладения -...

Читайте также

Конспект прогулки во второй младшей группе «Зимние забавы»

Конспект прогулки во второй младшей группе «Зимние забавы»     Цель. Уточнять и расширять представления детей о зиме, о явлениях природы. Уточнять и активизировать словарь...

Проект «Зимующие птицы родного края»

Проект «Зимующие птицы родного края»   Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетаться, как домой, Стайки на крыльцо… Сколько гибнет их – Не счесть...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Тема: «Состав числа…

Конспект занятия по математике в подготовительной группеТема: «Состав числа 6»   Обучающие задачи: - познакомить детей с составом числа «6»; - упражнять в счёте...


Комментарии

  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...

     
  • Марина Дмитриева
    Интересный материал, познавательный. Можно многое взять для своей работы по своему региональному ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий праздничного утренника к 8 марта в первой младшей группе

Сценарий праздничного утренника к 8 марта в первой младшей группе Цель: Привлекать родителей к мероприятию. Вызывать эмоциональное-положительное отношение к  празднику , воспитывать внимание и любовь к близким. Развивать музыкально творческие способности детей, способствовать раскрытию творческих способностей, развивать чувство коллективизма. Задачи:...

Памятка для родителей «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

Памятка для родителей «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . С 1 января 2014 года введен в действие  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (ФГОС ДО) . Что такое  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного...

Консультация «Родителям о ФГОС до»

Консультация «Родителям о ФГОС до» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и представляет...

Сценарий выпускного бала видео-фильм «Детский сад, прощай, в добрый путь!» для детей подготовительной группы

  Цель : Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи (совместные переживания радости и грусти, расставания, ощущения общего праздника).   Задачи : 1. Раскрытие творческих способностей детей. 2. Совершенствование актёрского мастерства детей. 3. Выявление музыкальных, вокальных, хореографических, исполнительских и поэтических...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство