Непосредственно образовательная деятельность по познанию на тему: «Невидимка-воздух» (эксперименты)

Реализуемая программа: «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Возрастная группа: Средняя группа.

Интеграция: Познание, коммуникация, художественное творчество, здоровье.

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

- изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование (для опытов):

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

- салфетки бумажные (по количеству детей);

- веера (по количеству детей);

- чеснок, чеснокодавилка.

На столах у детей:

- альбомный лист;

- непроливайка с водой;

- кисточка;

- трубочка;

- салфетка;

- палитра с гуашью разбавленной водой;

- стаканы с водой (для опыта).

На столе у воспитателя:

Тот же набор.

 

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей.

Сегодня наше занятие пройдёт не много не привычной для вас форме. Посмотрите, у нас сегодня гости, столы стоят по-другому. Всё это потому, что мы тоже будем говорить о чём-то удивительном и необычном. Посмотрите на нашу группу, что в ней находится? (Ответы детей.)

Правильно, всё это можно потрогать. А что же находится между потолком и стенами, там, где пусто? (Ничего.) Ребята, а теперь внимательно послушайте и отгадайте загадку, и вы поймёте, что там находится:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Наша группа превратится в лабораторию для опытов, а я буду профессором. Ну а вы, ребята, будете моими помощниками!

(Подходят к лаборатории.)

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: А хотите воздух увидеть?

Дети: Да!

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Ребята, воздух есть вокруг нас, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (Ответы детей.)

Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как правильно дышать: через нос или через рот. (Ответы детей.)

Воспитатель: Дышать нужно обязательно через нос. А кто знает, почему именно через нос? (Ответы детей.)

Воспитатель: Что бы не заболело горла, не попала пыль и т.д.

Воспитатель: Наши опыты продолжаются. Мы смогли увидеть воздух, а хотите его услышать?

Опыт 3. Услышать воздух

Посмотрите, что у нас тут (показывает на муз. дух. инструменты)? (Ответы детей.) Поиграйте на этих инструментах (дети играют). Какие замечательные звуки мы услышали! А как эти звуки возникли? (ответы детей: мы подули). Вывод: можно услышать воздух? (Да.) Воздух помогает людям услышать звуки музыкальных инструментов, таких как флейта, труба, саксофон. (Показываю картинки этих инструментов.) Поэтому они так и называются – духовые!

Опыт 4. С веером.

Воспитатель: Посмотрите, в нашей лаборатории есть вот такие предметы. (Веера.) Что это, ребята? (Ответы детей: веера.) С помощью них мы проведём следующий опыт. Помашите веером на себя, что происходит?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Вывод: мы почувствовали ветерок, а по-другому мы ощутили воздух, когда при помощи веера привели его в движение.

Физ. Минутка:

Под музыку танцуем с веерами.

Опыт 5. С чесноком.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. Чем-нибудь пахнет? (Ответы детей.) Если воздух чистый он ни чем не пахнет, не имеет запаха, вкуса, цвета. А сейчас я что–то принесу. (Принести раздавленный чеснок в не прозрачной коробке.) Теперь ещё раз понюхайте, чувствуете запах? (Ответы детей.) Вывод: оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. А как вы поступаете, если воздух вам неприятен? (Ответы детей: закрываем нос.) Давайте проделаем ещё один опыт.

Опыт 6. «Не дышу»

Воспитатель: Давайте закроем нос и рот. Попробуем не дышать. Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Вывод: Без воздуха можно жить? (Ответы детей.) Воздух помогает жизни человека, без него нам не прожить. Поэтому очень важно, что бы воздух на нашей планете был чистым и не загрязненным.

Воспитатель: Теперь я хочу научить вас рисовать с помощью волшебного воздуха и трубочки. (Кляксография. Как делать: Берём кисточку обмакиваем в краске, ставим капельку на лист и дуем на неё трубочкой. Что бы получилась клякса.) Выставка рисунков.



Новые публикации

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Читайте также

Лепбук «Волшебный праздник Новый год»

Лепбук «Волшебный праздник Новый год» Новый год - это самый любимый праздник детей и взрослых. В Новый год исполняются все желание...

Методическая разработка: «Обучение детей 5-7 лет работе ног при плавании…

Методическая разработка: «Обучение детей 5-7 лет работе ног при плавании кролем на груди» Введение Обучение детей плаванию кролем на груди правильнее всего...

«Сказка к нам приходит». Викторина по сказкам для детей младшей…

«Сказка к нам приходит». Викторина по сказкам для детей младшей разновозрастной группы в форме квест-игры Цель. Создать радостное настроение, доброжелательную обстановку...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

План работы по самообразованию воспитателя по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через…

План работы по самообразованию воспитателя Нургалиевой Лианы Николаевны на 2022-2023 учебный год по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования» Введение Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования...

Консультация для родителей

Консультация для родителей   «Развитие графомоторных навыков у детей» К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и лёгкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребёнку возможность быстрее справиться с письмом...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Художественно - эстетическое развитие» (лепка). Средняя группа. Тема: «Витамины в…

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности. Задачи: - развивать фантазию и творческие способности детей; - способствовать развитию диалогической речи; - совершенствовать умение лепить фрукты и овощи по представлению, используя знакомые техники лепки. Ход - Дорогие ребята! Я очень...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Познание» (познавательное развитие). Тема: «Витамины для здоровья». Средняя группа.

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: - формировать у детей представление о том, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении для здоровья человека; рассказать о полезных продуктах, в которых содержаться витамины; -...