Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Колобок - невидимка»

Цель: создание условий для опытно – исследовательской и экспериментальной деятельности детей посредством реализации принципа со-конструкции.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания об агрегатных свойствах воды (лед);
  • расширить знания детей о свойствах муки, воздуха, соли;
  • продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия своих действий;
  • совершенствовать умение детей самостоятельно делать выводы, проводить опыты самостоятельно или с минимальной помощью взрослого;
  • учить соблюдать правила безопасности вовремя опытно – экспериментальной деятельности.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к опытно - исследовательской деятельности и экспериментированию;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать речь;
  • развивать воображение, память, логическое мышление;
  • развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к сверстникам, способность учитывать их мнение;
  • воспитывать нравственные качества личности ребенка – желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Физическое развитие

Использованные технологии:

  • Здоровьесберегающие.
  • ИКТ.

Предварительная работа:

Проведение опытов с воздухом, водой, мукой, солью и бумагой, д/и «Найди новый цвет».

Материал: карта-схема, самолет – записка, лед, чайник, варежка, имитация поля с колосками (или картинка), крупа, кофемолка, деревянная ступка, соль и перец, воздушный шарик, сито, краска гуашь, кастрюля или миска для смешивания ингредиентов, печенье в форме звездочек и кругов.

Музыкальное сопровождение: плач, голос Колобка.

 

Ход:

Дети входят в зал /группу, встают полукругом лицом к гостям.

Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам пришли гости! Давайте поприветствуем их и друг друга!

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Дети присаживаются на свои места. Слышен плач.

Воспитатель: ой, ребята, что это? (озирается) кто – то плачет.

Раздается голос.

Голос: здравствуйте, ребята… Это я плачу. Невидимка…. Когда-то я был сказочным персонажем, но меня заколдовала злая фея. Сказала, что расколдоваться я смогу только если вспомню все опыты из детского сада…. А я тогда глупенький был, баловался много и не слушал воспитателя… Эх…Не суждено мне себя в зеркале увидеть…

Воспитатель: вот это ситуация…. Ребята, что вы думаете по этому поводу? (предложения детей – помочь) Мы поможем тебе, Невидимка!

Голос: Спасибо, ребята! У меня есть подсказка от феи! Но я ее так и не разгадал.

Подкидывает сверток. Воспитатель с детьми разворачивает его, на нем изображена карта страны Экспериментов. И записка:

Чтобы расколдовать Невидмку надо отыскать:
- живую водицу,
- пресный порошок,
- соленый порошок.
Но это еще не все: только лишь заклинание подскажет вам, как снять чары.

Воспитатель: ребята, похоже, нам пора отправляться в путешествие в страну Экспериментов. Вы готовы? Что нам для этого необходимо взять с собой? (Предположения детей – знания!)

Но здесь есть предупреждение! В стране Экспериментов совершенно нет воздуха! Что нам делать, ребята? (Взять его с собой.) Но как? У нас есть банка без крышки, сумка, полиэтиленовый пакет. Как же взять с собой воздух? (Предположения детей.)

Дети набирают с собой по пакетику воздуха, закручивают его или закрывают пакет с помощью зажимов.

Воспитатель: отлично, теперь нам ничего не страшно! На карте указано, что нужно обернуться вокруг себя один раз и пройти по ребристому мостику (проделывают).

Воспитатель: ребята, первое, что нам нужно, это живая водица, но я вижу только осколки ледяного айсберга...

(Выслушать предложения детей, как превратить лед в воду: нагреть – выбирают способ – свеча, чайник, положить в теплое место и др.)

Воспитатель: отлично, воду мы добыли. Перельем ее в баночку и возьмем с собой.

Второй ингредиент – пресный порошок. Ребята, перед нами только поле…никакого порошка (озирается).

(Дети замечают рассыпанную крупу: гречку, овсянку или др, высказывают предположение о том, как можно получить порошок, разбирают понятие «пресный»; находят способ получения порошка – муки из крупы – с помощью кофемолки, ступки, исследуют порошок. Приходят к выводу, что это мука. Какая она? Воздушная, легкая, сыпучая. Можно посмотреть через лупу – из чего состоит? из песчинок.)

Воспитатель: и второй ингредиент мы добыли. Насыпаем в баночку, берем с собой. Ребята, на карте нарисован ураган… Но здесь нет ветра…

(Дети замечают перемешанные соль и перец.)

Воспитатель: так вот, что случилось! Нам нужен белый соленый порошок, что это? (Соль.) Но она перемешана с черной пылью…. Что же делать?

(Предположения детей, выбрать вариант: просеять через сито, с помощью наэлектризованного воздушного шарика. По окончанию эксперимента дети изучают соль – как узнать, что она соленая? Можно растворить в воде. Рассмотреть под лупой, сравнить с мукой и т.д.)

Воспитатель: и третий ингредиент мы добыли!

(Пересыпаем в баночку – здесь тоже можно предложить детям найти свой способ: ложкой столовой, ложкой чайной, при помощи воронки.)

Что же дальше… (дети напоминают про заклинание).

Появляется самолетик (его может отправить помощник воспитателя).

Воспитатель: ой, что это?

(Вертит его, дает возможность детям догадаться, что его нужно развернуть, читают надпись.)

Чтобы расколдовать Невидимку, надо смешать ингредиенты по схеме, но она потеряла свой цвет на солнце. Вам нужно его восстановить.

(Дети должны вспомнить про невидимые чернила из лимонного сока – нужно нагреть записку – выбирают способ: батарея, варежка, утюг – с помощью воспитателя!)

Воспитатель: а вот и схема!

(Нарисованы – 1 стакан воды + 1 стакан муки + 0,5 стакана соли + оранжевая краска.)

Воспитатель: давайте посмотрим, все ли ингредиенты у нас есть?

(Проверяют, выясняют, что не хватает оранжевой краски.)

Воспитатель: ребята, у нас как раз закончилась оранжевая краска…. Есть синяя, желтая, красная, белая и черная…

(Дети догадываются, что нужно смешать желтую и красную краску – смешивают.)

Воспитатель: здорово! Теперь осталось лишь смешать все ингредиенты.

(Воспитатель подводит детей к выводу о том, что из этих же ингредиентов делают тесто – т.е его нужно замесить; замешивают тесто – получается Колобок; воспитатель или дети рисуют, или вставляют глазки.)

Голос Колобка: спасибо, ребята! Теперь я вспомнил! Я – Колобок! И все опыты ваши я тоже запомнил! В следующий раз сам себя расколдую! Хи-хи –хи!

Воспитатель: пожалуйста, Колобок! Мы рады были тебе помочь! Ребята, а нам пора!

(Кружимся один раз вокруг себя и возвращаемся по ребристой дорожке в исходную часть группы.)

Воспитатель: ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были? (В стране Экспериментов.)

Какое доброе дело сделали? (Помогли расколдовать Колобка.)

Что мы для это сделали? (Уточнить, какие эксперименты проводились, как и что получилось.)

Ребята, вы молодцы! Спасибо вам за работу!

Пока мы с вами общались, Колобок напек нам печенье. Возьмите звездочки те, кому было интересно и все получилось, а круглые печеньки возьмет тот, у кого возникли трудности. Но не переживайте! В следующий раз все обязательно получится!

Спасибо, ребята!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие инициативы и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством…

Развитие инициативы и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством использования технологии «План - Дело - Анализ» Раздел I Информация об опыте Условия...

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

План воспитательно-образовательной работы на тему «Транспорт»

План воспитательно-образовательной работы на тему «Транспорт»

Читайте также

Мастер-класс «Хатха - йога как средство профилактики физических и эмоциональных…

Мастер-класс «Хатха - йога как средство профилактики физических и эмоциональных перегрузок у детей старшего дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста…

Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Цирковое представление» Цель: формирование представлений о законах движения и равновесия. Задачи: образовательные: -...

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого...