Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Тема: «Это удивительное вещество природы - соль»

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, заготовки из картона звезда, клей, кисти, подносы для рисования солью.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»
• Наблюдение «Как мама использует соль?».


Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.

Игра –приветствие.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и радость.

Приветствие «Здравствуйте!»

Дети (парами) поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.

А теперь подарим всем сидящим в этом зале свое настроение под мой счет: «Раз, два, три, настроение подари» (дуют на ладошки.) Молодцы!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась интересная шкатулка. Вы, знаете чья она? Вам интересно узнать, что там? (Открывает.) Какие-то мешочки в ней (три мешочка: соль мелкая, поваренная, морская крупная). Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек? (Ответы детей.). А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек - что же это может быть?

Педагог высыпает соль в емкость. Из мешка выпадает записка.

Воспитатель. Интересное какое-то послание….

1.Что за странный порошок,

С виду неприметный.

Но любое блюдо он,

Делает отменным… (Соль.)

Воспитатель. Ребята, кто разгадал это послание? (Соль.) Так это соль. Интересно, кто хозяин шкатулки, и зачем нам прислали ее? Посмотрите в шкатулке еще лежит флешка. Для чего она здесь? (Ответы детей.) Конечно нужно ее посмотреть, возможно там подсказка.

(Включается запись, голос инопланетянина.)

Инопланетянин: «Здравствуйте, уважаемые, Земляне! Меня зовут Куки! Я и мои друзья с планеты Юки узнали, что на Земле в пищу добавляют не известное вещество - соль, поэтому ваша еда очень вкусная. Мы, инопланетяне, обращаемся к вам с просьбой, помогите узнать, где ее можно найти, свойства соли, где ее можно применить?».

Воспитатель: Вот инопланетяне нас озадачили….

Воспитатель: Ребята, нам нужно выяснить, что такое соль и какие свойства она имеет. А какую соль, ребята, вы знаете? (Морская, крупная, мелкая.) А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? Для чего нужна соль? Где люди используют соль? (Ответы детей.)

Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение».

Воспитатель: Ребята, соль - полезное ископаемое. Добывают ее под землёй в огромных пещерах, сталактитах и из морской воды. По другому её называют галит – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкий порошок белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. В древности люди добывали соль. Они сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу.

Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды. С древних времен соль ценилась на вес золота.

В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ.

Соль была дорогим товаром. Ее подавали в золотых солонках. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком, чем почетнее был человек, его сажали ближе к солонке, а остальные уходили «несолоно-хлебавши». Если кто-то рассыпал соль, его ругали. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Как стол не накрывай, а без соли не обойдешься.

Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли и хлеб не естся.

Соль всему голова, без соли и жито-трава.

Без золота прожить можно, а без соли нельзя.

И старая кобыла до соли лакома.

Воспитатель: Наша планета очень богата солёными место рождениями.
Люди научились добывать соль различными способами.
Соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. 
Раньше это делали вручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов.

Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях, выпаривают морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Воспитатель: Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. За целебные свойства называют «белым золотом».
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Недостаток соли может привести к заболеваниям. Соль убивает микробы. Йодированная соль (в такую соль добавлен йод), нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль? (Ответы детей: для приготовления пищи при варке, солить овощи, консервировать на зиму овощи, солить рыбу, грибы.)
Правильно, соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей.

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным.

Соль используют в изготовлении стекла, мыла, пластмассы.

Из соли даже строят дома!
В зимний период во время гололеда, на улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Лед таит от попадания соли, это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Воспитатель: Теперь немного отдохнем и поиграем.

Игра «Где живут человечки?»

Правила игры: вещества вокруг нас состоят из очень маленьких не видимых частиц похожих на человечков. Если человечки крепко держаться друг за друга, как на этой карточке (карточка 1), это вещества называются твердыми. Попробуем показать твердое вещество - соль: возьмитесь крепко за руки. Легко ваши руки разъединить? (нет). Частицы жидкого вещества не очень крепко держаться друг за друга, вот как эти человечки на карточке, (карточка 2). Покажите жидкое вещество воду. Встаньте рядом и коснитесь друг друга локтями. Легко разорвать вашу цепь? (не очень трудно). Наконец, есть вокруг нас газообразные вещества. Мы их почти не видим, ощущаем по запаху. Частички газообразных веществ вообще соприкасаются друг с другом, они свободно движутся в разных направлениях. Как человечки на этой карточке (карточка 3). Частички двигаются в рассыпную. Покажем газообразное вещество воздух: побегайте в разных направлениях, размахивая руками.

Условия игры: я называю различные вещества, вы думаете, как в нем ведут себя человечки. Вы выступаете в роли маленьких человечков и показываете с помощью движений, в каком веществе как человечки живут. Воспитатель называет вещество или показывает ту или иную предметную картинку, дети должны изобразить поведение «маленьких человечков». Начали: сахар, вода, воздух, молоко, камень, дерево, туман, песок, компот, дым.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас настало время для исследования свойств твердого вещества - соль. Где же мы можем это сделать? (ответы детей: в лаборатории). А кто работает в лаборатории? (Ответы детей научные работники, ученые.) Чем они занимаются? (Исследованиями, проводят опыты.)

Воспитатель. Нам необходимо попасть в лабораторию страны «Наука».

А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах не известные вещества.

3. Соблюдать тишину, быть аккуратным, внимательным, не перебивать другого и не мешать друг другу.

Воспитатель. Необходимо приготовиться к нашему путешествию. Наденем специальную одежду (одевают халаты). Мы превратились в ученых. Закройте глаза и произнесите магическое заклинание: «Вокруг себя обернись, в стране науки очутись!»

Всех приглашаю в нашу научную лабораторию.
Прежде чем начать наши исследования, вспомним правила проведения опытов.

Слайд. 
1. При работе с солью не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место.

6. Будь осторожен.
Воспитатель: И так внимание! Чтобы всё у нас получилось, нужно быть внимательными, активными, старательными, отвечать полными предложениями, делать выводы.

Воспитатель: Пройдите на места.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами контейнер с солью. Какого цвета это вещество? (белого). Попробуем определить, есть ли у соли запах? Ребята, кто напомнит правила как нюхать сыпучие вещества? (Необходимо осторожно не поднося близко к носу, направлять ладонью пары вещества.) Понюхайте соль. Есть ли у нее запах? (Без запаха.) Мы с вами знаем, что нельзя пробовать незнакомые вещества на вкус. А почему? Конечно, есть вещества опасные для здоровья! Это вещество нам известно. Теперь отсыпьте немного соли в тарелочку. Известное вещество мы попробуем на вкус. Но, сначала вспомним какой вкус имеет соль? (Соленый.) А теперь аккуратно возьмите на кончик палочки крупинку соли. Какой вкус? (Соленый.) Значит соль имеет соленый вкус.

Воспитатель: Теперь её рассмотрим. Если мы с вами посмотрим на соль, что вы можете сказать о её внешнем виде? (Соль похожа на порошок.)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
А теперь соль рассмотрим в лупу. Для чего нужна лупа? (Они в несколько раз увеличивают предмет.) Что вы видите? (Соль состоит из белых кристаллов.)

Возьмите трубочку. Тихонько и очень осторожно подуйте на соль через трубочку.
Какой мы можем сделать вывод: соль - сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2: «Соль хрустит»

Воспитатель: Ребята, возьмите ложку, надавите на соль сухой ложкой, что мы услышали? (Ответы детеймы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.)
Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Воспитатель: Возьмите пипетки, наберите немного воды в нее и капните на соль. Что произошло? (Соль впитала воду.) А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (Соли много, воды мало.)

Вывод: значит соль поглощает воду.

Опыт № 4: «Соль растворяется в воде»
Воспитатель: Как вы думаете, соль растворяется в воде? (высказывания детей). Проверим. Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (соленый). Молодцы.

Вывод: соль растворяется в воде.
Опыт№ 5: «Как вернуть соль из воды»

Воспитатель: Как вы думаете, возможно вернуть соль из воды? (Высказывания детей.) Попробуем вернуть соль: нагреваю при помощи свечи солёную воду в ложке. Что происходит? Что остаётся в ложке после выпаривания воды? Какой вывод?

Вывод: соль не исчезает в воде, а растворяется, её можно получить вновь, нагревая солёную воду.

Опыт № 6: «Плавающее яйцо (картошка)».
Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная.)
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да.)
Поможет нам в этом обычное яйцо. Положим в нашу баночку еще 4 ложки соли и хорошо размешаем. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет.)
А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с водой без соли. Что вы видите? (Яйцо утонуло.) Какой вывод мы сделаем?

Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать, соль делает воду плотнее.

Закрепление.

Воспитатель: Итак, ребята подведем результаты исследований:

Дети выходят и выкладывают на доске символы-обозначения своих наблюдений.

Соль белого … цвета.

Соль не имеет … запаха.

Соль на вкус … солёная.

Соль – состоит из…кристаллов.

Соль (если подуть на соль, то частички соли разлетаются, значит) … сыпучая.

Соль в воде … растворяется.

Соль делает воду … плотнее.

Воспитатель: Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Воспитатель: Вот ребята мы с вами и выяснили свойства соли. Теперь Куки сможет рассказать своим друзьям, что такое соль, где её добывают и про её свойства, и взять ее на свою планету.

Воспитатель: Молодцы! Вы были хорошими учеными.

Воспитатель: Но, у соли есть еще очень интересное и не обычное применение. Вам интересно это узнать? (Ответы детей.) Для этого нам необходимо попасть в творческую мастерскую. Закройте глаза и произнесите магическое заклинание «Вокруг себя обернись, в мастерской окажись!»

Воспитатель: Вот мы в творческой мастерской. А теперь самое интересное! (Открывается крышка коробки или контейнера, в котором лежит цветная соль. В подносах или тарелках лежат картонные заготовки в форме звезды для каждого ребенка.)

Воспитатель: Соль очень интересное применение нашла в творчестве. Она легко смешивается с красками. Я смешала соль с цветными мелками.

Предлагаю раскрасить звездочки разноцветной солью и подарить инопланетянам на память. Их отправят почтовой посылкой на космодром.

Воспитатель: Сначала необходимо кистью нанести клей на звезду.

Наносите побольше клея на фигурку. Старайтесь клеем покрыть всю фигуру. Затем нужно «посолить» звездочки цветной солью, используя один или много цветов. Ребята, выбирайте цвета по своему желанию. После того, как вы нанесете всю соль на звезду, нужно аккуратно взять звездочку и наклонить ее, что бы ссыпалась лишняя соль в поднос. И так наша мастерская начинает работу.

Играет мелодия.

Воспитатель: Как красиво у вас получается!

Фигурки положим стол для полного высыхания, а сейчас пора возвращаться в группу. Закройте глаза и произнесите магическое заклинание «Вокруг себя обернись, в группе очутись!»

Самоанализ.

Воспитатель: Где мы сегодня побывали? (Лаборатория, творческая мастерская.)

Воспитатель: О чём вы узнали сегодня в лаборатории? (О свойствах соли.)

Воспитатель: Как мы узнали о свойствах соли? (Проводили эксперименты.)

Воспитатель: Ребята, соль необходима всем людям. Если еда несолёная – совсем невкусная, пресная. Соль полезна для человека, если использовать в меру!

Рефлексия.

Вам было интересно на занятии?

Что именно, интересно?

Вас что-то удивило здесь?

Что было сложного для вас на занятии?

О чем бы вы рассказали своим друзьям или родителям?

В знак того, что вы сегодня все молодцы, пожмите друг другу руки! А гостям скажем до свидания, до новых встреч!





Новые публикации

Конструирование из бумаги методом оригами в дошкольном учреждении.

Конструирование из бумаги методом оригами в дошкольном учреждении. Каждый специалист, работающий в дошкольном образовании должен быть всесторонне развитым человеком, неравнодушным, интересующимся...

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы «Шахматы – это по форме игра, по созерцанию – искусство, а по трудности овладения -...

Читайте также

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности…

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней логопедической группы с ОНР по формированию элементарных математических представлений в рамках тематической...

«Создание психологического комфорта для детей и их родителей при поступлении…

«Создание психологического комфорта для детей и их родителей при поступлении ребенка в дошкольное учреждение» В период адаптации к ДОУ важным моментом...

Конспект занятия в младшей группе «Елочка красавица»

Конспект занятия в младшей группе «Елочка красавица» Программное содержание: Познакомить с новым приемом рисование «набивкой». Развивать мышление, мелкую моторику рук, развивать эстетическое...


Комментарии

  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...

     
  • Марина Дмитриева
    Интересный материал, познавательный. Можно многое взять для своей работы по своему региональному ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий праздничного утренника к 8 марта в первой младшей группе

Сценарий праздничного утренника к 8 марта в первой младшей группе Цель: Привлекать родителей к мероприятию. Вызывать эмоциональное-положительное отношение к  празднику , воспитывать внимание и любовь к близким. Развивать музыкально творческие способности детей, способствовать раскрытию творческих способностей, развивать чувство коллективизма. Задачи:...

Памятка для родителей «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

Памятка для родителей «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . С 1 января 2014 года введен в действие  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (ФГОС ДО) . Что такое  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного...

Консультация «Родителям о ФГОС до»

Консультация «Родителям о ФГОС до» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и представляет...

Сценарий выпускного бала видео-фильм «Детский сад, прощай, в добрый путь!» для детей подготовительной группы

  Цель : Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи (совместные переживания радости и грусти, расставания, ощущения общего праздника).   Задачи : 1. Раскрытие творческих способностей детей. 2. Совершенствование актёрского мастерства детей. 3. Выявление музыкальных, вокальных, хореографических, исполнительских и поэтических...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство