Конспект ООД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема: «Воздух - невидимка»
Цель:
Активизация познавательно – речевого развития детей путём уточнения и расширения знаний и представлений об окружающем мире, развитие интереса к исследовательской деятельности.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Образовательные задачи:
Учить наблюдать за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром, рассматривание слайдовых презентаций,
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, 2 пустые бутылки, крышки, веера из бумаги, мольберт для картинок, волшебный сундучок.
Словарная работа: лаборатория, газ, кляксография.
Ход занятия:
Воспитатель: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория»
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: Правильно, это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
Воспитатель: в лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
Воспитатель: Что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Воспитатель: Вы хотите узнать про воздух много-много интересного? Тогда мы отправляемся в лабораторию проводить опыты (шагают по кругу, затем проходят за свои рабочие места). И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный. Ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький.
Дети: он сдулся
Воспитатель: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети:- Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?
Дети: воздух
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: сегодня мы с вами продолжим изучать свойства воздуха.
Воспитатель: Итак, начнем наши опыты:
Опыт № 1 «Как поймать воздух? »
Воспитатель: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть, какой он.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: он пуст.
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?
Дети: он изменил форму.
Воспитатель: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.
Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух?
Ответы детей.
Опыт№2 «Как почувствовать воздух?»
Воспитатель: Возьмите палочку и проколите пакет, Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой). Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку).
Вывод: воздух можно почувствовать.
Физкультурная минутка:
Непоседа – ветер (взмахи руками над головой)
Знает все на свете.
Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква – ква – ква
Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому, а затем к левому уху) Шу – шу – шу
Знает, как кричит ворона (машем руками, как крыльями) Кар – кар – кар
Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му – му – му.
Опыт № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: - А давайте проверим!
Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо, и посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.
Воспитатель: - Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Ответы детей: Потому что воздух легче воды.
Опыт№ 4 «Имеет ли воздух вес? »
Воспитатель: Это мы сейчас проверим.
Воспитатель: На столе разложены предметы: резиновый мяч, кусок резины
Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновый мяч. Он не тонет.
Почему? Ведь мяч тяжелее кусочка резины? Что внутри мяча?
(воздух)
Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.
Физкультурная минутка.
«Мыльные пузыри».
У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
Воспитатель: А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Опыт № 5 «Слышим воздух»
Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
Воспитатель: А ещё у нас на столе есть лежит шарик. Давайте надуем шарик. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух?
Дети: Нам помогли баночки, бутылочки и шарик.
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как?
Ответы детей.
Опыт№ 6 «Узнай по запаху»
Имеет ли воздух запах? (нет) Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи. У меня две баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза, я открываю баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином, чесноком, луком).
Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами). Возле костра? (дымом). После дождя? (свежестью) в столовой? (едой).
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Опыт № 7 «Имеет ли воздух форму?»
Воспитатель: Что у меня в руках?
Дети: воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка.
Воспитатель: Что находится внутри этих предметов?
Дети: воздух
Воспитатель: Одинаковой ли формы эти предметы?
Дети: нет.
Вывод: Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?
Ответы детей
Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети пробуют рисовать.
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух? А для этого я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
1) воздух – невидимка;
2) воздух не имеет формы;
3) воздух не имеет запаха;
4) воздух не имеет вкуса;
5) воздух не имеет цвета;
6) воздух можно услышать;
7) ветер – движение воздуха.
Воспитатель: Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении?
Дети: протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы.
Воспитатель: А на улице?
Дети: поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами, строить очистительные сооружения.
Воспитатель: Вам понравилось работать в лаборатории?
Воспитатель: Вам понравилось работать в лаборатории? Всем в качестве награды я приготовила подарки. Находятся они в волшебном сундучке. А чтобы узнать, что в сундучке, надо отгадать загадку.
Р. Новикова
Подарили мне игрушку
Не машинку, не хлопушку.
Просто тюбик. А внутри
Притаились пузыри.
Я лопаточку с «окошком»
Окуну в раствор немножко.
Дуну раз, и два, и три,
Разлетятся пузыри.
Пузыри легко взлетают,
Цветом радуги сверкают.
Дети: мыльные пузыри
Воспитатель:
Я дарю вам мыльные пузыри.
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.
Используемая литература:
- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»
- Издательство ООО ТЦ «Сфера» 2010 год.
- Составитель Н. В. Нищева. «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах».
- ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016 год.
- М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории». Издательство учитель «Учитель».
- И. С. Батова «Опыты и эксперименты с веществами и материалами».
- ООО «Издательство «Учитель».
Читайте также |
---|
Интегрированное занятие во второй младшей группе «Осеннее путешествие…»
Интегрированное занятие во второй младшей группе «Осеннее путешествие…» Цель: привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи...
«Снеговичок-толстячок» НОД с детьми четвертого года жизни (в рамках тематической…
«Снеговичок-толстячок» НОД с детьми четвертого года жизни (в рамках тематической недели «Зимние игры и забавы») Цель: Формирование у дошкольников 4-го года...
Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного…
Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет Под песню «Проказница осень» дети входят в зал...