Конспект ООД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема: «Воздух - невидимка»

Цель: 

Активизация познавательно – речевого развития детей путём уточнения и расширения знаний и представлений об окружающем мире, развитие интереса к исследовательской деятельности.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Образовательные задачи:

Учить наблюдать за окружающей средой.

Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.

Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Развивающие задачи:

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром, рассматривание слайдовых презентаций,

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, 2 пустые бутылки, крышки, веера из бумаги, мольберт для картинок, волшебный сундучок.

Словарная работа: лаборатория, газ, кляксография.

 

Ход занятия:

Воспитатель: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория»

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Правильно, это помещение, где проводят разные опыты и исследования.

Воспитатель: в лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

Воспитатель: Что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

Невидимка он, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Воспитатель: Вы хотите узнать про воздух много-много интересного? Тогда мы отправляемся в лабораторию проводить опыты (шагают по кругу, затем проходят за свои рабочие места). И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный. Ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький.

Дети: он сдулся

Воспитатель: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети:- Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?

Дети: воздух

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: сегодня мы с вами продолжим изучать свойства воздуха.

Воспитатель: Итак, начнем наши опыты:

Опыт № 1 «Как поймать воздух? »

Воспитатель: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть, какой он.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Дети: он пуст.

Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?

Дети: он изменил форму.

Воспитатель: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух?

 Ответы детей.

Опыт№2 «Как почувствовать воздух?»

Воспитатель: Возьмите палочку и проколите пакет, Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой). Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку).

Вывод: воздух можно почувствовать.

Физкультурная минутка:

Непоседа – ветер (взмахи руками над головой)

Знает все на свете.

Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква – ква – ква

Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому, а затем к левому уху) Шу – шу – шу

Знает, как кричит ворона (машем руками, как крыльями) Кар – кар – кар

Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му – му – му.

Опыт № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: - А давайте проверим!

Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо, и посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

Воспитатель: - Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Ответы детей: Потому что воздух легче воды.

Опыт№ 4 «Имеет ли воздух вес? »

Воспитатель: Это мы сейчас проверим.

Воспитатель: На столе разложены предметы: резиновый мяч, кусок резины

Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновый мяч. Он не тонет.

Почему? Ведь мяч тяжелее кусочка резины? Что внутри мяча?

(воздух)

Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.

Физкультурная минутка.

 «Мыльные пузыри».

У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

Воспитатель: А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Опыт № 5 «Слышим воздух»

Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

Воспитатель: А ещё у нас на столе есть лежит шарик. Давайте надуем шарик. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: Нам помогли баночки, бутылочки и шарик.

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как?

Ответы детей.

Опыт№ 6 «Узнай по запаху»

Имеет ли воздух запах? (нет) Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи. У меня две баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза, я открываю баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином, чесноком, луком).

Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами). Возле костра? (дымом). После дождя? (свежестью) в столовой? (едой).

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

Опыт № 7 «Имеет ли воздух форму?»

Воспитатель: Что у меня в руках?

Дети: воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка.

Воспитатель: Что находится внутри этих предметов?

Дети: воздух

Воспитатель: Одинаковой ли формы эти предметы?

Дети: нет.

Вывод: Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?

Ответы детей

Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети пробуют рисовать.

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух? А для этого я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

1) воздух – невидимка;

2) воздух не имеет формы;

3) воздух не имеет запаха;

4) воздух не имеет вкуса;

5) воздух не имеет цвета;

6) воздух можно услышать;

7) ветер – движение воздуха.

Воспитатель: Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении?

Дети: протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы.

Воспитатель: А на улице?

Дети: поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами, строить очистительные сооружения.

Воспитатель: Вам понравилось работать в лаборатории?

Воспитатель: Вам понравилось работать в лаборатории? Всем в качестве награды я приготовила подарки. Находятся они в волшебном сундучке. А чтобы узнать, что в сундучке, надо отгадать загадку.

Р. Новикова

Подарили мне игрушку

Не машинку, не хлопушку.

Просто тюбик. А внутри

Притаились пузыри.

Я лопаточку с «окошком»

Окуну в раствор немножко.

Дуну раз, и два, и три,

Разлетятся пузыри.

Пузыри легко взлетают,

Цветом радуги сверкают.

Дети: мыльные пузыри

Воспитатель:

Я дарю вам мыльные пузыри.

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.

 

Используемая литература:

  1. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»
  2. Издательство ООО ТЦ «Сфера» 2010 год.
  3. Составитель Н. В. Нищева. «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах».
  4. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016 год.
  5. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории». Издательство учитель «Учитель».
  6. И. С. Батова «Опыты и эксперименты с веществами и материалами».
  7. ООО «Издательство «Учитель».


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Осеннее путешествие…»

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Осеннее путешествие…» Цель: привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи...

«Снеговичок-толстячок» НОД с детьми четвертого года жизни (в рамках тематической…

«Снеговичок-толстячок» НОД с детьми четвертого года жизни (в рамках тематической недели «Зимние игры и забавы») Цель: Формирование у дошкольников 4-го года...

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного…

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет Под песню «Проказница осень» дети входят в зал...

Читайте также

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском…

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском дне» Цель: познакомить детей с нетрадиционными формами ручного труда – пластилинографией...

Методическое пособие для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и родителей…

Методическое пособие для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и родителей «Её величество - ловкость»

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во…

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: «Путешествие в лес» Цель: формирование первоначальных представлений о...