Методическая разработка «Старший дошкольный возраст и познавательно-исследовательская деятельность»
Неизвестное - интересно

 

Актуальность

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить

вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К.Е.Тимирязев.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

Одним из направлений познавательно-исследовательской деятельности, является экспериментирование. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Педагогическая целесообразность исследовательской деятельности детей дошкольного возраста состоит в том, что в быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Воспитанники учатся во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребенку. В процессе исследования, знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

При проведении опытов наша работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и за тем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

Основной целью познавательно-исследовательской деятельности является: развитие познавательной активности детей подготовительной группы посредством экспериментирования с объектами живой и не живой природы.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные естественно – научные представления.

2. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

3. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.

4. Учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Насыщенная развивающая, предметно - пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей.

В группе созданы условия для плодотворной работы, имеются «Центр экспериментирования», мини-лаборатории, уголок природы, огород на на подоконнике, развивающие и дидактические игры, научно-художественная литература, наглядность.

Ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
  • Дети будут уметь самостоятельно проводить простые опыты и делать элементарные выводы по результату эксперимента.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и, как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и в своих силах.
  • Повышение мотивации к обучению в школе, к изучению естественных наук.

Во время проведения опытов необходимо соблюдать технику безопасности, в связи с этим совместно с детьми были разработаны и зарисованы правила, для безопасной работы.

1

После каждого опыта дети самостоятельно делают зарисовки в виде таблицы:

2

Для проведения опытов желательно иметь несколько комплектов защитной одежды (фартуки, нарукавники, халаты, одноразовые шапочки).

А также, опыты целесообразно проводить небольшими подгруппами детей и при необходимости в помощь, привлекать других сотрудников детского сада или родителей.

3

Дети подготовительной к школе группы предложили показать свои умения в экспериментально деятельности детям старшей группы. Пересмотрели книги, сами выбрали опыты для показа. Под руководством воспитателей подготовили необходимые материалы и оборудование.

4

Ко дню открытых дверей в нашем детском саду, для гостей подготовили и показали НОД «Неизвестное интересно»

Ход события:

Гости входят в группу.

Скоморох:

Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?

Гости, пройдите, посмотрите наши лаборатории.

1.Это лаборатория кулинаров.

Скоморох: Уважаемые кулинары расскажите, что вы делаете?

Показ опыта вместе с воспитателем «Сырое или вареное яйцо» Постановочная задача:

Повар перепутал вареные и сырые яйца.

Как определить вареное или сырое яйцо?

Скоморох: Это надо запомнить, пригодится!

А чем вы удивите? (обращается к детям)

Опыт 1:

«Подводная лодка»

Материалы для работы: 3 банки, вода, соль, 3 вареных яйца.

Проведение опыта. Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее первое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь опустим на дно литровой банки последнее яйцо. Постепенно подливая по очереди пресную воду и соленую, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

А теперь посмотрим, чем занимаются во второй лаборатории воды.

Опыт 2:

«Плавающие рыбки»

Постановочная задача:

Как заставить двигаться деревянных рыбок в воде?

Почему это происходит?

C сахаром всё понятно, он впитывает воду, и небольшой поток воды течёт к сахару и тянет с собой зубочистки. А вот с мылом наверно всё наоборот, наверно мыло выделяет воду и образуется обратный поток.

Вы совершенно правы по поводу сахара, и непростительно заблуждаетесь в отношении мыла. Мыло ослабляет натяжение поверхности воды в центре, в результате более сильное поверхностное натяжение по краю тарелки перетягивает зубочистки.

Материалы для работы: 5-7 деревянные зубочистки, емкости с водой, мыло жидкое, сахар кусковой.

 Проведение опыта:

Аккуратно поместить зубочистки на поверхность воды.

Опустить кусочек сахара в центр тарелки и подождать несколько секунд. (Зубочистки должны двигаться в сторону сахара)

Теперь поместить мыло в середину тарелки. (Зубочистки должны разбегаться от мыла)

3. Лаборатория конструирования

Постановочная задача:

Как достать деталь конструктора из воды, не замочив рук?

Как выйти сухим из воды?

Опыт №3

«Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и деталь металлического конструктора.

3. Дети предлагают разные способы.

4. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

5

В заключении хотелось бы отметить, что в результате экспериментальной деятельности, была отмечена положительная тенденция в развитии познавательной активности детей:

Сформировались элементарные естественно - научные представления, появился интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширился кругозор, в частности обогатились знания о живой природе,

о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы и их свойствах, о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появились навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, и целеустремленность.

Таким образом, экспериментирование способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

 

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Рохманова Н.П. Щетина В.В. Неизведанное рядом. Москва 2004г.
  2. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Ребенок в детском саду №3,4,5 2003г. №1 2002г.
  3. Емельянова М.Н. Исследовательская деятельность детей. Ребенок в детском саду №3 2009г.
  4. Маневцева. Мир природы и ребенок.
  5. Фотографии из архива группы.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля»

Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля» (Для детей от 5 до 7 лет.) Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности...

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия...

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов»

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов» Тихо-тихо рядом сядем Входит лирика в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены Вся земля видна вокруг, Плещут волны речкой...

Читайте также

Дидактическая игра «Сварим суп и компот»

Дидактическая игра «Сварим суп и компот» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Сварим суп и компот» В процессе знакомства с окружающим миром...

Обогащение эмоционально-чувственного опыта у дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных…

Обогащение эмоционально-чувственного опыта у дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных игр Использование театрализованной игры в коррекционной работе с дошкольниками осуществляется по...

Конспект НОД «Урок доброты» в средней группе

Конспект НОД «Урок доброты» в средней группе Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста нравственное представление о доброте. Задачи: - формировать доброжелательное, вежливое...