Экспериментальная деятельность – поддерживаем инициативу и творчество, формируем познавательные интересы у детей дошкольного возраста

Актуальность темы

Ребенок по своей природе очень любопытен. Еще они любят фантазировать. Еще они задают много вопросов. Открытых вопросов.

Образование ребенка невозможно без поиска инновационных технологий, которые развивают творчество детей, формируют в них полезные навыки саморазвития и самообразования, то возникает необходимость прибегать к экспериментальной деятельности — методу, направленному наилучшим образом на формирование универсальных знаний у детей.

В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно анализируют полученные результаты.

Ж. Пиаже, который проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков,доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Слово «эксперимент» происходит от греческого языка и переводится «как проба, опыт».

Наш соотечественник Николай Николаевич Поддьяков – автор ряда исследований в области детского экспериментирования. Поддьякову Н.Н. принадлежит высказывание: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой»

Возможности организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста рассмотрены в работах современных авторов: О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир.

Цель работы – раскрыть особенности и возможности экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

  • Экспериментальная деятельность — каковы особенности?
  •  Какими средствами осуществляется экспериментальная деятельность?
  •  Какие качества развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?
  • Каковы преимущества экспериментирования перед другими видами деятельности в дошкольном возрасте?
  • С чего начинается процесс экспериментирования?
  • Этапы экспериментальной деятельности
  • Какие материалы и оборудование используются в экспериментальной деятельности?

Проблематика

Однако на сегодняшний день разработанные методики организации детского экспериментирования внедряются в практику работы педагоговмедленно и в недостаточном объеме. А развитие познавательной активности у детей актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» в ФГОС ДО

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования на развитие активности, инициативы и самостоятельности детей. Формированию данных качеств личности способствует развитие познавательной активности.

ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему образовательная программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

Стадии познавательного развития

К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1. К первой стадии мы относим любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Любознательность - стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера, например: «Почему трава зелёная?», «Для чего корове хвост?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении со взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему... снег белый? И утки не тонут? Земля круглая, а не квадратная?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор вашего малыша и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешите отвечать на все вопросы. Чаще спрашивайте у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации.

3. Познавательный интерес, характеризующийся повышеннойустойчивостью, ясной избирательнойнацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которойглавное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Познавательная активность выступает как природный интерес ребенка к окружающему миру. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета.

Особенности экспериментальной деятельности

С чего начинается процесс экспериментирования?

Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать, - считал В. А. Сухомлинский

Наблюдение — это первая ступенька к началу экспериментальной деятельности. Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет интенсивный мыслительный процесс, в результате которого развивается логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению эксперимента.

Следующей ступенью к проведению опыта, эксперимента отмечают размышление об увиденном. Как уже указано выше, при наблюдении за объектом или предметом ребенок использует логику мышления. Размышление о том, что видит дошкольник , помогает ему выдвинуть какую-то исследовательскую гипотезу, оценить ее, решить для себя, интересно ли это, оригинально ли.

Следующий этап очень трудный для детей — измерение, замер. Здесь используются первичные математические знания ребенка.

Проверка гипотезы вызывает необходимость придумывать, даже очень невероятные предположения, которые свойственны детям. Тут речь идет о неумерной детской фантазии и воображении.

Следующий этап — предсказание. О том, за чем наблюдал ребенок ранее, он пытается разъяснить, пытается объяснить, что и почему должно в итоге произойти.

Последние этапы даются детям труднее, чем, например, фантазировать о результатах предстоящего опыта, но большинство деток отлично с ними справляются.

Экспериментальная деятельность — каковы особенности?

Основные особенности экспериментирования с детьми дошкольного возраста - организация экспериментов в игровой деятельности и в процессе общения.
Вам будет интересно почитать о том, какие особенности имеет общение родителей с ребенком.
Так как детская игра в дошкольного возрасте является ведущим видом деятельности, то и занятия экспериментирования всегда должны содержать множественные элементы игры. Так детям легче будет усваивать даже сложные понятия. Если сразу начинать с длительных и ненужных объяснений, пусть даже с наглядными материалами, ребенок может отвергнуть данный вид деятельности. Следует заинтересовать детей экспериментом, и тогда он еще и еще раз будет возвращаться ктакого рода деятельности. И даже сможет самостоятельно выстраивать свои личные исследования и опыты.

Технологии, методы и формы работы

Экспериментирование – это практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании ребенок имеет возможность проявить свои познавательные возможности, выступает в роли исследователя. Технологии проектной деятельности, проблемные ситуации, наблюдения, опыты, объяснение гипотез дают возможность проявить детям самостоятельность в деятельности, учиться не только у взрослы, но и друг у друга.

Проблемная ситуация. Затруднение, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, как бы сигнализирующее: «что-то не так», «что-то не то». Любая проблемная ситуация должна подвергаться анализу.

Познавательная задача. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание наих

противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В исследовательских проектах дети экспериментируют, проводят опыты, наблюдают, делают выводы.

Физические опыты:

- движение;

- измерение;

- магнетизм;

- вещества и материалы;

- свет, цвет, звук.

Пример. Такие природные явления, как вода и ветер, свет и тень, преломление луча в призме, рост и развитие растений, жизнь и способы передвижения животных (улитки, например) изучаются так же подробно, Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфотографировать происходящее. Затем, дети обсуждают увиденное, задают друг другу вопросы, отвечают на них, или ищут ответ на вопрос, вызвавший затруднение.

Оборудование и материалы

Важно и создание развивающей предметно-пространственной среды, которая должна быть рационально организована в пространстве и времени, насыщена разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно деятельность всех детей группы

Оптические приборы

Статическая и динамическая проекции

«Волшебные фонари» – так раньше называли проекционные аппараты – появились в России в первой четверти XVIII в.

Эпипроекцией – называется получение на экране увеличенного изображения объекта проекции, выполненного на непрозрачной основе (рисунки, схемы), изображение которого образуется отраженным от непрозрачной основы световым потоком.

Эпипроектор(эпископ) - оптико-механический прибор, работающий по принципу эпипроекции и предназначенный для проецирования на экран непрозрачных объектов в затемненном помещении.

Диапроекцией– называется получение на экране увеличенного изображения объекта, выполненного на прозрачной или полупрозрачной основе, изображение которого образуется световым потоком, проходящим от источника света сквозь объект проекции на экран.

Диапроектор (фильмоскоп)– оптико-механический прибор, работающий по принципу диапроекции и предназначенный для получения на экране, увеличенного изображения объекта проекции в затемненном помещении.

Объектами диапроекции являются: диафильмы, диапозитивы, кадры фильмов, транспаранты и другие объекты, выполненные на прозрачной основе.

Диапроекция применяется в диа- и кинопроекторах, видеопроекторах, фотоувеличителях, графопроекторах, микроскопах 

Графопроектор (кодоскоп, оверхед) – оптико-механический прибор, работающий по принципу диапроекции и предназначенный для проецирования на экран объектов, выполненных на прозрачной основе, непосредственно во время демонстрации или заранее подготовленных транспарантов. Прибор можно использовать в незатемненных помещениях, избегая попадание прямых солнечных лучей на экран.

Документ-камера — особый класс телевизионных камер, предназначенных для передачи изображений документов (например, оригиналов на бумаге) в виде телевизионного сигнала или в какой-либо другой электронной форме. По внешнему виду похожа на кодоскоп, но с телекамерой на месте верхнего объектива-перископа.

Документ-камеры позволяют получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение практически любых объектов, в том числе и трехмерных.

Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством проектора.

Кинопроектор – аппарат, предназначенный для воспроизведения движущегося изображения и звука, записанных на кинопленке.

Интерактивная доска (англ InteractiveWhiteboard, IWB) – это большой интерактивный экран в виде белой магнитно-меркерной доски. Интерактивная доска может быть представлена как автономным компьютером с большим сенсорным экраном, так и подключаемым к ноутбуку устройством, объединяющим проектор и сенсорную панель. Интерактивные доски используются в школьных кабинетах, переговорных, залах для групповых занятий, комнатах для дистанционного обучения и других помещениях.

Игровые наборы

Современная развивающая предметно-пространственная среда может быть наполнена готовыми наборами и материалами, выпускаемыми как отечественными, так и зарубежными производителями.

С помощью таких наборов можно производить химические опыты, наблюдать физические явления. Для юных исследователей предлагаются микроскопы, мини-планетарии и даже роботы. На фото представлено оборудование, имеющееся в нашем детском саду.

 

оборудование, имеющееся в нашем детском саду

 

Вывод

Экспериментирование возможно, если:

- создано методическое сопровождение работы по формированию познавательного интереса;

- включены опыты как в совместную деятельность педагога и детей, так и в самостоятельную деятельность детей в режимных моментах;

- обогащена развивающая предметно-пространственная среда разнообразным материалом и оборудованием (создание картотеки игр и упражнений для воспитателей и родителей).

- организовано взаимодействие с родителями (консультации для родителей, выпуск буклетов: «Растим Любознайку», «Домашние опыты с водой», «Как организовать экспериментирование дома»).

Рекомендуемая литература и источники

Методические пособия

  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П. и др. Неизведанное рядом.
  • Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.
  • Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Организация экспериментальной деятельности дошкольников/Под общей редакцией Л.Н. Прохоровой.
  • Рыжова Н.А., Мусиенко С.И. Воздух вокруг нас.

Интернет-источники

  • Целый мир в одной коробке или наши сенсорные коробочки!//Электронный журнал «Baby.ru». Режим доступа: https://www.baby.ru/blogs/post/430010344-187289210/
  • Свободная энциклопедия «Википедия».


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Модель двигательного режима по всем возрастным группам

Модель двигательного режима по всем возрастным группам Оздоровительные – обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья ребёнка. Способствовать совершенствованию всех функций детского...

Проект «Цветная неделя»

Проект «Цветная неделя» Тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий. Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы «Родничок», родители. Срок реализации 1 неделя с 7-14 мая. Актуальность...

Конспект НОД (с использованием кейс - технологий). Тема «Семья»

Конспект НОД (с использованием кейс - технологий). Тема «Семья» Старший дошкольный возраст Цель: формировать у детей умение анализировать информацию, выявлять проблему, находить...

Читайте также

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике «Квиллинг») в подготовительной к школе группе Цель: развитие творческих способностей...

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста Цель: Формирование сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Создать условия для развития...