Занятие в разновозрастной группе «Снег, лёд, вода, пар»
(Детское экспериментирование)
Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни всего живого на Земле); о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, растворитель); уточнить знания детей о свойствах твердого, жидкого и газообразного тел. Дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое.
Материалы и оборудование: презентация «Вода», таз со снегом и кусочками льда, банка с водой, ложка, соль, термос, блюдце, молоточек, две маленьких машинки.
Содержание организованной деятельности детей.
Дети входят в группу, и садятся вокруг стола, накрытого покрывалом.
- Сегодня, ребята, мы с вами превратимся в исследователей, будем проводить опыты и делать открытия. Послушайте загадку, а отгадка и есть тема нашего занятия:
Она и туча, и туман,
Она – ручей и океан.
Она летает и бежит.
И стеклянной может быть. (Вода.)
- Правильно, это вода. Для чего нужна вода человеку? (Дети: пить, умываться, варить еду, стирать, поливать растения, …) Учёные установили, что без еды человек может прожить 3-4 недели, а без воды – только 3-4 дня.
- А кто ещё не может обойтись без воды? (Д.: Животные, птицы, рыбы, …).
- Как вы думаете, много ли воды на нашей планете? И где мы это можем увидеть? (Д.: По телевизору, из космоса, на глобусе.)
- Давайте посмотрим, какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого.) Правильно, это изображены моря и океаны. Нашу планету так и называют «голубой планетой».
- А сейчас слушайте загадки-стишки и подсказывайте мне отгадки.
Он летает белой стаей. И сверкает на лету. А коснёшься – тихо тает на ладони и во рту. (Снег.)
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. Мы пошли искать их днём. Ищем, ищем – не найдём. (Роса.)
День сначала был хорошим. Вдруг посыпался горошек. Положил в карман штук тридцать. Глядь, в руках – одна водица. (Град.)
Прозрачный, как стекло. Но не вставишь его в окно. (Лёд.)
В небе родился, на земле пригодился, в земле схоронился. (Дождь.)
Какие слова вы сейчас называли, давайте вспомним. Что общего у них? (Д.:…) Правильно, всё это – вода!
- Итак, приступаем к экспериментам. (Воспитатель снимает покрывало со стола).
- Что стоит у нас на столе? (Д.: Таз со снегом и льдом, банка с водой, соль или сахар, ложка, термос, молоток.)
Возьмите в одну руку немного снега, а в другую – кусочек льда, погрейте! Что можно сказать про снег и лед? (Он горячий, жжется.)
- Нет, на самом деле он жжется потому, что очень холодный. (Д.: Мокрый, твердый, гладкий, скользкий, тает.)
- А когда лед тает, что остается на ладонях и тарелке? Д.: Вода.)
- Почему лед и снег тают? (Д.: Потому что тепло, теплые руки.)
- А что тает быстрее, снег или лёд? (Д.: Снег.)
- Почему так происходит, как вы думаете? (Д.: Снег мягкий, пушистый, лёгкий. А лёд твёрдый.)
- Бросьте льдинки в банку с водой, что вы видите? (Д.: Они плавают, не тонут.)
- Почему? (Д.: Они легкие.)
- Посмотрите на мою льдинку. (Воспитатель показывает тонкую плоскую льдинку толщиной 1-2 см). Какого она цвета? (Д.: Белая. Прозрачная.)
- Такая же белая, как этот лист бумаги (показать альбомный лист) или всё же прозрачная? Как узнать, кто прав? (Д.: Может, посмотреть? Через лед видно всё, а через бумагу – нет.)
- Верно, сейчас я что-то спрячу за куском льда и за листом бумаги. Догадайтесь, что там. (Дети угадывают, что воспитатель спрятал за льдом машинку и делают вывод, что лед не белый, а прозрачный.)
Исследуем дальше: беру молоточек и стучу по льдинке, какая она? (Д.: Твердая.)
- Стучу сильнее (лед раскалывается). Что произошло? (Д.: Льдинка разбилась.)
- Почему? (Д.: Она тонкая была, слабая.)
-А какой лед я не смогу разбить? (Д.: Лед на реке. По нему даже машины ездят.)
- Да, но всегда ли на реке лед толстый? (Д.: Нет. Весной тает. И зимой бывает тонкий.)
- И об этом надо помнить. Опасно ходить по льду, когда не знаете, какой он. А теперь посмотрите в банку. Где наш лёд? (Д.: Растаял, эта вода замерзшая была.)
- Да, как весной. Растаяли снег и лёд, и побежали ручьи. Послушайте. (Воспитатель переливает воду из одной банки в другую.)
- Что делает вода? (Д.: Льётся, журчит.) Песни поет. Разговаривает.
- Давайте и мы с вами превратимся сейчас в ручеёк и весело побежим по лужайке (дети берутся за руки и бегут за воспитателем вокруг стола и по группе, извиваясь и не отставая друг от друга). А теперь представьте, что я – мама-тучка, а вы – мои детки, капельки дождя.
Мама-тучка по небу кружила, за собой детей водила. (Дети ходят рядом с воспитателем.)
Но потом она устала и решила отдохнуть. (Мама присаживается и закрывает глаза).
Только тучка задремала, малыши пустились в путь. (Дети разбегаются по группе).
Разлетелись кто куда, не осталось и следа.
Тучка в облако превратилась и детей искать пустилась.
Лёгкая, воздушная, ветерку послушная,
Целый день она летала и детишек собирала. (Мама-тучка ходит среди детей и собирает их в центр группы.)
«Вот и снова все со мной! Дождь прошёл – и все домой!».
Так и в природе бывает. Появляются в небе тяжёлые серые тучи, и начинает идти дождь. Дождь прошёл и через некоторое время можно увидеть лёгкий туман над землёй, это испаряется вода, то есть, поднимается вверх, долетает до облаков. И когда воды в облаке становится много, облако превращается в дождевую тучу. (Дети садятся за столы.)
- Какого цвета вода? (Д.: Прозрачная).
- Как можем проверить? (Д.: Руку в банку вставить, бросить туда что-нибудь.)
- У меня есть ложка. Опустим её в банку. Что произошло? (Д.: Её видно, вода прозрачная.)
- А теперь ещё один опыт. В банку с водой насыпаем соль. Размешиваем ложкой получившуюся жидкость. Что получается? (Д.: Соль в воде пропала.)
- А если мы попробуем воду на вкус, какая она будет? (Д.: Солёная.)
- Соль была твёрдая и почти непрозрачная, но вода её растворила. Что ещё может растворить вода? Для чего нам нужно такое свойство воды? (Д.: Чтобы суп варить, чай пить сладкий, …)
- Предлагаю вам последний опыт: давайте посмотрим, что у меня в термосе. (Д.: Тоже вода.)
- А какая она? (Д.: Горячая.)
- Как вы это узнали? (Д.: Пар идёт.) Да, я сильно нагрела воду и она закипела. Термос не даёт ей быстро остывать. А что же такое пар? (Воспитатель держит блюдце над термосом, и оно покрывается капельками воды. Вода начинает стекать вниз.)
- Что это у нас идет? (Д.: Вода капает. Дождь с блюдца капает.)
- Но ведь был же пар, откуда вода на стекле взялась? (Д.: Она в паре, вода. Вода собралась на блюдце.)
- Так что же получается, лед – это вода, и пар – вода? Да, лед – холодная вода, которая замерзла. Пар – горячая вода. Вода, когда кипит, превращается в пар.
Итак, ребята, сегодня мы с вами выяснили, что вода может быть паром, льдом, снегом.
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане. И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у вас кипит, паром чайника шипит.
Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить: БЕЗ ВОДЫ НАМ НЕ ПРОЖИТЬ!
- И в заключение я предлагаю вам посмотреть на красоту воды, её мощь и важность в жизни всего живого (презентация «Вода»).
Читайте также |
---|
Модель двигательного режима по всем возрастным группам
Модель двигательного режима по всем возрастным группам Оздоровительные – обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья ребёнка. Способствовать совершенствованию всех функций детского...
Проект «Цветная неделя»
Проект «Цветная неделя» Тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий. Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы «Родничок», родители. Срок реализации 1 неделя с 7-14 мая. Актуальность...
Конспект НОД (с использованием кейс - технологий). Тема «Семья»
Конспект НОД (с использованием кейс - технологий). Тема «Семья» Старший дошкольный возраст Цель: формировать у детей умение анализировать информацию, выявлять проблему, находить...