Занятие в разновозрастной группе «Снег, лёд, вода, пар»

(Детское экспериментирование)

 

Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни всего живого на Земле); о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, растворитель); уточнить знания детей о свойствах твердого, жидкого и газообразного тел. Дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое.

Материалы и оборудование: презентация «Вода», таз со снегом и кусочками льда, банка с водой, ложка, соль, термос, блюдце, молоточек, две маленьких машинки.

Содержание организованной деятельности детей.

Дети входят в группу, и садятся вокруг стола, накрытого покрывалом.

- Сегодня, ребята, мы с вами превратимся в исследователей, будем проводить опыты и делать открытия. Послушайте загадку, а отгадка и есть тема нашего занятия:

Она и туча, и туман,

Она – ручей и океан.

Она летает и бежит.

И стеклянной может быть. (Вода.)

- Правильно, это вода. Для чего нужна вода человеку? (Дети: пить, умываться, варить еду, стирать, поливать растения, …) Учёные установили, что без еды человек может прожить 3-4 недели, а без воды – только 3-4 дня.

- А кто ещё не может обойтись без воды? (Д.: Животные, птицы, рыбы, …).

- Как вы думаете, много ли воды на нашей планете? И где мы это можем увидеть? (Д.: По телевизору, из космоса, на глобусе.)

- Давайте посмотрим, какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого.) Правильно, это изображены моря и океаны. Нашу планету так и называют «голубой планетой».

- А сейчас слушайте загадки-стишки и подсказывайте мне отгадки.

Он летает белой стаей. И сверкает на лету. А коснёшься – тихо тает на ладони и во рту. (Снег.)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. Мы пошли искать их днём. Ищем, ищем – не найдём. (Роса.)

День сначала был хорошим. Вдруг посыпался горошек. Положил в карман штук тридцать. Глядь, в руках – одна водица. (Град.)

Прозрачный, как стекло. Но не вставишь его в окно. (Лёд.)

В небе родился, на земле пригодился, в земле схоронился. (Дождь.)

Какие слова вы сейчас называли, давайте вспомним. Что общего у них? (Д.:…) Правильно, всё это – вода!

- Итак, приступаем к экспериментам. (Воспитатель снимает покрывало со стола).

- Что стоит у нас на столе? (Д.: Таз со снегом и льдом, банка с водой, соль или сахар, ложка, термос, молоток.)

Возьмите в одну руку немного снега, а в другую – кусочек льда, погрейте! Что можно сказать про снег и лед? (Он горячий, жжется.)

- Нет, на самом деле он жжется потому, что очень холодный. (Д.: Мокрый, твердый, гладкий, скользкий, тает.)

- А когда лед тает, что остается на ладонях и тарелке? Д.: Вода.)

- Почему лед и снег тают? (Д.: Потому что тепло, теплые руки.)

- А что тает быстрее, снег или лёд? (Д.: Снег.)

- Почему так происходит, как вы думаете? (Д.: Снег мягкий, пушистый, лёгкий. А лёд твёрдый.)

- Бросьте льдинки в банку с водой, что вы видите? (Д.: Они плавают, не тонут.)

- Почему? (Д.: Они легкие.)

- Посмотрите на мою льдинку. (Воспитатель показывает тонкую плоскую льдинку толщиной 1-2 см). Какого она цвета? (Д.: Белая. Прозрачная.)

- Такая же белая, как этот лист бумаги (показать альбомный лист) или всё же прозрачная? Как узнать, кто прав? (Д.: Может, посмотреть? Через лед видно всё, а через бумагу – нет.)

- Верно, сейчас я что-то спрячу за куском льда и за листом бумаги. Догадайтесь, что там. (Дети угадывают, что воспитатель спрятал за льдом машинку и делают вывод, что лед не белый, а прозрачный.)

Исследуем дальше: беру молоточек и стучу по льдинке, какая она? (Д.: Твердая.)

- Стучу сильнее (лед раскалывается). Что произошло? (Д.: Льдинка разбилась.)

- Почему? (Д.: Она тонкая была, слабая.)

-А какой лед я не смогу разбить? (Д.: Лед на реке. По нему даже машины ездят.)

- Да, но всегда ли на реке лед толстый? (Д.: Нет. Весной тает. И зимой бывает тонкий.)

- И об этом надо помнить. Опасно ходить по льду, когда не знаете, какой он. А теперь посмотрите в банку. Где наш лёд? (Д.: Растаял, эта вода замерзшая была.)

- Да, как весной. Растаяли снег и лёд, и побежали ручьи. Послушайте. (Воспитатель переливает воду из одной банки в другую.)

- Что делает вода? (Д.: Льётся, журчит.) Песни поет. Разговаривает.

- Давайте и мы с вами превратимся сейчас в ручеёк и весело побежим по лужайке (дети берутся за руки и бегут за воспитателем вокруг стола и по группе, извиваясь и не отставая друг от друга). А теперь представьте, что я – мама-тучка, а вы – мои детки, капельки дождя.

Мама-тучка по небу кружила, за собой детей водила. (Дети ходят рядом с воспитателем.)

Но потом она устала и решила отдохнуть. (Мама присаживается и закрывает глаза).

Только тучка задремала, малыши пустились в путь. (Дети разбегаются по группе).

Разлетелись кто куда, не осталось и следа.

Тучка в облако превратилась и детей искать пустилась.

Лёгкая, воздушная, ветерку послушная,

Целый день она летала и детишек собирала. (Мама-тучка ходит среди детей и собирает их в центр группы.)

«Вот и снова все со мной! Дождь прошёл – и все домой!».

Так и в природе бывает. Появляются в небе тяжёлые серые тучи, и начинает идти дождь. Дождь прошёл и через некоторое время можно увидеть лёгкий туман над землёй, это испаряется вода, то есть, поднимается вверх, долетает до облаков. И когда воды в облаке становится много, облако превращается в дождевую тучу. (Дети садятся за столы.)

- Какого цвета вода? (Д.: Прозрачная).

- Как можем проверить? (Д.: Руку в банку вставить, бросить туда что-нибудь.)

- У меня есть ложка. Опустим её в банку. Что произошло? (Д.: Её видно, вода прозрачная.)

- А теперь ещё один опыт. В банку с водой насыпаем соль. Размешиваем ложкой получившуюся жидкость. Что получается? (Д.: Соль в воде пропала.)

- А если мы попробуем воду на вкус, какая она будет? (Д.: Солёная.)

- Соль была твёрдая и почти непрозрачная, но вода её растворила. Что ещё может растворить вода? Для чего нам нужно такое свойство воды? (Д.: Чтобы суп варить, чай пить сладкий, …)

- Предлагаю вам последний опыт: давайте посмотрим, что у меня в термосе. (Д.: Тоже вода.)

- А какая она? (Д.: Горячая.)

- Как вы это узнали? (Д.: Пар идёт.) Да, я сильно нагрела воду и она закипела. Термос не даёт ей быстро остывать. А что же такое пар? (Воспитатель держит блюдце над термосом, и оно покрывается капельками воды. Вода начинает стекать вниз.)

- Что это у нас идет? (Д.: Вода капает. Дождь с блюдца капает.)

- Но ведь был же пар, откуда вода на стекле взялась? (Д.: Она в паре, вода. Вода собралась на блюдце.)

- Так что же получается, лед – это вода, и пар – вода? Да, лед – холодная вода, которая замерзла. Пар – горячая вода. Вода, когда кипит, превращается в пар.

Итак, ребята, сегодня мы с вами выяснили, что вода может быть паром, льдом, снегом.

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане. И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

На плите у вас кипит, паром чайника шипит.

Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить: БЕЗ ВОДЫ НАМ НЕ ПРОЖИТЬ!

- И в заключение я предлагаю вам посмотреть на красоту воды, её мощь и важность в жизни всего живого (презентация «Вода»).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Модель двигательного режима по всем возрастным группам

Модель двигательного режима по всем возрастным группам Оздоровительные – обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья ребёнка. Способствовать совершенствованию всех функций детского...

Проект «Цветная неделя»

Проект «Цветная неделя» Тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий. Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы «Родничок», родители. Срок реализации 1 неделя с 7-14 мая. Актуальность...

Конспект НОД (с использованием кейс - технологий). Тема «Семья»

Конспект НОД (с использованием кейс - технологий). Тема «Семья» Старший дошкольный возраст Цель: формировать у детей умение анализировать информацию, выявлять проблему, находить...

Читайте также

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике «Квиллинг») в подготовительной к школе группе Цель: развитие творческих способностей...

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста Цель: Формирование сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Создать условия для развития...