Конспект экспериментально-исследовательской деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Тема: «Осень добрая пора. Очень, очень нам нужна»
Тип проекта – познавательно – исследовательский.
Руководители проекта – воспитатели Иванюхина Т.И., Королёва Е.Ю.
Участники проекта – воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации - два месяца.
Проблема:
За весной, красой природы
Лето знойное пройдёт,
И туман, и непогоду
Осень поздняя несёт.
Осень, осень к нам пришла,
А нужна ли нам она?
Цель.
- Убедить детей в необходимости и важности прихода осени для людей, животных, потому что созревает урожай злаковых культур на полях, урожай овощей и фруктов.
- Расширять представления детей о различных растениях, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осеннего урожая, обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в их жизни осенью.
- Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень добрая пора. Очень, очень всем нужна».
Задачи.
- Расширение и обобщение знаний дошкольников о разнообразии растений, их пользе для людей и животных.
- Активизация и актуализация знаний об овощах, фруктах и злаках; какой путь они проходят до созревания; развитие и закрепление знаний детей о характерных признаках осени, влиянии сезонных изменений на жизнь растений.
- Знакомство с их строением, внешними признаками, рассматривание семян растений.
- Развитие наблюдательности и любознательности, создание условий для исследовательской деятельности; формирование представлений о значимости труда работников сельского хозяйства.
- Использование семейного творчества и сотрудничества.
- Создание условий для побуждения детей к речевой активности, обогащение лексики яркими и красочными эпитетами, развитие монологической и диалогической речи.
- Обучение умению отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной т. д.).
- Воспитание гуманного отношения к природе детей, умения устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, развитие экологического мышления у детей, закладывание основ экологической культуры личности.
Актуальность темы:
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времени года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой, её дарами, деятельностью и значимостью труда работников сельского хозяйства. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.
Предполагаемый результат.
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателями и родителями.
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период. Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
- Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
- Чтение наизусть стихотворений об осени.
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Этапы реализации проекта.
Организационный.
Формулирование проблемы.
Что дети знают о труде в сельской местности?
Что хотят узнать об этом?
Введение в тему.
Информирование родителей о проекте: обсуждение темы проекта, выявление вариантов представления проекта.
Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Основной этап.
Работа над проектом по плану.
Разработка конспектов занятий.
Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения по теме). Чтение рассказов и сказок по данной теме: Л. Н. Соколов-Микитов, «Осень», М. Пришвин «Листопад», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге».
Беседа с детьми на тему: «О пользе деревьев для человека».
НОД «Осенние заботы хлеборобов».
НОД «Осень золотая».
НОД «Осенние хлопоты человека».
Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций с овощами, злаками, фруктами на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями.
Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д. Совместная и самостоятельная деятельность.
Аппликация обрывная: «Осеннее дерево», Ветка винограда».
Рисование: «Осенний лес» «Тарелка с фруктами».
Лепка коллективная: «Корзина с овощами и фруктами».
Сотрудничество с родителями, совместная работа родителей с детьми по сбору коллекции злаковых культур (рожь, пшеница, овёс, гречиха), коллекции овощей и фруктов, семян разных овощей и фруктов.
Изготовление поделок из природного материала.
Весь период:
Разучивание стихотворений об осени.
Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом.
Рассказ воспитателя об осени, изменениях происходящих в природе.
Обучение умению составлять описательные рассказы, загадки о деревьях и кустарниках.
Беседа «Они же живые, их надо беречь и защищать».
Рассматривание: иллюстрации об осени, овощах и фруктах, злаковых культурах.
Рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка).
Дидактические игры: «От какого дерева лист», «Загадай, мы отгадаем», «С какой ветки детки?», «Что лишнее?».
Заключительный.
Проведение праздника осени.
Презентация поделок, рисунков.
Выставка творческие работ, приготовленных дома.
Проведение викторины об осени.
Подведение итогов:
Презентация проекта.
Реализация данного проекта:
Убедила детей в том, что
«Осень добрая пора.
Очень, очень всем нужна».
Научила детей с огромным желанием участвовать в продуктивной деятельности. Они научились получать эстетическое удовольствие от своих работ по изо-деятельности, аппликации, лепке.
Обогатила активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами на осеннюю тему.
Расширила кругозор и закрепила знания о труде в сельской местности, о необходимости этого труда для жизни всех людей. Закрепила информацию о пользе овощей и фруктов. Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и новые знания о профессиях, о работе на селе осенью.
Дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различными видами искусства: музыкой, живописью, поэзией, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.
Литература:
Пушкин А.С. Сочинение в трех томах. Т. 2. Поэмы. Цыганы. - М.: «Художественная литература», 1986. – С. 64.
Читайте также |
---|
Сценарий концерта ко Дню Защиты Детей
Сценарий концерта ко Дню Защиты Детей Ведущий: Здравствуйте, Здравствуйте, Здравствуйте!Мы рады приветствовать вас!Как много светлых улыбокМы видим на лицах сейчас.Сегодня праздник нас...
Проект по ПДД в старшей группе на тему: «Правила знают…
Проект по ПДД в старшей группе на тему: «Правила знают все дети» Вид проекта: информационно-познавательный. Сроки реализации: краткосрочный – 2 недели. 16...
Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!»
Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!» Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных...