Экспериментальная деятельность в подготовительной группе
Неизведанная планета «Вулканы»

Цель: Развитие познавательных интересов и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи.

1. Развивать познавательные интересы о природном явлении – вулкане.

2. Создавать условия для самостоятельной и познавательной активности детей.

3. Воспитывать любознательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

4. Осуществить интеграцию образовательных областей.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, экран, презентация о вулкане.

Изготовление вулкана (баночка из под детского питания, пластилин, белая бумага, ножницы, клей ПВА, цветной картон под основание вулкана, гуашь красная, желтая, коричневая, белая, кисточка, вода).

Макет природной зоны для вулкана: камни, пемза, вулкан, модель сухого дерева, черный грунт (аквариумный), мелкий песок, галька, пластмассовые зеленые растения, емкость для озера голубого цвета, пластмассовые рыбки, вода.

Смесь для извержения вулкана: пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, сок лимона или (уксус), поднос под вулкан.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
  2. Беседы о вулканах.
  3. Заучивание стихотворений, разгадывание загадок о вулканах.
  4. Просмотр фильма для детей «Вулканы и гейзеры».
  5. Просмотр фильма для детей «Что такое вулкан?»

 

Ход образовательной деятельности.

- Ребята, сегодня почтальон принес нам посылку и письмо от детей из другого детского сада. Послушайте, что пишут дети:

«Дорогие ребята! Чтобы отгадать, что лежит в посылке и для чего,

нужно познакомиться с удивительным явлением природы (в посылке лежит пемза). Мы с явлением природы уже познакомились. Предлагаем и вам познакомиться с явлением природы. А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку».

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?

(Вулкан.)

Автор загадки (Ю. Чистяков).

- Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

Присаживайтесь на стульчики перед монитором.

Показ презентации «Вулканы».

В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд № 1, 2.) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, и тогда из их вершин (жерла вулкана) вырываются пламя и раскаленные камни. Вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость – лава, настоящий огненный поток. Вулканы извергаются.

Спящий я похож на гору,

Но уж коли я проснусь,

Задрожу, то значит скоро

Я фонтаном ввысь взметнусь.

Пых! По небу пепел кружит.

Пых! Огонь летит наружу,

Льется лава в океан –

Извергается Вулкан.

(Автор стихотворения Олеся Емельянова.)

Ребята, а вы знаете, почему огнедышащие горы называют «вулканами»?

(Ответы детей.)

 Послушайте интересную легенду.

«Жил в Древнем Риме бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотком по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает!» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места».

Теперь, ребята, мы знаем, что вулкан так называется от имени Бога, которому нравилось кузнечное дело. (Слайд №3.)

 Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. (Слайд № 4.)

Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед.

Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Ответы детей.)

Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. (Слайд № 5.)

Вулкан спит, лишь выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.

Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей.)

Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. (Слайд № 6.)

А сейчас вы можете наблюдать строение вулкана. (Слайд 7.)

За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. (Слайд 8.)

С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».

Если вулкан «проснется», то может разрушить город. (Слайд 9,10,11.)

Посмотрите на Мировую карту вулканов, на нашей Земле очень много вулканов. (Слайд 12.)

- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые.

Ребята, а давайте с вами сделаем вулкан (ответы детей).

У вас на столе подготовлен материал для изготовления вулкана: баночка, пластилин, белый лист бумаги, ножницы, клей ПВА, цветной картон для подставки вулкана.

(Показ воспитателя, как сделать вулкан, сделанные вулканы нужно высушить для дальнейшей работы). (1 этап и 2 этап.)

Ребята, на следующем занятии мы с вами продолжим нашу тему про вулканы

Вам понравилась наше занятие? (Ответы.) Что запомнилось больше всего? (Ответы.)

Занятие № 2. Неизведанная планета «Вулканы».

- Ребята, наши вулканы уже «высохли» и мы можем продолжить наше занятие.

- Давайте вспомним, что мы узнали про вулканы (рассказ детей о вулкане).

- Я приглашаю вас в творческую мастерскую.

- Следующий этап подготовки вулкана – разукрасить гуашью вулкан так, чтобы передать в цвете извержение лавы (дети выбирают цвета для передачи извержения лавы). (3 этап.)

- А вы помните про посылку. Что там было? (Ответы.)

- Ребята, я вам сейчас расскажу удивительный факт. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы –это и есть пемза, которая была у нас в посылке.

- Я предлагаю сделать макет природной зоны, мы поставим на макет наш вулкан, положим пемзу, воссоздадим природу, которая окружает вулкан (создавая природную зону дети рассуждают, почему мы поставили сухое дерево ближе к вулкану, а зеленые деревья дальше (4 этап). 

- Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличаются? (Ответы.)

В пемзе много дырочек. Дырочки пустые или в них что-то есть? (Ответы.)

В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.

Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

- Я предлагаю вам отдохнуть, провести физкультминутку.

По дорожке мы шагаем,

И ворон мы не считаем,

Смело мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».

- Ребята, а давайте вместе изобразим извержение вулкана.

- Я предлагаю вам превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится? (Ответы).

(Дети садятся за стол, воспитатель показывает эксперимент.)

В предварительно подготовленный вулкан воспитатель кладет чайную ложку соды, моющего средства, добавляет красную гуашь, сок лимона.

После показа воспитателя, дети самостоятельно выполняют экспериментальную деятельность.

(Наблюдение извержение вулкана, обсуждение.)

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Из горы идет дымок,

Летят камни, серый смог.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Камни, пепел полетели,

Небо видно еле-еле.

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Автор стихотворения Андреева – Доглядная М.

А наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим.

- Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия? (Ответы.)

- Спасибо всем за работу!

Вы у меня очень способные и замечательные!

 

Использованная литература:

1. Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. М.: Педагогика – Пресс, 1997.

2. Тугушева Г.П.Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

3. Огнедышащие факелы Камчатки //Дошкольное воспитание, №12/2010.

4. Извержение вулкана //Дошкольное воспитание, №1/2011.

5. Гейзеры – дети вулканов //Дошкольное воспитание, №10/2011.

6. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. –

М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 944с.

7. Ресурсы Интернета

Фильм для детей о вулканах. Бибигон представляет «Вулканы и гейзеры»

http://www.youtube.com/watch?v=mjODN0CMkY4

Почемучка TV.Что такое вулкан? Приключения Адибу: Миссия на планете Земля, 28 серия.

http://www.youtube.com/watch?v=4LAbLq3Se2U

8. Презентация «Вулканы»

http://imzper.ucoz.ru/doshcol_obraz/20e04f74c69f92410f217baf46fd7677.ppt

9. Ну, мама! Сайт для мам малышей. Загадка про вулкан.

Автор Ю.Чистяков.

http://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-javlenija

prirody/zagadki-pro-vulkan.html

10. Стихи Олеси Емельяновой

http://olesya-emelyanova.ru/index-stihi-vizitki-gora_i_vulkan.html

11. Стихи про вулкан, извержение вулкана

http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9278-stixi-pro-

vulkan-izverzhenie-vulkana

 

Этапы изготовления вулкана.

1 этап

 

Вулкан Вулкан

 

2 этап

 

Вулкан Вулкан

 

3 этап

 

Вулкан

 

4 этап. Макет для вулкана.

 

Макет для вулкана



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в…

Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в мир знаний» Программное содержание: Цель: Создание условия для формирования, развития, и расширения мыслительных операций в...

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке»

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке» Задачи: Закрепить представление детей о геометрических фигурах, цифрах, знаках. Упражнять в выполнении действий сложения...

Ребенок и природа

Ребенок и природа «Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека» Вольтер/ Франсуа-Мари Аруэ Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. Актуальность...

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе «Лиса – рыжая краса» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной...

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы...

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы…

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы Меленковского края»