Доклад на тему: «Создание эмоционально - положительного климата в детском саду»
(Образовательная область «Физическое развитие»)
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении отмечает, что одним из приоритетных направлений работы с детьми является «сохранение и укрепление физического и психического здоровья».
Данное направление осуществляется через обеспечение федеральных государственных образовательных стандартов, в частности, через реализацию образовательной области «Физическое развитие».
Содержание образовательной области «Физическое развитие» для детей групп раннего возраста предполагает задачи:
2 группа раннего возраста | 1 младшая группа |
- Продолжать укреплять здоровье детей, закалять их, развивать основные виды движений;
- Создавать условия для развития двигательной активности; - Предупреждать утомление детей; - Формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности. |
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- Воспитание культурно- гигиенических навыков; - Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
В настоящем сообщении я предполагаю раскрыть
организацию воспитательно - образовательной деятельности
по реализации образовательной области «Физическое развитие»
(задача - укрепления физического и психического здоровья) с детьми групп раннего возраста.
Одним из критериев физического и психического здоровья ребенка является обеспечение эмоционального благополучия и психической защищенности ребенка.
Ни для кого не секрет, что для малыша, тем более раннего возраста, характерны эмоциональная неустойчивость; яркость, импульсивность проявления эмоций.
И так как именно эмоции являются частью психической жизни, определяющей отношение ребенка к окружающему, самому себе, направляющей активность всех психических процессов, воспитателю необходимо организовывать работу по формированию позитивных эмоций, напрямую благоприятно воздействующих на психическое, а затем и физическое здоровье.
Факторами развития позитивных эмоций ребенка в детском саду являются:
- Воспитатель, его поведение, речь, профессиональная компетентность.
Опрятно одетый воспитатель, приветливый, разговаривающий в спокойном тоне, профессионально грамотно организующий общение с ребенком вызывает у последнего чувство доверия.
- Благоприятная, способствующая эмоционально - благополучному проявлению ребенка предметно- развивающая среда.
Оснащение предметно- развивающей среды не только с учетом возраста детей, но и учетом развития эмоционально - чувственной сферы ребенка: цветовое решение, красочность, разнообразие, доступность, подборка игрового материала, удобство игровых зон….
Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, мы продумали организацию жизни каждого малыша:
- удобно ли ему пользоваться шкафчиком для раздевания;
- не слишком ли туго завернут кран в умывальной комнате;
- имеются ли в группе игрушки, соответствующие интересу ребенка;
- имеются ли в группе пособия, отражающие индивидуальность ребенка.
Наиболее удачным направлением развития позитивных эмоций является культурно - досуговая деятельность.
Культурно - досуговая деятельность позволяет обеспечивать каждому ребенку отдых (пассивный или активный), содействует созданию эмоционально - положительного климата в группе, обеспечению у детей чувства комфорта, защищенности.
Для детей раннего возраста используются следующие виды развлечений:
- развлечения тематические, театрализованные и спортивные;
- игры с пением;
- театрализованные представления;
- инсценирование песен.
Забавы:
- рассказы с музыкальными иллюстрациями;
- праздники.
Развлечения – специально организованные мероприятия, которые носят компенсационный характер - возмещают рутину будничной и однообразной жизни.
Развлечение - красочный момент в жизни ребенка, обогащающий его впечатления. В процессе развлечения ребенок не только усваивает новые знания, но и получает возможность для активной физической деятельности на фоне позитивного эмоционально насыщенного настроя. На развлечении ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, чувствует уверенность в себе и своих силах; развиваются его положительные качества: доброжелательность, жизнерадостность, доброта, симпатия…
В своей работе я использую несколько видов развлечений:
- тематические (сюрпризные моменты, фокусы, игры с красками, механическими игрушками, просмотр мультфильмов, прослушивание ауди- записей…);
- театрализованные (кукольный театр; настольный театр, театр игрушки, фланелеграф, театр картинок…);
- спортивные (народные игры, игры с мячом или другими предметами, прыжками, подвижные игры…).
При организации развлечений использую следующие принципы:
- Тема развлечения соответствует интересам детей;
- Подбор форм и методов способствует тому, чтобы участие приняли все дети;
- Оформление групповой способствует тематике развлечения.
- Учет возможной нагрузки способствует тому, чтобы дети не перевозбуждались;
- В процессе развлечения использую знакомые детям подвижные игры.
Все это дает возможность повысить интерес детей к развлечению, способствовать эмоциональному подъему и возникновению мотива деятельности.
Игры с пением вовлекают детей в общую деятельность – хороводы, игры малой подвижности,- способствуют получению положительных эмоций в процессе общей деятельности, формируют навыки правильного дыхания.
При инсценировании песен создаю обстановку, помогающую ребенку войти в образ через внесение атрибутов (шапочки). Учитываю, что главным условием эффективности проведения инсценировки песен является знание детьми ее содержания. Поэтому песни учу с детьми заранее.
В процессе организации данного мероприятия не учу детей определенным видам движений, а предоставляю им возможность самостоятельно выразить эмоции через движения.
При проведении рассказов с музыкальными иллюстрациями даю детям возможность повторить услышанное, подвигаться. Это способствует развитию голосовых связок, артикуляционного аппарата, интонационной выразительности, речевого дыхания; совершенствует двигательные навыки при имитации движений.
Театрализованные представления в этом возрасте занимают особое место. Дети принимают спектакль очень эмоционально, стремятся принять участие в нем. При этом я придерживаюсь следующих правил:
- содержание театрализованного представления знакомо детям и соответствует их уровню развития;
- при инсценировках поручаю детям действия, которые они могут выполнить,
- понравившиеся детям моменты использую 2-3 раза.
Часто я использую проведение театрализованных представлений выполняемых детьми старшей группы. Это помогает детям установить между собой эмоциональный контакт: старшие проявляют помощь и заботу; младшие дети испытывают доверие к старшим, стараются выполнить задание так, как показал старший друг.
Забавы, игры с движениями рук, сюрпризные моменты всегда вызывают у детей бурю эмоций. В процессе их проведения малыши оживляются, их деятельность активизируется. Для них постепенно процесс новизны перерастает в познавательную потребность.
Я включаю их в прогулки, повседневную деятельность, непосредственную образовательную деятельность с детьми.
Праздники – это целый день, наполненный радостью, весельем. Он вызывает у детей радостное настроение, положительный эмоциональный подъем.
Подготовка к праздникам проводится всегда совместно с родителями.
Это способствует объединению детей, родителей, педагогов единой эмоциональной и деятельностною связкой, содействует использованию максимальных возможностей ДОУ и семьи в обеспечении эмоционального благополучия и психологической защищенности каждого малыша.
Эмоции и впечатления которые получают дети на мероприятиях культурно - досуговой деятельности носят разносторонний характер.
Причем я заметила, чем больше впечатлений, чем ярче эмоции, тем шире интересы ребенка, тем любознательнее он, тем увлеченнее.
Все это дает ему возможность в последующем не только воспринимать оптимистически действительность, но и стремиться к культурному, здоровому образу жизни.
Таким образом, создание эмоционального благополучия каждого ребенка в детском саду – это один из основных факторов сохранения и укрепления психического и физического здоровья каждого малыша.
Читайте также |
---|
НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники –…
НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники – «Пластилинография» Программное содержание: техника пластилинография широко известна. Работы, выполнены с ее применением...
Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»
Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе «Удивительный мир…
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе «Удивительный мир ткани и бумаги» Направление: познавательное развитие. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Программное содержание: Учить детей самостоятельно проводить «исследование»...