Педсовет
«Формирование у дошкольников представлений о родном городе в ходе реализации проекта «Мой любимый город»

Повестка:

  1. Обсуждение результатов тематического контроля.
  2. Мини-доклад «Система работы педагога по формированию у дошкольников представлений о родном городе». Обзор выставки материалов и пособий по теме.
  3. Опыт работы воспитателей старшей и подготовительной групп: «Использование мультимедийных презентаций в ходе реализации проекта «Мой любимый город» с детьми старшего дошкольного возраста».
  4. Рубрика «Это интересно!» («Знай наших земляков!»).
  5. Выполнение практических заданий.
  6. Подведение итогов. Проект решения.

 

Ход:

Предисловие.

Уважаемые коллеги! Нам, как грамотным и компетентным специалистам в области дошкольного образования, необходимо понимать: условия сегодняшнего дня, принятые на федеральном уровне законы диктуют необходимость глобальных перемен в рамках всего педагогического процесса. Многие из вас уже прошли повышение квалификации по вопросам введения стандарта ДО. И вам, надеюсь, стала понятна объективная реальность перехода к новым формам организации образовательной деятельности с детьми.

Сегодня тема нашего педсовета звучит так: «Формирование у дошкольников представлений о родном городе через совместную деятельность педагогов с детьми в ходе реализации проекта «Мой любимый город».

  1. В рамках тематического контроля по данной теме нами был проведен анализ имеющихся условий, уровня представлений детей, оценка профессиональных умений педагогов, оценка планирования по данному направлению работы и оценка форм взаимодействия с родителями по изучаемой проблеме.

В ходе контроля отмечено, что в старшей и подготовительных группах оформлены патриотические уголки «Моя Родина», в которых имеется доступный материал по ознакомлению детей с достопримечательностями и культурными объектами города и страны, карты-схемы Кирова и области, глобусы, альбомы с фотографиями и открытками, подборка дидактического материала с символикой города и страны, тематических картинок, книг для ознакомления с творчеством наших знаменитых земляков, известных кировчан прошлого и настоящего времени. В педкабинете также имеются пособия, методическая и детская литература по теме, достаточно демонстрационного материала.

В этом году педагоги работают со старшими дошкольниками в рамках дополнительного образования по теме «Мой любимый город»: разработана программа, перспективные планы, постоянно пополняется картотека мультимедийных презентаций для детей и родителей по ознакомлению с городом.

В рамках контроля нами были проанализированы профессиональные умения воспитателей. Не секрет, что педагоги, в первую очередь, сами должны обладать соответствующими знаниями, гордиться своей малой Родиной и уметь преподнести детям информацию в интересной форме. Воспитатели всех групп стараются привить своим воспитанникам чувство принадлежности к красивому древнему городу, развить и поддержать их интерес, любознательность, способствовать формированию активной жизненной позиции. Педагоги, работающие над проектом «Мой любимый город» стремятся к самообразованию, постоянно пополняют свою педагогическую копилку новыми знаниями, интересными фактами и делятся всем этим с детьми.

При проведении обследования уровня знаний детей на основе наблюдений и срезового контроля, дети старшей и подготовительных групп показали, что имеют достаточные представления о своем городе, знают его старинные названия, достопримечательности, имена знаменитых кировчан, изделия народных промыслов, знают названия улиц, узнают на фотографиях культурные центры Кирова. Но при этом большинство детей признаются, что никогда не были с родителями в Ботаническом саду, Диораме, в театрах города, редко (только с группой) посещают музеи. Многие дети затрудняются в названии других городов России. По результатам тематического контроля в целом работу по формированию представлений детей о родном городе можно признать удовлетворительной. Необходимо продолжать обновление и пополнение среды современными материалами, активизировать работу с семьями воспитанников по данному направлению.

  1. Одна из наиболее острых педагогических проблем современности — поиск прочных, действенных оснований для правильного воспитания ребенка. В настоящее время в российском законодательстве уделяется должное внимание духовно-нравственному воспитанию (ст. 64 ФЗ «Об образовании в РФ»).

В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО одна из задач звучит так:

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (п. 1.6 ФГОС ДО).

Слайд «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» (Н.И.Пирогов).

Итак, дошкольное детство — начальный этап становления личности и ориентации на социум. Этот период наиболее благоприятный для эмоционально-психологического воздействия на ребенка: образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Вопросами патриотического воспитания дошкольников занимались такие исследователи, как Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина, М.Ю.Новицкая, В.И.Логинова, С.А.Козлова, Г.Н.Данилина и другие (обзор выставки методическое литературы).

В частности, под патриотическим воспитанием Людмила Васильевна Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и приобщении к истокам региональной культуры, природе родного края.

Любой уголок нашей страны неповторим. У каждого города — свое «лицо», В нашем городе Кирове много интересных зданий, памятников архитектуры, музеев, заводов, фабрик, красивых улиц. Наш Вятский край знаменит писателями, художниками, архитекторами, космонавтами, композиторами и другими известными людьми.

Система работы по формированию у детей представлений о родном городе включает в себя: цель, задачи, специфические принципы, содержание, методы, формы, этапы совместной деятельности педагогов и детей, условия воспитания патриотизма, критерии сформированности патриотизма старших дошкольников.

Цель:

    • формирование представлений детей об историческом прошлом и настоящем города Кирова;
    • развитие эстетического восприятия, кругозора детей;
    • воспитание интереса и любви к родному городу, Вятскому краю; гордости за труд людей, которые делают наш город знаменитым.

Содержание совместной деятельности педагога с детьми в процессе формирования представлений о родном городе.

Воспитательно-образовательный процесс строится на основе интегративного подхода, т. е. используется интеграция всех видов деятельности и форм организации:

    • проведение целевых прогулок, экскурсий в музеи, выставочные залы, библиотеки, театры;
    • наблюдения, познавательные беседы, чтение соответствующей литературы;
    • все виды игр, открытых мероприятий, конкурсов, выставок;
    • викторины, праздники, совместный с родителями досуг.

Слайд: Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о родном городе.

В процессе образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (ФЦКМ) воспитатели младших и средних групп знакомят детей с названием родного города, его улицами, некоторыми зданиями социального и культурного назначения, с изделиями Вятских мастеров; воспитатели старших и подготовительных групп рассказывают детям о городе Кирове, современном и историческом его названии, знакомят ребят со знаменитыми людьми Вятки — Кирова, старых и современных названиях улиц родного города. В ходе проведения режимных моментов дети рассматривают открытки с достопримечательностями города, репродукциями художников-земляков, изделиями декоративно-прикладного искусства, знакомятся с картой Кирова и области.

Особое внимание уделяется изучению дымковской игрушки, творчества известных мастериц Коноваловой Е.П., Кошкиной Е.П.

Задачи формирования представлений о малой Родине у детей 5-7 лет решаются также в ходе реализации педагогических проектов: «Я — Кировчанин!» (подготовительная к школе группа), «Мой любимый город» (старшая группа).

Создание условий для реализации поставленных задач:

    • приобретение литературы, энциклопедий, пособий по теме, изучение существующего опыта;
    • оформление выставки изделий вятских народных мастеров;
    • создание фотоальбома памятников архитектуры нашего города, оформление альбомов с видами города Кирова;
    • приобретение конструкторов «Архитектор»1, дополнение строительного набора Агаповой М.П.;
    • оформление схем, карт;
    • изготовление и пополнение атрибутов к играм и постройкам;
    • подборка презентаций (слайдов) по теме «Ознакомление с родным городом».
  1. Предлагаю ознакомиться с опытом работы педагогов старшей и подготовительной групп «Использование мультимедийных презентаций в ходе реализации проекта «Мой любимый город» с детьми старшего дошкольного возраста» (презентации на проекторе, памятки с содержанием).

При написании ЧФУОО образовательной программы МКДОУ мы использовали методическое пособие «Интегративный подход в формировании представлений о родном городе у детей 5-6 лет» (опыт работы педагогов ДОУ № 128 г. Кирова).

Рекомендуем для работы по духовно-нравственному воспитанию детей методическое пособие, изданное в Кирове в 2013г. авторским коллективом педагогов из нескольких детских садов. Данное пособие предназначено для проведения занятий кружка «Дорогою добра», но может быть использовано в качестве дополнительного материала к программе. Все занятия разработаны с учетом принципа интеграции, сопровождаются наглядным материалом по изучаемой теме (на диске — в виде презентаций). В содержании занятий отражена специфика воспитательных традиций Вятской земли.

  1. А теперь немного отдохнем. В эфире рубрика «ЭТО ИНТЕРЕСНО!»: «А знаете ли вы, что...» (интересные факты из жизни наших знаменитых земляков).

Уважаемые коллеги, вы сегодня узнали для себя что-то новое? «Век живи, век — учись!» Говорят: не стыдно не знать, стыдно — не пытаться узнать...

  1. Помните: ключевая задача дошкольного образования — сохранение любознательности ребенка. После любого занятия должно быть многоточие. Информация должна разбудить интерес, спровоцировать вопросы ребенка. Если ребенок в возрасте 4-7 лет не задает вопросов взрослому, это — тревожный звоночек для всех... Перспектива успешного обучения в школе во многом зависит от того, развит ли у дошкольника познавательный интерес.

Метод проекта позволяет нам разбудить интерес ребенка к истории своего родного города, воспитать в маленьком гражданине любовь к своей малой родине, гордость за своих знаменитых земляков.

Успехов вам и спасибо за ваш труд! Далее - обсуждение проекта решения педсовета.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском…

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском дне» Цель: познакомить детей с нетрадиционными формами ручного труда – пластилинографией...

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну…

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну знаний» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель: Обобщить полученные...

Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку»

Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку» Введение Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным. Б. Паскаль. Актуальность:...

Читайте также

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Хотите спасти природу и планету? Начните с занятий по раздельному сбору мусора в...

Развлечение для детей среднего возраста «Путешествие по летним полянкам»

Развлечение для детей среднего возраста «Путешествие по летним полянкам» Под музыку входит Лето с корзиной, украшенной цветами, в венке из цветов...

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...