Доклад на тему:
«Формирование целостного воспитательного пространства для гражданско-патриотического становления личности дошкольника»

 

Образование не дает ростков в душе,

если оно не проникает до значительной глубины.

Протагор.

 

В наш век высоких технологий, человек стремиться успеть как можно больше, зачастую забывая, что основным условием прогресса человечества является его продолжение – гармонично развитые дети! Как заведующий детским садом, как педагог, и как мать, я считаю, что важнейшими качествами ребенка, которые должны быть сформированы в детском саду – это его позитивное мировосприятие, духовная нравственность и патриотизм.

Великий философ И. Кант говорил: «Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой». Долг воспитателя - в формировании личности ребенка, раскрыть его способности, научить видеть красоту в обыденных вещах, уметь испытывать чувство радости от труда, от общения с окружающей природой и людьми, желать познавать тайны и законы мироздания, учить находить позитивный выход из сложных жизненный ситуаций.

Реализуем ли мы свой долг в полной мере в нашем детском саду? Во всяком случае, прилагаем все возможные усилия для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Для воспитания юного патриота своей Родины, а как известно, что патриотизм – в переводе с греческого языка означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству, необходимо чтобы было создано соответствующее гражданско-патриотическое пространство. Я считаю, что наш детский сад максимально приближен к его созданию.

С первого дня поступления в детский сад дети начинает получать значимые знания о своей Родине. В каждой группе ДОО есть уголки патриотического и духовно-нравственного воспитания, в них располагаются атрибуты государственной символики, книги о Родине, альбомы с фотографиями родного края, страны, предметы русских народных промыслов, иконы, в старших и подготовительных группах детей знакомят с портретами президента и премьер-министра. Таким образом, ненавязчиво, через предметно-пространственную среду, каждый день у воспитанников прививаются патриотические чувства и знания о Родине. В детском саду растет маленький Гражданин России.

Особое внимание в нашем детском саду уделяется развитию этических и эстетических понятий: добро, зло, ответственность, совесть, честь, достоинство, прекрасное и безобразное. Все это способствуют формированию нравственно-волевой сферы личности дошкольника. В группах всех возрастов проводятся соответствующие занятия доступные пониманию детей. Всегда ярко проходят традиционные праздники и утренники, посвященные Рождеству Господню, Дню семьи, Дню иконы Казанской Божьей Матери, Пасхе, Троице и многие другие. Наш детский сад тесно общается с настоятелем местного Казанского храма отцом благочинным иереем отцом Сергеем. Он систематически посещает наших воспитанников, проводит беседы на нравственные темы. Дети ждут отца настоятеля, такие встречи приятны и необходимы всем и детям, и воспитателям и священнику.

 Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми в течение всего времени пребывания детей в детском саду, ведь воспитание чувств – это процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности педагоги используют дидактические и народные игры, театрализованную деятельность, беседы, выставки, конкурсы. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, посвященные семейным, патриотическим и православным темам, встречам со старшим поколением – это и традиционные встречи с ветеранами, и участниками ВОВ, с войнами интернационалистами, и другие массовые мероприятия. Проведение таких праздников в детском саду помогают поддерживать сложившиеся традиции и создавать новые. Также это позволяет создавать в детском саду периоды повышенной творческой активности, задавать четкий ритм, избегать стихийности, определять степень воспитательного воздействия.

Особое внимание я хочу уделить краеведческому музею нашего детского сада. Руководителем музея является воспитатель с многолетним стажем Мищенко Л.И., но в его создании и становлении участвовали абсолютно все сотрудники детского сада совместно с родителями воспитанников, поэтому он и получился таким уютным, настоящая «Горница». В музее представлены предметы русского народа, воспроизведён уклад русской крестьянской семьи.

Конечно же, нашим воспитанникам очень интересно посещать музей, рассматривать все экземпляры, выставленные в нем, смотреть презентации о жизни их предков, полистать книги и журналы, имеющиеся в музее. Но самое интересное, это занятие в музее. Атмосфера старинного русского быта обволакивает и завораживает детей, они впитывают все, что говорит им воспитатель с особым интересом и удовольствием, в конце таких занятий организуется продуктивная деятельность, которая получается особенно успешно – это работа с тестом, тканью, нитками, соломой и другими материалами. Музыкальные занятия в музее позволяют знакомить с русской народной музыкой, частушками, плясовыми. В нашем детском саду вместе с родителями и педагогами создан фольклорный ансамбль «Колокольчики». Выступление ансамбля на 1 Рождественском фестивале в городе Павловске отмечено дипломом и подарками. Интересную музыкальную композицию, посвященную Рождеству Христова, наши воспитанники исполняли совместно с воспитателями в красивых русских народных костюмах. Подготовка и выступление потребовало много сил и терпения, но нашим детям очень нравиться заниматься русскими народными танцами.

Также большую роль в воспитании маленьких патриотов играет дополнительное образование, которое реализуется во второй половине дня - это занятие детей в кружках по интересам: «Сударушка» «Играй малыш», «Шире круг» и другие. Работа в этих кружках предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре русского народа. К таким занятиям воспитатели подходят творчески, стараясь организовать работу так, чтобы дети были активными участниками. Мы понимаем, что крайне важно создать пространство для гражданско-патриотического становления личности дошкольника, где функционирует система духовно-нравственного воспитания, пространство, построенное на ценностях традиций духовной культуры, которое отвечает потребностям развития личности ребенка.

Вся наша работа направлена на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Созданные нами условия позволяют растить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах»

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах» Цель: обогащение двигательного опыта детей по средствам закрепления езде на самокате...

Проект «Наша дружная семья»

Проект «Наша дружная семья»

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого...

Читайте также

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и…

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и их значение» Цель: сформировать представление у детей о том, что такое...

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Интересные жидкости…

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интересные жидкости в лаборатории профессора Грю»