Современная оценка роли ИКТ в воспитании детей

 

Когда в 60-е годы XX века только разворачивалось то, что последствии назвали информационной революцией, никто не осознавал, чем это обернется для человечества.

Информационные, информационно-коммуникационные технологии, или медиатехнологии прочно вошли в нашу жизнь.

Мы используем их, чтобы сделать свою жизнь на работе и дома более эффективной.

По воле родителей информационные технологии входят в жизнь детей подчас в первые месяцы жизни, и с ростом ребенка их влияние расширяется и становится все более устойчивым и мощным. Информационно-коммуникативные технологии в общей совокупности представляют собой реальную угрозу, разрушая социальные связи и подменяя их виртуальными, оказывают сильное воздействие на детей, которое свойственно всей экранной технике.

В последние годы в мире наблюдается резкий рост количества электронных средств массовой информации на рынке, обслуживающем детей дошкольного возраста: растет предложение видеокассет и DVD-дисков, но в целом никому неизвестно как влияет всё это на наших детей, ведь крупномасштабных национальных исследований, посвященных этой проблеме, практически не проводится.

Сегодня, когда в нашей стране говорят об ИКТ, чаше всего подразумевают исключительно компьютер, тогда как за рубежом это понятие включает множество элементов: видео, DVD, компьютер, мобильные телефоны, игровые приставки и, в первую очередь, телевизор.

Очевидно, что компьютер в глазах родителей в первую очередь — средство обучения, в отличие от телевизора.

Однако, признавая роль компьютера в образовании, зарубежные специалисты отводят ему в этом процессе отнюдь не главное место. По данным социологического опроса есть ещё и другие средства интеллектуального развития (книги —96%; кубики —77%; пазлы —74%; говорящие книги —62%; и др.).

Зарубежные педагоги и медики значительно лучше успели исследовать проблему взаимодействия детей дошкольного возраста с электронными средствами массовой информации и начали вырабатывать систему мер предосторожности, тогда как российские системы здравоохранения и образования пока мало осознают опасность происходящего. А ведь дети младшего дошкольного возраста сегодня—наиболее быстро растущий сегмент пользователей Интернета.

Давайте рассмотрим, в чём же положительные и отрицательные аспекты использования компьютерных технологий детьми дошкольного возраста.

Международные исследования проблемы использования медиатехнологий в семьях показали, что образовательные программы способствуют приобретению детьми знаний. Более того, многие полагают, что телевидение и компьютер, подключенный к Интернету, могут обеспечить детям дошкольного возраста широкое знакомство с жизненными ситуациями и возможностями.

Действительно, современное образовательное пространство формируется на наших глазах и практически не может обойтись без компьютерных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы и информация, доступные в Интернете, явно в состоянии расширить знания детей.

Компьютерные игры общеобразовательного содержания могут быть особенно полезны для детей, имеющих проблемы с обучением.

Педагоги, которые внедряют компьютер в детских садах России, отмечают: «Компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы».

Безусловно, это плюсы ИКТ, а минусы? А минусы в том, что всего каких то 20 лет назад дети играли на улице весь день, ездили на велосипедах, занимались спортом и строили песочные замки. Мастера воображаемой игры, дети в прошлом, создали свою собственную форму игры, которая не требует дорогостоящего оборудования или родительского надзора. Дети прошлого двигались много, и их сенсорный мир опирался на природу и простоту.

С приходом же ИКТ дети теперь полагаются на технологии как на основу для большинства своих игр, резко сокращая творчество и фантазию, а также снижая объем физических нагрузок, необходимых для достижения оптимального сенсомоторного развития. Взаимосвязь развития детей дошкольного возраста и телевидения начинается в начале жизни, что делает воздействие телевидения одним из наиболее устойчивых и последовательным опытов детства, и, возможно, одним из самых мощных.

По данным зарубежных исследователей, каждый шестой ребенок сегодня имеет диагноз «нарушение развития», каждый шестой страдает ожирением, у 14,3% детей диагностировано психическое расстройство. Такие диагнозы, как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), аутизм, расстройство координации, сенсорные расстройства, тревога, депрессия, нарушения сна, могут быть связаны с чрезмерным увлечением новыми технологиями, растущими тревожными темпами.

Статистика свидетельствует, что огромное число детей в возрасте от рождения до года уже смотрят телевизор, а некоторые имеют доступ к компьютеру. Трудно сказать, знают ли родители, что своими действиями наносят детям вред, очевидно одно что возможно, они обрекают детей на нарушения физического развития и болезни в будущем.

Есть некоторые прямые последствия для здоровья детей от использования медиатехнологий. Например, у детей группы риска эпилепсии, игры, которые показывают мигающие изображения на светлом фоне, могут вызвать эпилептические припадки.

Дети с помощью компьютеров и электронных игр часто принимают неустойчивые и неудобные позы, которые ведут к нарушению опорно-двигательного аппарата.

Широкое использование СМИ может привести к широкому спектру неблагоприятных воздействий на развитие детей, в том числе визуальных, неврологических и физических.

Слишком частое использование компьютера становится причиной близорукости, нарушает гормональный баланс и приводит к увеличению риска заболевания раком и преждевременного полового созревания.

Информационные технологии, оказывают колоссальное воздействие и на психику человека, приводящее к физическим и психическим расстройствам, — это воздействие интерактивной деятельности на психику; негативное содержание, потенциальное исключение родителей, традиционных хранителей общества, из общения с развивающимся ребенком.  

Информационные технологии позволяют ребенку формировать собственный контент, который поступает непосредственно ему, минуя родительский досмотр.

Демонстрация насилия может вызвать у детей желание подражать тому, что они видят. Телевизионные новости, демонстрирующие терроризм, насилие, преступность и стихийные бедствия, могут травмировать детей, вызвать кошмары, привести к стрессу.

Хронический стресс приводит к ослаблению иммунной системы и целому ряду серьезных заболеваний и расстройств. Длительная визуальная фиксация на двумерном экране ограничивает глазное развитие,  столь необходимое для последующего чтения и письма.

Большая скорость, интенсивность, частота и длительности зрительной и слуховой стимуляции сенсорной системы ребенка нарушают его способность воображать, сосредоточивать внимание и концентрироваться на учебных задачах. Подобный сенсорный дисбаланс вызывает проблемы в общем неврологическом развитии, включая анатомию мозга, биохимические процессы, работу всех внутренних органов. Процессы овладения умениями, знаниями становятся неизменно замедленными.

Речевое развитие является одной из ключевых задач развития в раннем детстве. И на языковом развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет отрицательно сказывается работающий телевизор, а вокальные взаимодействия родитель — ребенок при этом значительно снизились. Была выявлена прямая связь между просмотром телевидения и нерегулярным графиком сна у младенцев и детей в возрасте до 3 лет.

Медиатехнологии (ТВ, видео, игры, Интернет, музыка, мобильные телефоны и др.) привели к существенному изменению образа детства в нашем обществе. Хотя никто не может отрицать преимущества передовых технологий в современном мире, подключение к ним, возможно, «происходит за счет отключения следующего поколения от общечеловеческих ценностей».

В мире сложилось несколько практик противостояния разрушающему действию ИКТ, для реализации которых задействуются различные механизмы. Некоторые применяются в нашей стране, некоторые — нет.

На сегодняшний день международным гражданским сообществом выработан целый ряд мер по ослаблению негативного воздействия ИКТ:

  • телевидение необходимо рассматривать однозначно как угрозу здоровью и благополучию детей дошкольного возраста;
  • специалисты по раннему и дошкольному детству и услугам, с ними связанным, должны быть осведомлены о негативном воздействии телевидения на детей;
  • дети в возрасте 2 лет должны рассматриваться в качестве отдельной группы с особыми потребностями и уязвимостью; для этой группы должны быть прописаны специальные положения, касающиеся СМИ.
  • Родители должны участвовать в выборе программ, которые смотрят дети.

Хорошо, если родители сами участвуют в этих просмотрах, а также умеют договорится с детьми об ограничении ежедневных телевизионных просмотров.

  • Родители должны привлекать детей к чтению 1—2 часами в день, физическим упражнениям и творческим играм.

Профессионалы педагоги, медики должны вести работу с взрослыми, отвечающими за детей, просвещая их в отношении негативного влияния ИКТ. Родителям необходимо предоставить четкую информацию о влиянии ИКТ: телевидения, компьютера, видео, мобильного телефона на развитие детей раннего возраста, и донести до их сознания, что именно они, взрослые, играют ключевую роль в формировании у дошкольников культуры безопасной работы с ИКТ.

 

К работе прилагается презентация.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация инклюзивного образования в детском саду

Организация инклюзивного образования в детском саду (Опыт работы) Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, с учетом...

План воспитательно-образовательной работы на тему «Грибы и ягоды»

План воспитательно-образовательной работы на тему «Грибы и ягоды»

Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка

Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка Цели: развивать творческих способностей дошкольников посредством театрализации, вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание...

Читайте также

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...

Агротуризм как средство развития инновационного подхода познавательной активности в педагогической…

Агротуризм как средство развития инновационного подхода познавательной активности в педагогической среде дошкольного образования (На примере ДОУ №52 «Искорка» г.Тирасполь) Одной из...

Игра – викторина по ПДД

Игра – викторина по ПДД (Для детей младшей группы) Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в...