Сайт для воспитателей детских садов



Доклад «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала ребенка-дошкольника»

 

Что такое творчество? Философы считают, что творчество – это процесс, который направлен на создание новых ценностей, в нем объединены объективное и личностное, необъективное.

Предпосылками к творчеству могут быть:

- умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, способность к воображению;

- умение видеть внутренние связи между предметами, событиями;

- способность решать не только конкретные задачи, но и умение прогнозировать перспективу развития идей для будущего.

В поисках ответа на вопрос: «Как реализовать творческий потенциал ребенка?» я пришла к выводу: необходимо создание условий для развития творческих возможностей детей. К таким условиям я отношу:

- предметно-развивающая среда,

- индивидуально личностный подход к ребенку, стимулирующий его творческую активность,

- удовлетворение потребностей ребенка в эмоционально-насыщенных и разнообразных переживаниях,

- обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности.

Я считаю, что наиболее эффективным средством для развития креативных способностей является художественно-творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование, ручной труд). Именно эти виды деятельности удовлетворяют потребность ребенка в деятельности вообще и в продуктивной в частности, помогают ему выразить свое отношение к увиденному, пережитому.

Также хочу выделить роль проблемного обучения в развитии творческого потенциала личности дошкольника. Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания. Моя роль как педагога изменяется коренным образом: я не преподношу детям знания и истины в готовом виде, а учу их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Проблемное обучение способствует формированию у дошкольников знаний в гибкой, подвижной, вариативной форме.

Использование элементов ТРИЗ, РТВ, создание проблемных ситуаций на занятиях и в самостоятельной деятельности повышает уровень познавательной активности детей, развивает творческое мышление и воображение. Я подбираю задания, которые максимально понятны и интересны дошкольникам. По результатам работы организуется продуктивная деятельность. (Например, мы находимся в царстве Снов. Как оно выглядит? Жить постоянно в нем – это хорошо и плохо. Почему? Давайте мы нарисуем это царство.)

Ценность творческих заданий в том, что они могут быть частью любого занятия, и это позволяет мне максимально использовать возможности, знания и интересы детей. (Например, занятие по экологии: чтобы дышать чистым воздухом, нужно жить в лесу. Но все люди не могут переселиться в лес. Как найти выход из этой ситуации? Рисование: я показываю детям карточки, на которых изображены условные обозначения предметов, предлагаю придумать, что это такое и нарисовать на своем листе картину. Или ребенок получает лист бумаги с незаконченными изображениями, рисует волшебный лес и рассказывает про него интересную историю.)

При решении проблемных ситуаций основное место занимает работа с противоречиями, а продуктом творчества является не столько результат, сколько мыслительный процесс ребенка. (Например, дети решают задачу про рыбаков, которые вышли в море… «Хорошо – плохо»: дети перечисляют свойства объекта или явления, которые они считают полезными, а затем те, которые считаю вредными – зима – это хорошо, потому что… и плохо, потому что… Дети могут обосновать свои доводы с точки зрения, например, дерева, животного и т. д.)

Цель педагога – формировать у дошкольников умения выявлять противоположные свойства объекта, из всех найденных решений выбрать оптимальный способ разрешения проблемной ситуации.

Я стремлюсь к тому, чтобы сформировать у своих воспитанников такие черты самостоятельной творческой личности, как желание и умение творить, создавать новые образы, проекты, сочинять, придумывать, изобретать, выражение ярких положительных эмоций в процессе как игровой, так и учебно-познавательной деятельности, эмоционально-положительная реакция на проблемную ситуацию, ход поиска; проявление интереса к выполнению различных творческих работ, умение делать выбор; владение различными приемами мыслительной деятельности.

При проблемном обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Мы выступаем не как обучающий и обучаемый, а как полноправные партнеры. Все это способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления» (Л. С. Рубинштейн).





Новые публикации

«Курочка Ряба». Старая сказка на новый лад

«Курочка Ряба». Старая сказка на новый лад Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.Предварительная работа: - подбор музыкального репертуара; разучивание прибауток, танца цыплят.Декорации:...

НОД по экспериментированию «Волшебница вода»

НОД по экспериментированию «Волшебница вода» Программные задачи: Познакомить детей со свойствами воды. Уточнить значение ёе для всего живого. Развивать любознательность, мышление, речь детей...

Конспект НОД в младшей группе: «Бусы для куклы Кати» (рисование штампами из проб…

Конспект НОД в младшей группе: «Бусы для куклы Кати» (Рисование штампами из пробковых бутылок) {pdf=download/files/presentation/file549.pdf|90%|700|native}

Читайте также

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для д…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы «В гости к Карлсону»   Программное содержание: Образовательные задачи: Формировать умение устанавливать размерные отношения между тремя...

Квест-игра по познавательному развитию «Кормушка для птиц»

Квест-игра по познавательному развитию «Кормушка для птиц» Для детей старшей группы   Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Задачи: учить оказывать помощь объектам природы; развитие познавательного...

Детско–родительская встреча «В мире красок и фантазий» Совместная работа родител…

Детско–родительская встреча «В мире красок и фантазий» Совместная работа родителей с детьми «Портрет моего папы» Цель: Создание условий для овладения нетрадиционными техниками...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Косарева Наталья Иго
    jочень интересное занятие, где можно посмотреть конспект занятия?

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Очень интересное и легкое занятие, ничего лишнего!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Большое спасибо за идею проведения развлечения

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо!!Очень хороший сценарий! ...!!

    Подробнее...

     
  • Елизавета
    очень интересная информация!!!! Большое спасибо обязательно применю на практике.

    Подробнее...

В блогах

На приеме у врача. Средняя группа.

Цель: обогащать социально-игровой опыт детей по сюжету «Больница», расширить представления детей о профессиях врача. Оборудование:  куклы, медицинские инструменты (термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик...

Весеннее оформление группы «Здравствуй, …

Государственное казённое учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» г. Ульяновск Автор работы:  воспитатель Стрельцова Жанна Юрьевна Весеннее оформление группы «Здравствуй, гостья Весна!» Весна идет-весне...

«Экологические акции в ДОУ как активная …

   Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность...

Межрегиональный фестиваль-конкурс твор…

    20 апреля 2019г. стартовал  Межрегиональный фестиваль-конкурс творческих коллективов «Звучи и пой, любимый город!», посвящённый 550-летию города Чебоксары.       Детский вокальный ансамбль «Стрижата» МАДОУ «Детский сад №200», корпус «Стрижи», музыкальный руководитель...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство