Сайт для воспитателей детских садов



Доклад «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала ребенка-дошкольника»

 

Что такое творчество? Философы считают, что творчество – это процесс, который направлен на создание новых ценностей, в нем объединены объективное и личностное, необъективное.

Предпосылками к творчеству могут быть:

- умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, способность к воображению;

- умение видеть внутренние связи между предметами, событиями;

- способность решать не только конкретные задачи, но и умение прогнозировать перспективу развития идей для будущего.

В поисках ответа на вопрос: «Как реализовать творческий потенциал ребенка?» я пришла к выводу: необходимо создание условий для развития творческих возможностей детей. К таким условиям я отношу:

- предметно-развивающая среда,

- индивидуально личностный подход к ребенку, стимулирующий его творческую активность,

- удовлетворение потребностей ребенка в эмоционально-насыщенных и разнообразных переживаниях,

- обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности.

Я считаю, что наиболее эффективным средством для развития креативных способностей является художественно-творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование, ручной труд). Именно эти виды деятельности удовлетворяют потребность ребенка в деятельности вообще и в продуктивной в частности, помогают ему выразить свое отношение к увиденному, пережитому.

Также хочу выделить роль проблемного обучения в развитии творческого потенциала личности дошкольника. Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания. Моя роль как педагога изменяется коренным образом: я не преподношу детям знания и истины в готовом виде, а учу их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Проблемное обучение способствует формированию у дошкольников знаний в гибкой, подвижной, вариативной форме.

Использование элементов ТРИЗ, РТВ, создание проблемных ситуаций на занятиях и в самостоятельной деятельности повышает уровень познавательной активности детей, развивает творческое мышление и воображение. Я подбираю задания, которые максимально понятны и интересны дошкольникам. По результатам работы организуется продуктивная деятельность. (Например, мы находимся в царстве Снов. Как оно выглядит? Жить постоянно в нем – это хорошо и плохо. Почему? Давайте мы нарисуем это царство.)

Ценность творческих заданий в том, что они могут быть частью любого занятия, и это позволяет мне максимально использовать возможности, знания и интересы детей. (Например, занятие по экологии: чтобы дышать чистым воздухом, нужно жить в лесу. Но все люди не могут переселиться в лес. Как найти выход из этой ситуации? Рисование: я показываю детям карточки, на которых изображены условные обозначения предметов, предлагаю придумать, что это такое и нарисовать на своем листе картину. Или ребенок получает лист бумаги с незаконченными изображениями, рисует волшебный лес и рассказывает про него интересную историю.)

При решении проблемных ситуаций основное место занимает работа с противоречиями, а продуктом творчества является не столько результат, сколько мыслительный процесс ребенка. (Например, дети решают задачу про рыбаков, которые вышли в море… «Хорошо – плохо»: дети перечисляют свойства объекта или явления, которые они считают полезными, а затем те, которые считаю вредными – зима – это хорошо, потому что… и плохо, потому что… Дети могут обосновать свои доводы с точки зрения, например, дерева, животного и т. д.)

Цель педагога – формировать у дошкольников умения выявлять противоположные свойства объекта, из всех найденных решений выбрать оптимальный способ разрешения проблемной ситуации.

Я стремлюсь к тому, чтобы сформировать у своих воспитанников такие черты самостоятельной творческой личности, как желание и умение творить, создавать новые образы, проекты, сочинять, придумывать, изобретать, выражение ярких положительных эмоций в процессе как игровой, так и учебно-познавательной деятельности, эмоционально-положительная реакция на проблемную ситуацию, ход поиска; проявление интереса к выполнению различных творческих работ, умение делать выбор; владение различными приемами мыслительной деятельности.

При проблемном обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Мы выступаем не как обучающий и обучаемый, а как полноправные партнеры. Все это способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления» (Л. С. Рубинштейн).





Новые публикации

Народные праздники в детском саду как форма углубления взаимодействия детей, род…

Народные праздники в детском саду как форма углубления взаимодействия детей, родителей и педагогов Нужны ли народные праздники и развлечения в детском...

«Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей, посредством прое…

«Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей, посредством проектной деятельности» Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют...

Экологический проект «Сохраним природу вместе»

Экологический проект «Сохраним природу вместе»

Читайте также

Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию «Путешеств…

Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний» (старшая группа) Цель: дать возможность родителям увидеть своего ребёнка в группе...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Путешествие в подводный…

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему«Путешествие в подводный мир» Тема: Путешествие в подводный мир. Этап: Автоматизация звука «Р» в прямом и обратном...

Конспект интегрированной НОД с элементами нетрадиционных техник изображения для …

Конспект интегрированной НОД с элементами нетрадиционных техник изображения для детей старшей группы на тему: «Пограничник с собакой»   Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная...




Комментарии

  • Аниса
    Спасибо большое! очень интересный сценарий. Желаю Вам дальнейших успехов!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

В блогах

Познавательно-игровой проект «Ходи по пр…

Познавательно-игровой проект «Ходи по правилам» Вид проекта:  краткосрочный. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Пояснительная записка:   Актуальность проекта: Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Так как виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети...

«В детский сад без слез»

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности его дальнейшего развития. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в...

Лето и безопасность наших детей» — Конс…

Вот и настала летняя пора, когда все стремятся за новыми незабываемыми впечатлениями на отдых на дачу, на море или просто в богатый дарами летний лес и на тёплую речку с...

Лето и безопасность наших детей

Лето и безопасность наших детей» — Консультация для родителей Вот и настала летняя пора, когда все стремятся за новыми незабываемыми впечатлениями на отдых на дачу, на море или просто в богатый дарами...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство