«Кадровое обеспечение реализации Образовательной программы»
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включают требования к кадровым условиям реализации Программы.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работниковдолжна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
Регулярно педагоги проходят курсы повышения квалификации.
Все курсы пройдены на базе учреждений, входящих в региональную сеть повышения квалификации.
Составили план, согласно которому до второго семестра 2015 года все педагоги, в том числе руководитель ДОУ повысят квалификацию по вопросам ФГОС дошкольного образования.
Формы повышения квалификации
Система повышения квалификации педагога предполагает разные формы: обучение на курсах, участие в РМО, семинарах на уровне ДОУ, самообразование.
В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на теоретическом уровне.
Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
Тему для самообразования педагог выбирает по результатам самоанализа, с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они направлены на достижение качественно новых результатов работы. Например:
«Русские народные игры», «ДПИ», «Безопасность», «Краеведение».
Составляется план самообразования педагогов, который представлен в форме таблицы:
№ | Фамилия, имя, отчество | Тема самообразования | Форма и срок отчета |
При этом форма отчета следующая: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, мастер-класс, показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования). Самый эффективный способ показать результаты педагогического мастерства - разместить материалы в Интернете. На сайте нашего ДОУ размещены следующие материалы: «Роль произведений К.И. Чуковского в пед. процессе», «Работа по ознакомлению дошкольников с родным краем», «Плавание», «Взаимодействие с социумом», и т.д.
Темы самообразования учитываются при составлении годового плана ДОУ.
Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете создаются необходимые условия. Организуются выставки "В помощь занимающимся самообразованием”, "Это интересно знать”, "Новинки” и др. Постоянно обновляется и пополняется фонд методической литературы.
Методические журналы используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной - краткая аннотация или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
С 2012 года ДОУ работает над единой методической темой «Край родной»
Дошкольники знакомятся с достопримечательностями города и деревни, знаменитыми земляками, природой родного края.
Эта тема актуальна и действительно важна для нашего сельского ДОУ: дошкольное учреждение находится в деревне. В этом есть положительные и отрицательные стороны.
Положительные:
- освоение детьми опыта практического сельскохозяйственного труда;
- непосредственная близость детей к живой природе;
- возможность поддерживать дружеские связи вне стен детского сада;
- большая значимость общественного мнения жителей деревни.
Отрицательные:
- сельские дети не могут так часто посещать музеи, выставки, парки, как городские из-за удаленности от культурных центров;
- выбор друзей и способов общения с ними на селе значительно уже, чем в городе.
Для социализации сельских детей и повышение качества их воспитания и образования, организовано тесное сотрудничество со своими социальными партнерами: местной администрацией, школой, домом культуры, библиотекой.
Единая тема позволила увлечь, захватить всех педагогов, выступает и как фактор повышения мастерства воспитателей.
Аттестация
Оценка уровня квалификации педагогических работников важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает совершенствование образовательной деятельности, повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации, их профессионального развития.
Подготовка к аттестации проходит поэтапно:
1 этап - теоретический
Самоанализ теоретических знаний и практических умений - предполагает индивидуальную беседу с педагогом и анкетирование для выявления реальных трудностей и интереса к определенной педагогической деятельности.
Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы.
Составление индивидуального плана работы.
Знакомство с опытом аттестованных коллег – организуем выставку “Итоги аттестации».
2 этап – практический
Показ открытых образовательных ситуаций.
Обсуждение на педсовете открытых просмотров, анализ использования современных педагогических технологий и методик.
Подбор и оформление практических материалов и пособий.
Оформление развивающей среды.
3 этап – заключительный
Сбор и обработка аттестационных материалов.
Анализ качества оформления аттестационных работ.
Построение перспективы дальнейшей педагогической работы.
Такая поэтапная работа позволяет реализовать следующие задачи:
- провести анализ профессиональных качеств педагогического работника;
- оказать необходимую методическую помощь аттестуемому педагогу;
- определить точки его профессионального роста, потенциальные возможности;
- спроектировать пути совершенствования, направления развития педагогов.
В педкабинете предоставлена методическая литература, оформлен стенд в помощь аттестуемым, проводятся консультации.
Работа с молодыми специалистами
Если вовремя не помочьи не подержать молодого педагога, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма у него могут появиться сомнения в собственной профессиональной состоятельности. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
В ДОУ организована работа с молодыми специалистами, цель которой помочь молодому педагогу глубжеосвоить знания психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, новых педагогических технологий. Определить стратегию и тактику деятельности старшего воспитателя по отношению к работе молодого специалиста помогла анкета для выявления затруднений в работе молодых специалистов.
Проанализировав полученные данные анкет, были выявлены вопросы, вызывающие затруднения у молодых педагогов, например:
- умение планировать работу с детьми и родителями;
- владение методами и приёмами работы с детьми по здоровьесбережению;
- умение разрабатывать конспекты уроков здоровья;
- умение публично выступать перед педагогическим коллективом, родителями.
Составлен план работы с молодым педагогом, куда включены консультации, мастер – классы, посещение образовательной деятельности и организации режимных моментов опытных педагогов. Выбран наставник, к которому молодые специалисты обращаются за помощью и поддержкой. В педкабинете оформлена выставка «В помощь молодому педагогу», где представлены различные методические пособия, памятки, опыт работы.
Стимулом педагогов к повышению профессионально-педагогического мастерства являются конкурсы педмастерства, смотры – конкурсы.
В годовой план ДОУ включены смотры-конкурсы «Скоро лето», «Учебный год не за горами», смотры-конкурсы развивающей среды в зависимости от годовых задач. Цель конкурсов - активизация творческих возможностей педагогов.
Выбирая оптимальный вариант методической работы в ДОУ и формы ее реализации, можно эффективно способствовать повышению профессионального мастерства педагогов, их самообразованию и самосовершенствованию, полностью раскрыть творческие возможности каждого педагога как личности.
Читайте также |
---|
Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях…
Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство» В наши дни экран очень часто подменяет...
Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения»
Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения» (Дети под веселую музыку заходят в муз. зал и встают полукругом.)Ведущая: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Всех...
Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку»
Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку» Цель: Учить детей применять приобретенные знания в измененных игровых ситуациях, формировать умение...