Сайт для воспитателей детских садов



Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста

 

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Содержание образовательной области «Коммуникация» федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направлено на достижение целей овладения детьми дошкольного возраста конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Коммуникативная деятельность включает в себя:

  • Желание вступать в контакт;
  • Умение организовать общение;
  • Знание ном и правил при общении;
  • Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков и т.д.). Несомненно это важно, но в педагогике развития первично развитие коммуникативной деятельности каждого ребенка, а речь – это связь развития.

На протяжении пяти лет в работе с детьми я использую в режиме дня утренний сбор, который задает тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день.

Утренний сбор строю на позиции интегративного подхода, создаю условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого члена сообщества группы. Чувство принадлежности и опыт внимательного, уважительного слушания, своих мыслей и кооперативного взаимодействия которые развиваются во время утреннего сбора – это основа для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года.

Я приглашаю на утренний сбор, используя колокольчик. Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу меняется. Например, сегодня рассаживаются по росту, завтра – по датам рождения или по очереди: мальчик – девочка, послезавтра по предпочтениям и т. д.

Утренний сбор длится от 10 до 15 минут, в зависимости от возраста детей.

Приветствие – один из компонентов Утреннего сбора. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, я его моделирую, то есть показываю как это делается.

Поворачиваюсь к ребенку, сидящему слева и справа, и приветствую его (ее): «Доброе утро Сережа! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Сережа, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты.

В течение года дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, использую пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий разных народов, подчас непривычных для нашего менталитета. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые предлагаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок или другой значимый для детей предмет.

Приветствие способствует принятию детьми норм поведения в обществе, взаимопониманию и взаимному уважению в обществе. Они видят, что поведение предопределяет отношение друг к другу, и что они ответственны за свое поведение и поведение других членов группы.

Примеры приветствий из моей практики:

  • Дети приветствуют друг друга по очереди и отвечают на приветствия: «Доброе утро, Катя!», «Доброе утро, Сережа!»;
  • Создают общую «паутину» - все бросают клубок со словами приветствия любому, сидящему в кругу. Все держатся за нитку, так создается общая сеть;
  • Паровоз имен. Ребенок подходит к другому ребенку и здоровается с ним: «Доброе утро, Люда! Хочешь со мной играть? Вставай, будешь паровозиком».

Присоединившийся к игре ребенок встает первым, и все повторяют его имя «Люда, Люда, Люда…» Люда в свою очередь приветствует следующего ребенка и т.д.;

  • Приветствие – комплимент и т. д.

Еще один момент утреннего сбора – обмен информацией (идеями, новостями) – это самый серьезный и важный аспект Утреннего сбора. Вовремя Обмена информацией дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них.

Моя задача помогает определить уровень ответственности тех, кто делится и тех, кто слушает. Например, задачи того, кто делится информацией:

  • Говорить громко и понятно;
  • Представлять новости кратко и четко;
  • Предлагать задавать вопросы не только своим друзьям, но и другим детям из группы;
  • Отвечать на вопросы вежливо и уважительно.

Я стараюсь помочь детям организовать их мысли и идеи.

Техника обмена новостями, идеями требует от воспитателя гибкости и спонтанности, внимания и чуткости к новостям, которыми делятся дети.

К образовательным результатам Утреннего сбора можно отнести способность ребенка:

  • Контролировать свое поведение;
  • Высказывать свое отношение;
  • Комментировать свои действия;
  • Выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе;
  • Задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;
  • Присваивать полученную в простой форме информацию;
  • Совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;
  • Делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы;
  • Высказываться в связи с высказываниями других;
  • Устанавливать контакты;
  • Поддерживать разговор;
  • Использовать элементарные нормы общения;
  • Сотрудничать (со взрослыми и детьми разного возраста) в предложенных формах.

 

Используемая литература:

1. Лидия Свирская «Утро радостных встреч».

2. Коллин Бейн «Доброе утро!» «Мы рады, что ты здесь!».

3. Хансен К.А., Кауфман Р. К., Сайфер С. «Образование и культура демократии: педагогическая методика для младшего возраста».

 

Файл с презентацией можно скачать здесь.





Новые публикации

Конспект занятия «Пуховое чудо земли Оренбургской»

Конспект занятия «Пуховое чудо земли Оренбургской» {pdf=download/files/presentation/file574.pdf|90%|700|native}

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль»

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль» (с использованием плоскостного моделирования с детьми старшего возраста)   Цель: способствовать формированию умения создавать объект из геометрических фигур...

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Читайте также

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Путешест…

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе«Путешествие по Европе» Цель. Формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие...

Конспект занятия по безопасности дорожного движения в младшей группе детского са…

Конспект занятия по безопасности дорожного движения в младшей группе детского сада, для детей с ЗПРТема: «Наш друг-светофор»   Задачи: Познакомить детей с цветами...

Конспект открытого музыкального занятия в младшей группе «Мишка в гостях у ребят…

Конспект открытого музыкального занятия в младшей группе «Мишка в гостях у ребят» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности. Задачи: учить детей...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

"Праздник семьи, любви и верности

«День семьи, любви и верности» Цель: популяризация семейных ценностей, народных традиций и укрепление социального института семьи. Задачи: - способствовать укреплению семейных ценностей; - содействовать формированию позитивного образа семьи; - способствовать развитию нравственных и духовных ценностей участников образовательного процесса. -...

"Летние приключения"

«Летние приключения»                          Досуг для детей старшего дошкольного возраста        Цель: Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе игры. Дать каждому ребёнку возможность ощутить свою принадлежность к группе сверстников.  Задачи: Учить...

«Я – исследователь!» Проект «Зачем авто…

Актуальность. В современном мире нас окружает множество автомобилей. Они помогают нам  передвигаться в  повседневной жизни. Когда я вырасту, у меня тоже будет автомобиль. Каждый день меня папа возит в детский сад...

Пути укрепления детского творчества

Каждый ребенок рождается с творческим потенциалом, но этот потенциал может быть подавлен, если родители не будут заботиться о развитии и стимулировании творчества. Творчество показывает уникальность человека. Творчество - это способность...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство