«Современные формы взаимодействия ДОО и семьи»

 

Детский сад – первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.

В дошкольной педагогике выделяются четыре самых общих направления работы с родителями:

традиционное (тематические родительские собрания, консультации, утренники и т.д.);

просветительское (организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, буклеты, стенды и уголки для родителей);

развивающее общественное управление (работа Попечительского совета, Родительского комитета);

интерактивное (анкетирование, диагностика, круглые столы, консультации специалистов и т.д.)

Интерактивное направление в работе с семьей в настоящее время может считаться приоритетным, так как позволяет использовать оптимальные формы и методы в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей, а также расширить сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Основные виды работ с семьей по данному направлению.

  • Презентация дошкольного учреждения (знакомим родителей с уставом ДОО, программой развития и коллективом педагогов).
  • Открытые занятия с детьми в ДОО для родителей. Воспитатель в процессе занятия может включить в него элементы беседы с родителями.
  • Анкетирование. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Данный метод позволяет охватить большое количество родителей, прост в обработке.
  • Решение педагогических кроссвордов. Помогает уточнить знания родителей по определенной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество воспитания детей.
  • Анализ детских высказываний, поведения, творчества. Родители знакомятся с видеозаписью или материалами, собранные педагогами, рассматривают детские поделки, коллективные работы, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю.
  • Телефон доверия.

Следует отдельно выделить малоиспользуемые в ДОО интерактивные методы работы с родителями, которые могут характеризоваться как инновационные:

  • метод «дельфи» - метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки», которая проводится группой педагогов и родителей для обора лучшего решения, по актуальным проблемам воспитания;
  • метод тестовых ситуаций – метод, с помощью которого педагог создает специальные условия, а каждый родитель – участник семинара-практикума – проявляется наиболее отчетливо;
  • тренинги для родителей, в ходе которых педагог создает условия для того, чтобы родители не только узнали сои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в семье;
  • акции – комплекс мероприятий, помогающий родителям лучше понять возникающую проблему, определить отношение к ней и свою позицию в ее решении;
  • мастер-класс- это активная форма обучения родителей, при которой приобретаются или совершенствуются знания через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника;
  • тематические и индивидуальные консультации по запросам родителей.

Результат использования интерактивных форм в работе с родителями – создание целостной системы дифференцированного психолого-педагогического просвещения.

 

Список источников:

«555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» А.А.Майер, О.И.Давыдова. Москва 2011.



Новые публикации

Наглядное пособие Лепбук «Зима»

Наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к...

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Читайте также

НОД «Ознакомление с трудом охотников»

НОД «Ознакомление с трудом охотников» Цель: продолжать знакомить детей с трудом охотника, с особенностями природных условий Якутии, с обитателями якутской Тайги...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Новый год в кругу семьи» Цель: формирование представлений о празднике Новый год в семье. Задачи: Обучающие: - закрепить...

Использование степ-платформы в коррекционной работе в ДОУ с детьми с…

Использование степ-платформы в коррекционной работе в ДОУ с детьми с ОВЗ Создание благоприятных условий для укрепления здоровья, физического развития каждого ребенка...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...