Сайт для воспитателей детских садов



Доклад
«Развитие коммуникативных способностей у русскоязычных детей на занятиях татарского языка»

 

Изучение татарского языка является важным средством всестороннего воспитания и развития ребенка.

Как известно, татарский язык, наряду с английским, китайским, индийским, испанским, немецким и другими языками, был признан Юнеско одним из 14 развитых и широко употребляемых языков мира. И это не случайно. По своим лексическим и грамматическим особенностям татарский язык занимает срединное положение в тюркском языковом семействе. Будучи близок к тюркским языкам с древней письменностью, он обнаруживает сходство также и тюркскими языками Алтая. Поэтому человек, владеющий татарским языком, может с большим или меньшим успехом общаться с носителем любого из тюркских языков, а ведь на языках разговаривают, судя по некоторым данным, более 250 млн. человек.

Чем же объяснить такие качества нашего родного языка?

Особенности языка, его современное состояние связаны с путями развития данного языка. А история языка, в свою очередь, обусловлена историей народа, который является его носителем.

В формировании татарского народа приняли участие несколько этнических компонентов (групп). Но определяющую роль в этом процессе сыграло слияние двух близких друг другу компонентов булгарского и кипчакского. Происхождение татарского языка связано с булгарами, которые населяли побережье Волги и Камы, и кипчаками, жившими не только в Поволжье, но и на более отдаленных территориях. Поэтому общенародный татарский язык представляет из себя синтез булгарского (средний диалект татарского языка) и мишаро-кипчакского (западный диалект татарского языка) языков. Фонетика татарского языка базируется на среднем диалекте, а грамматический строй близок к западному диалекту.

Корни татарского языка уходят в далекое прошлое. Письменный литературный язык – «терки» (тюркский) начинает формироваться уже в Волжской Булгарии, где функции литературного языка выполняет общелитературный язык (тюркский). Со временем возникает язык поволжских терок, то есть старотатарский литературный язык, впитавший в себя особенности местного языка.

Старотатарский язык функционирует с небольшими изменениями до второй половины ХIХ века. Во второй половине ХIХ века и начале ХХ века формируется общенародный литературный язык, получают развитие и все его функциональные стили.

Татарский народ издревне жил в дружбе с другими народами, входил с ними в экономические и культурные контакты, что приводило к заимствованию отдельных слов из других языков.

Уже в булгарский период были установлены торгово-экономические отношения со Средней и Центральной Азией, а также западными странами. В Х веке в татарский язык начинают проникать русские слова. В русском языке также появляются татарские заимствования. Немало тюрко-татарских слов заимствуется русским языком в период Киевской Руси (примером может служить поэма «Слов о полку Игореве»).

Появляются заимствования также и из восточных – арабского, персидского, китайского языков. Много арабских слов, связанных с религией и духовной жизнью, проникла в наш язык. После завоевания Казани русским государством усиливается приток новых слов из русского и через него, западно-европейских языков. В разные периоды татарский язык усваивает заимствования из латинского, греческого, голландского, английского, французского, итальянского языков. Из латинского языка принимаются слова, относящиеся к области науки и медицины; из греческого – науки и искусства; из немецкого – военного дела; голландского – мореходства; из английского – спорта и промышленности; из русского – в основном общественной жизни, промышленность и транспорта. Без заимствований невозможно развитие и обогащение языков. Это все доказывает, как функционирует татарский язык в контакте с другими языками мира. Основной лексический фонд татарского языка составляют исконные тюрко-татарские слова.

В языке находит отражение характер народа, его душа. В таком случае наступил момент возрождения и развития родного языка. Составлено и стала претворяться в жизнь широкая программа по возрождению, изучению и развитию языков народов республики. Благодаря этим мерам, усилилась одна из важнейших общественных функций татарского языка – функция обучения языка. Владение языком и невербальными средствами общения суть коммуникативной компетенции человека, которая включает знание языка (фонетика, лексика, грамматика), умение использовать его в общении (построение текста, налаживание контактов с партнером в разнообразных ситуациях, приветствие, прощание, обхождение, бытовой разговор и т.д.).

Я, организуя обучение, стараюсь учитывать эту, полифункциональность речевого общения, стараюсь создать условия как для освоения языка (фонетика, лексика, грамматика) и форм речи (диалог, монолог), так и для развития ее функций (когнитивная, эмотивная). Я хочу отметить, что лингвистические способности у всех детей разные. Одни все схватывают быстро: у них прекрасно развита долговременная оперативная память на основе языка. Другим язык дается сложнее. Поэтому я не ставлю перед собой задачи, чтобы каждый ребенок в совершенстве овладел тем объемом материала, который заложен в программе. Главное, чтобы он понял: кроме его родного языка, существуют еще и другие. И эти языки, в данном случае – английский, татарский, тоже позволяют людям общаться друг с другом, вместе играть.

В своей повседневной практике, использую весь имеющийся в наличии арсенал традиционных проверенных форм и методов обучения, ввожу все новое, живое и интересное. В основу обучения беру метод звуковых ассоциаций, позволяющий легко и быстро усвоить слова татарского языка. Суть метода заключается в адекватном подборе созвучных слов родного языка и запоминаемому иноязычному слову. Также звуковые ассоциации облегчают запоминание слов второго языка.

Процесс ознакомления с новым словом осуществляется через процесс искусственного связывания запоминаемого материала с тем, который прочно закрепился в памяти ребенка. Поэтому сначала подбирается к татарскому слову созвучное русское, а затем придумывается художественный текст из созвучного слова и перевода. Текст должен быть познавательным или смешным необычным. Умение представлять его в зрительных образах позволит ребенку запомнить слово. Например, кошка – песи.

«В белом халате

Я у кровати

Мне не до сна

Матрешка больна.

Может, ангина?

Может быть, грипп?

- Пси, пси – матрешка чихает

И ничего мне не говорит

Кашель у матрешки,

В горлышке хрипит.

- Пси, пси – только чихает

И снова молчит.

Прибежала кошка:

- Ты меня звала?

- Нет, - ответила матрешка.

- Это ты с чего взяла?

- И узнала тут матрешка,

Что песи по-татарски – кошка».

И чем ярче переживается образ, тем лучше он сохранится в памяти. Путем многократного повторения новые слова внедряются в память ребенка. Следующий этап: активизация словаря или ввести эти слова в активную речь детей. Повторение в целях запоминания может быть концентрированным или распределенным во времени. В первом случае повторение слова в процессе его восприятия следует воспроизводить медленно, чтобы облегчит его осмысление, а главное, чтобы могли возникнуть необходимые связи. Далее этот процесс можно немного ускорить. Во втором случае материал повторяется в течение более длительного времени. В тех случаях, когда слово на русском и татарском языках звучит одинаково и не требует больших усилий для его осознания, полезнее использовать повторения, распределенные во времени. При этом общее количество необходимых повторений уменьшается, прочность же сохранения информации увеличивается.

В целях как запоминания, так и сохранения материалов в памяти необходимо рассматривать слово каждый раз (не менее 3 раз) как бы с других точек зрения, увязывая уже известные факты с новыми. Стара, но справедлива поговорка: «Повторение – мать учения».

Память, как известно, включает процессы запоминания, узнавания, сохранения и воспроизведения различного рода информации. Главное, что характеризует качественное изменение в памяти ребенка дошкольного возраста – это переход от непроизвольных и произвольных ее процессам. Надо помнить, чем более активной и содержательной будет деятельность детей с запоминаемым материалом, тем выше окажется непроизвольность запоминания ими этого материала. Лучше запоминается то, что интересно, так как игровая форма подачи информации снижает эмоциональную напряженность. Стараюсь процесс обучения татарскому языку сделать доступным, занимательным и интересным, используя при этом книжки-раскраски, тетради с заданиями, книжки-конструкторы, игры. Использую художественные тексты, специально разработанные игровые задания, познавательные рассказы, сказки, загадки, легко запоминающиеся стихи, которые позволяют расширить детские возможности в запоминании и воспроизведении новой информации.

Однако знание отдельных недостаточно для овладения языком. Поэтому в процессе обучения необходимо включать наиболее распространенные формы общения (диалоги) и стремиться к живому разговорному языку.

Большую роль играют в обучении языку дидактические игры. Например:

«Подбери картинки по определенным признакам», «Найди общее и различие», «Что лишнее?», «Раскрась по условным обозначениям», «Дорисуй до целого», «Сложи из деталей», «Соедини линиями», «Придумай сюжет» и др.

В совокупности это целенаправленная деятельность позволит комплексно решить образовательные задачи:

- формирование мотивации учения, ориентированного на удовлетворение познавательных интересов ребенка;

- развитие образного мышления;

- усиление концентрации внимания и увеличения объема памяти;

- развитие словарного запаса;

- развитие творческих способностей;

- воспитание интереса к предмету и процессу познания в целом.

При решении образовательных задач следует осуществлять индивидуальный подход, позволяющий создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Я считаю, что каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом!





Новые публикации

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок плачет при расставании с ро…

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?» Уважаемые родители! Многие дети, начиная ходить в детский сад и...

Конспект занятия по игровому стретчингу для детей средней группы «Кто поможет во…

Конспект занятия по игровому стретчингу для детей средней группы «Кто поможет воробью?» {pdf=download/files/presentation/file601.pdf|90%|700|native}

Конспект занятия по спортивно-оздоровительной работе для детей средней группы. С…

Конспект занятия по спортивно-оздоровительной работе для детей средней группыСиловая гимнастика с атлетическим мячом и стретчинг {pdf=download/files/presentation/file600.pdf|90%|700|native}

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для 2 младшей группы «Как …

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для 2 младшей группы«Как зайка друга искал»   Материалы: мягкая игрушка (заяц), картинка «Мишка под снегом» ф А 3...

Досуг в старшей группе «Поморы»

Досуг в старшей группе «Поморы» (В рамках этнонедели по народам России) Дети в национальных поморских костюмах с воспитателем заходят под музыку в...

НОД в старшей группе «Ранняя и поздняя осень»

НОД в старшей группе «Ранняя и поздняя осень» Цель: Продолжать уточнять представления детей о ранней и поздней осени. Задачи: 1. Продолжать закреплять знания...




Комментарии

  • Елена
    Здравствуйте! Как можно получить конспекты занятий по вашей программе?

    Подробнее...

     
  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

В блогах

"Дидактические игры с детьми по лек…

ФРУКТЫ. САД. /18.09 – 22.09.2017 г./ Новая лексика Существительные: апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, гранат, хурма, киви, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло. Глаголы: расти, цвести...

Вот мы и подросли. Возрастные особенност…

Можно сказать, что базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я» — это дошкольный возраст 6-7 лет. Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к...

Сценарий игрового развлечения в средней…

Сценарий игрового развлечения в средней группе №10 «День рождения нашей группы»  Выполнила Горбунова Е.В. МАДОУ "Детский сад №441 "Кузнечик" Нижний Новгород. 2019                    ...

СЦЕНАРИЙ  СОВМЕСТНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ …

МБДОУ детский сад №4 ЗАТО Звёздный, Пермский край. СЦЕНАРИЙ  СОВМЕСТНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ В средней  ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»                          ...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство