Выступление на тему:
«Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации».
«Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

 

Введение

Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, ухудшением состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученных и специалистов. Но учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и «устранение» болезней, становится ясно, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. На протяжение последнего пятилетия, нас всех поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Увеличилось количество детей имеющих различное отклонения, каждый третий в физическом развитии - с 60,9 до 67,6%, а имеющих хронических заболевания – с 15,9 до 17,3%. Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Существенный вклад в решение этой проблемы должно внести выполнение требований, изложенных в международных документах и законодательных актах Российской Федерации (положения Конвенции ООН о правах ребёнка, законы РФ «Об образовании», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»); выполнение стандарта дошкольного образования по Приказу за № 1155.

Современное определение здоровья выглядит так: здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В завершение понятия «здоровье» важно подчеркнуть необходимость пристального внимания к нему именно с первых лет жизни человека. Огромное значение для здоровья ребенка имеет педагогическая среда дошкольного образовательного учреждения.

Здоровьесберегающая среда, здоровьесберегающее пространство – это комплекс социально-гигиенических, психолога-педагогических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную среду в детском саду и семье. Необходимость создания такого единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семьях воспитанников и определила проблему создания здоровьесберегающих технологий.    

 

1. Здоовьесберегающие технологии как основа развития детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи.

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях определим понятие «технология».

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующее качественным прилагательным – педагогическая.  

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью.

Здоровьесберегающая деятельность в детском саду осуществляется в следующих формах.

1. Медико-профилактические технологии.

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами и использование медицинских средств.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направленна на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Положением о медико-психолога-педагогической службе и ставит своей целью создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояние соматического и психического здоровья.

4. Технологии здоровьясбережения и здоровьеобогащение педагогов.

Направленные на улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие.

5. Технологии валеологического просвещения родителей

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение состояния физического комфорта.

6. Здоровье сберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры и культуры здоровья дошкольника.

Здоровьесберегающее образовательные технологии наиболее значимые среди всех известных технологий по степени влияния на здоровья детей.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий:

  • Стретчинг – рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
  • Ритмопластика – носит художественную ценность, величину физической нагрузки и соразмерность возрасту.
  • Динамические паузы – включает в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и профилактики утомления.
  • Подвижные спортивные игры – это часть физкультурного занятия на прогулке и групповой комнате с малой и средней степенью подвижности в соответствии с возрастом ребенка.
  • Гимнастика корригирующая – проводится в различных формах физкультурно-оздоровительных работах.
  • Гимнастика ортопедическая – рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезни опорного свода стопы.
  • Гимнастика «побудка» - это комплекс мероприятий, обеспечивающий переход от сна к бодрствованию, несущий оздоровительный характер.

В процессе здоровьесбережения участвует весь персонал ДОУ:

  • Заведующий – организует образовательный процесс и материальное обеспечение.
  • Старший воспитатель – создает предметно развевающую среду.
  • Музыкальный руководитель – проводит праздники, развлечения и утренники.
  • Инструктор по физической культуре – проводит утреннюю гимнастику и занятия.
  • Инструктор по физической культуре (бассейн) -  проводит профилактические и закаливающие мероприятия.
  • Педагог-психолог – проводит эмоциональные разрядки, релаксацию, психопрофилактику.
  • Воспитатель – проводит гимнастику после сна «побудка», босохождение, водные процедуры.
  • Учитель-логопед – обучает диафрагмальному дыханию, пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
  • Медицинский персонал – проводит физпроцедуры, лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, осуществляет контроль режима и питания.

В процессе организации единого здоровья сберегающего пространства ДОУ и семьи используется разнообразные формы работы.

Раздел: «Здоровьесбережение детей в период адаптации в ДОУ».

1. Педагогическая гостиная «Давайте познакомимся».

2. Анкетирование «Путь к здоровью, силе, бодрствованию».

3. Консультация «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей».

Раздел: «Сохранение и укрепление физического и соматического здоровья детей».

1. Консультация «Утренняя гимнастика с малых лет».

2. Папка –передвижка. «Здоровье - прежде всего».

3. Круглый стол. «Режим дня в жизни ребенка».

Раздел: «Сохранение психического здоровья детей».

1. Газета «На пути к здоровью».

2. Педагогическая гостиная «Дыхание – основа здоровья».

3. Школа для родителей «Советы Айболита».

Раздел: «Активное сотрудничество ДОУ и семьи в реализации здоровьесберегающей программы».

1. Праздник здоровья «Спортивная семья».

2. Неделя здоровья дома «Дружная семья».

 

2. Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ

Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, - важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня.

Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий, облегчающий переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия помогающие облегчить протекание процессов перехода в состояние бодрствования. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе.

Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:

1. звуковые сигналы (например - музыка);

2. зрительные сигналы (например – яркий свет, особенно солнечный);

3. импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи).

Основные задачи, решаемые комплексом гимнастики после сна:

1. устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);;

2. увеличить тонус нервной системы;

3. усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и др.).

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

Спепаненкова Э. Я. выделила 4 вида гимнастики – побудки:

1. Разминка в постели и самомассаж.

Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего характера. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями в групповой комнате.

2. Гимнастика игрового характера.

Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы.

3. Гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса.

Проводится в группе, спальне. Комплекс гимнастики начинается с небольшой разминки, включая разные виды ходьбы, бега, прыжков

4. Пробежки по массажным дорожкам.

Эти упражнения желательно сочетать с контрастными воздушными ванными и проводить не менее 2-х раз в неделю по 5-7 минут. Дети занимаются в одних трусиках, босиком.

 

Комплекс гимнастики - побудки

Гимнастика выполняется под тихую классическую музыку, голоса леса, моря и т. д.

Пробуждение (3 минуты):

1. «Потягивание» - 4 раза.

И. п.: сидя на кровати по-турецки, спина прямая, ладони лежат на верхней поверхности бедер.

- сцепить пальцы в замок, поднять руки вверх, вывернув сцепленные ладони, потянутся макушкой вслед за руками;

- расслабиться в и. п.

2. «Уголок» - каждой ногой 4 раза.

И. п.: лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. Согнуть ногу в колене; выпрямить ее вверх до угла 45 гр.; опустить прямую ногу.

Чем медленнее опускаются ноги, тем больше нагрузка, поэтому сначала достаточно ногу держать прямой на 1-2 счета, затем замедлить до 4-5 счетов.

3. «Ванька – встанька» - раз.

И. п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. Махом рук сесть, руки на пояс, спина прямая; вернуться в и. п. Повторить 6 раз.

4. «Змея» - 5 раз.

И. п.: лежа на животе, голова опирается лбом, руки сложить за спиной так, чтобы кисти рук тыльной стороной касались ягодиц. Плавно, без рывков поднять голову, затем грудь как можно выше, пошипеть: «ш-ш-ш»; вернуться в и. п.

5. «Нарисуй круг» - 3 раза на каждом боку.

И. п.: лежа на боку, нижняя нога полусогнута и лежит под ногой, верхняя - в положении упора перед грудью. Поднять прямую ногу и совершать ею движения, «рисуя» носком небольшие окружности вперед назад. Опустить ногу.

6. «Бокс» - движения выполняются с легким поворотом корпуса и в различном темпе, сначала – плавно и медленно, затем все быстрее и резче.

И. п.: стоя около кровати, ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью, кисти сжаты в кулаки:

- вытянуть одну руку вперед, вернуться в и. п.;

- вытянуть другую руку вперед, вернуться в и. п.

7. «Любопытные ребята» - выполнить последовательно 5-6 раз медленно, без рывков.

И. п.: основная стойка, руки на поясе: повороты головой влево-вправо, вверх-вниз; наклоны головой влево-вправо.

Ходьба по «Тропе здоровья» (2-3 минуты) – разложенная в групповой комнате: массажные коврики, корригирующие дорожки.

Упражнение дыхательной гимнастики «Гуси шипят».

И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в сторону–назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) – медленный выдох на звуке «ш-ш-ш». выпрямиться – вздох (5-6 раз).

Водные, закаливающие процедуры.

 

Методика проведения гимнастики после сна

Длительность гимнастики в подготовительной группе составляет 7-15 минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма. Наиболее простым способом оценки адекватности в выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики. Если в результате выполнения комплекса упражнений ребенок ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроением и самочувствием, значит, нагрузка была близкой к оптимальной закаливание организма можно осуществлять только при отсутствии воспалительных процессов.

Поэтому, при выборе комплекса гимнастики, при его разработке необходимо учитывать индивидуальные особенности организма. Наиболее простыми, доступными к исполнению являются комплексы, представлены в игровой и сюжетно-ролевой форме.

Пока дети спят, я создаю условия для контрастного закаливания детей: готовлю «холодную» комнату, температура в ней снижается на 3-5 градусов, по сравнению с «теплой» комнатой спальной.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой я медленно наращиваю. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию. Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты.

Затем дети переходят «в холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. Длительность 2-3 минуты.  

Далее дети переходят в «теплую» комнату, где выполняют комплекс упражнений или несколько физминуток, направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, а также такие упражнения хатха-йоги («Кошечка», «Дерево», «Рыба», «Кузнечик» и др.). Они выполняются в течение 2-3 минут.

Затем дети переходят в «холодную» комнату, чтобы выполнить комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что бы очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5-1 до 5-7 минут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.

После чего мы выполняем водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

Гимнастику – побудку важно проводить в игровой форме, это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. А главное все это доставляет детям огромное удовольствие.

 

Список использованных источников:

1. Чупаха И.В., Соколова И. Ю. «Здоровьесберегающие технологии» Москва «Илекса» 2003.

2. Орла В. И. Агаджанова С. Н. «Оздоровительная работа в дошкольно образовательных учреждениях» «Детство-Пресс» С-Петербург 2008.

3. Никанорова Т. С. «Здоровячек – система оздаровления дошкольника» Воронеж, 2007.

4. http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/8261-podvizhnie-igri.html.

5. Рунова М. А. «Движение день за днем» Линка-Пресс, Москва 2007.

6. Севенюк С. А. «Формирование культуры здорового образа жизни ребенка-дошкольника» Самара 2009.

7. Типушкова М. В. «Лучи здоровья» Школьная пресса Самара 2008.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел»

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел» Виды детской деятельности: игровая; коммуникационная. Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли. Задачи: Образовательные: приобретать первичных...

Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с…

Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Правильное формирование личности ребенка – это задача не...

Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!»

Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!» Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге. Задачи: -...

Читайте также

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...

Интерактивные игры. Тема: «Деревья»

Интерактивные игры. Тема: «Деревья»

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе. Тема: «Воздух…

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе Тема: «Воздух невидимка» Цель: Формировать представление о свойствах воздуха и его значений для человека. Задачи: Подвести...