Сайт для воспитателей детских садов



Доклад из опыта работы
«Воспитание интереса к рисованию у детей 3-го года жизни»

 

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет свои восприятия, знакомится с окружающим миром, учиться чувствовать и любить красоту, учиться выражать свои эмоции, учиться понимать творчество других людей – и все это легко, радостно в игре.
На первом году жизни малыши любят рассматривать яркие красочные иллюстрации к детским сказкам, водят пальчиком по изображениям, отмечают знакомые ему части тела персонажа (глазки, носик, хвостик). Затем появляется черканье по бумаге каракулей, и чтобы оно появилось, малыш должен уметь подражать взрослому. Подражание движению руки создает изображение, которое узнается лишь по завершению рисунка. К концу третьего года жизни ребенок уже начинает рисовать по замыслу, но он быстро меняется, и на одном рисунке появляются самые разные изображения. Малыш активно экспериментирует, и эту увлекательную игру взрослый должен помочь разнообразить и поддержать.
Вначале учебного года все малыши нашей группы пришли из дома. Период адаптации проходил у всех детей индивидуально. Большая часть ребят нашей группы, войдя в детский коллектив, долго привыкала к режиму детского учреждения, некоторые дети очень часто болели, по-разному складывались взаимоотношения со сверстниками. По этим причинам занятия на сентябрь мы не планировали, а использовали этот месяц для того, чтобы узнать, какой художественный опыт имеют дети, изучали их индивидуальные особенности. Для некоторых из детей рисование оказалось знакомым. Несколько детей знали о материалах для рисования и имели навыки работы с ними (правильно держали карандаш и уверенно им действовали). Остальные дети нашей группы использовали изобразительный материал не по назначению: карандаши катали, бросали, стучали ими по столу и пробовали на вкус, бумагу мяли и рвали.
На первых занятиях по рисованию мы не давали детям карандаши. Из своего опыта работы мы знаем, что в этом возрасте руки у ребенка еще слабы и не слушаются. Ребенок или очень сильно зажимает карандаш в руке, и она становиться очень напряженной, теряет свободу, или почти не держит его, и карандаш вываливается из рук. При сильном нажатии карандаш рвет бумагу, а при слабом оставляет еле заметный след. Мы считаем, что более целесообразно давать детям фломастеры и маркеры. Они не вызывают напряжения руки и оставляют на бумаге яркий красивый след.
Так как большинство детей к моменту начала наших занятий не умели правильно держать в руке фломастеры, то много времени мы уделяли технике рисования, учили детей брать фломастер тремя пальчиками, учили правильно действовать фломастером. Некоторые дети после показа и объяснения уверенно взяли в руки фломастер. Некоторым до сих пор трудно удерживать тычки и кисти в руке. Приходится их постоянно исправлять. Мы стараемся терпеливо от занятия к занятию перекладывать тычки и кисти в их руки правильно. А есть такие дети, которые боятся фломастера, никак не решаются начать рисовать. Поэтому мы на первых занятиях использовали прием «рука в руке»: брали руку малыша в свою и рисовали вместе с ним. После двух-трех таких показов дети начинают действовать уверенно сами.
Занятия по рисованию в первой младшей группе мы проводим по подгруппам. Вначале года мы берем на занятие лишь 2-3 ребенка, затем постепенно увеличиваем их количество до 6-7. Подгруппы создаются с учетом знаний, умений, навыков детей, а так же с учетом их индивидуальных особенностей. Такой подход позволяет нам уделять внимание каждому ребенку: вовремя поправить позу, добиться правильного использования материалов, помочь, если что-то не получается. Это особенно важно именно на начальном этапе овладения рисованием, чтобы не упустить из поля зрения не одного ребенка. Не позволить закрепиться неправильным навыкам.
Чтобы малыши не потеряли интереса к рисунку, в течение года мы знакомим их с простейшими и доступными способами изображения. Сначала мы рисуем фломастерами штрихи: «дождик», «водичка льется из леечки», «зернышки для цыплят», потом линии горизонтальные и вертикальные: «нитки к шарам», «дорожки», «лесенки», «заборчики».
На первых занятиях с красками предлагаем рисовать пальчиками, так как это более легко и понятно. Затем учим детей работать тычком: рисовать «горошинки», «снежок», «шарики на елку», «листочки», «шишки» и пр. После освоения тычка мы предлагаем детям для работы кисть. Это более сложный инструмент, ведь нужно хорошо насыщать кисточку и всем ворсом обмакивать ее в краску. Если дети вовремя забывают это сделать, и, не понимая, почему кисть не рисует, трут ею бумагу, то портится и кисть и рисунок, Изображение не получается. Это огорчает детей. Поэтому во время занятий мы постоянно напоминаем о том, чтоб ребята вовремя набирали кистью краску, а лишнюю обтирали о край баночки. Тогда со временем все получается, дети не расстраиваются, хотят рисовать еще и в следующий раз.
В изобразительной деятельности детей этого возраста пока еще нет замысла – рисование имеет характер игры, ведь игра – это основная сфера деятельности детей 3-го года жизни. Поэтому все занятия по рисованию мы проводим в игровой форме, с использованием подвижных игр, пальчиковой гимнастики.
Игры применяем на самих занятиях и непосредственно перед их началом. Вот, например, после игры «Солнечные зайчики скачут по стене» вместе с детьми вспоминаем, как прыгал «зайчик» сначала по стене, потом по полу и потолку. Дети рисуют приговаривая: «Прыг, со стены на потолок, а потом прыг на пол». Возникающие образы становятся живыми. Это делает осмысленным и интересным выполнение любого задания. Игровым приемам присущ эффект неожиданности, что позволяет детям испытать удивление, радость, сострадание и желание помочь. Для занятий мы используем различные игрушки (маленькие и большие), игровые персонажи в виде плоскостных силуэтов из бумаги или переодеваемся сами. Стараемся не ограничиваться одной игрушкой для всей подгруппы, ведь каждый ребенок хочет иметь свой личный игровой персонаж.
Чтобы привлечь внимание детей к нуждам и заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы. Вначале мы показываем детям героев данного занятия, затем рассказываем о том, что игрушки оказались в затруднительном положении. Например, цыплята голодные, хотят кушать, и кроме детей им никто не поможет. Или зайчата убежали далеко, не видят свою маму. И только наши ребятки могут нарисовать для них лесенку. При этом игровые действия можно совершать даже по ходу создания рисунка. Нарисовал ребенок несколько ступенек – зайчик забрался на них, но, к сожалению, еще не видит маму. Надо еще выше лесенку сделать. Осуществляя промежуточное игровое действие, отдохнет рука ребенка, и малыш получит дополнительное побуждение к продолжению работы.
Для того чтобы ребята активно включились в работу по созданию изображения, мы объясняем, что для персонажа необходим именно тот предмет, который предстоит нарисовать. Например, чтобы котенок не плакал, нужно нарисовать ему клубочки для игры. Получается, что с одной стороны дети играют, а с другой действуют не «понарошку», а реально трудятся, накладывая один виток за другим. Маленькому ребенку, как и любому человеку, нужно знать, что он трудится не напрасно, и то, что он делает кому-то необходимо. Поэтому очень важна оценка детских работ именно тем персонажем, помощь которому дети оказали. Зайчата поблагодарили детей за лесенку, цыплята довольные и сытые, ведь их накормили малыши, а котенок улыбается, потому что наигрался с клубочками.
По окончании выполнения задания мы предоставляем детям возможность продолжить игру с рисунком, так как считаем это очень важным психологическим моментом, от которого зависит успех дальнейшего обучения. Ведь, если ребенок рисовал дорожку для медвежонка, то именно медвежонок должен по ней ходить. Иначе усилия ребенка будут бессмысленными, и в следующий раз ребенок может не включиться в бесполезную с его точки зрения работу.
Большое внимание в своей работе уделяем приобретению детьми сенсорного опыта. Здесь внимание направляем на получение детьми впечатлений от цветового пространства. Это, во-первых, разные фоны: мы используем тонированную бумагу. Во-вторых, это разнообразные формы бумаги: квадрат, круг, полоса, различные силуэты, в зависимости от изображаемого объекта. И, в-третьих, это разные по цвету краски карандаши. В начале года мы используем один цвет, в конце года цветов может быть уже 2-3. Для закрепления сенсорного опыта проводим с малышами дидактические игры. Они помогают лучше познакомить детей с формой, цветом и величиной: «Грибочки, по местам», «Подбери чашку к блюдцу по цвету», «Закрой окошки в домике» и т.д.
Для того чтоб научить детей находить сходство изображений с предметами и явлениями, проводим наблюдения цвета, формы и величиной в окружающем. Используем при этом не только занятия, но и все режимные моменты. Эти наблюдения очень просты и доступны, но они необходимы для развития восприятия, эстетических чувств. Скажем, одеваясь на прогулку, ребенок называет цвет своей одежды: шапочка красная, курточка желтая, а ботиночки черные. Играя с мячом, говорим, что он круглый, а ленточки у нас длинные и короткие.
В течение всего года нами проводятся наблюдения в природе. В сентябре на прогулке наблюдали, как по небу плывут тучи. И вдруг одна туча закрыла солнышко, и пошел дождик. Мы с малышами пели песенку про дождик, подставляли ручки, и дождик прыгал прямо на них.
В другой раз рассказывали детям, как пригревает солнышко и под его лучами становиться тепло. Дети сами убеждались в этом, прикладывая ладонь к поверхности скамейки или к собственной курточке. Вместе с детьми читали стихотворение Г.Бойко:

Туча спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали –
Мы б его расцеловали!

Наступает весна, вместе с детьми наблюдаем, как потекли ручейки, и пускаем плыть по ним кораблики, как сходит снег и появляется первая зеленая травка, а за ней одуванчики распускаются и просыпаются насекомые. А на занятиях вспомним наши наблюдения и нарисуем все, что видели: дождик и солнышко, травку и одуванчики, ручейки и сосульки.
На своих занятиях стараемся чаще использовать художественное слово. Короткие стихотворения, произведения фольклора помогают эмоционально воспринимать игровые образы, вызывают у детей чувство радости, удовольствия, помогают ребенку войти в образ, а затем передать его в рисунке. Например, после прочтения стихотворения о дожде:

Кап, кап, кап! Кап, кап, кап!
Дождик, дождик, кап да кап,
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки!

Дети штрихами рисуют дождик, приговаривая: «Кап, кап, кап!» А когда изображают следы, приговаривают: «Топ, топ, топ, наша деточка идет».
Художественное слово способно активизировать детей, вызвать у них желание ритмично действовать рукой во время рисования.
Очень понравилось нашим детям рисование ладонями. Нанося слой краски на внутреннюю сторону ладони и прикладывая ее к бумаге, дети оставляли отпечатки. Получалась своеобразная игра: можно сжать или растопырить пальчики, получается цветок в бутоне или уже распустился, а если к отпечатку дорисовать глаза, клюв и лапки – получится птичка. Можно нарисовать отпечатки на большом листе бумаги. Чтоб ладошки отличались, предлагали использовать свой цвет. Такое панно мы вывешиваем в группе, и дети ищут на нем свои ручки.
Очень заинтересовали наших детей занятия, на которых использовалась техника прорезных силуэтов. В ходе занятий мы предлагали детям наносить на лист бумаги кисточкой цветные пятна, мазки, полосы краской разного цвета, покрывая всю поверхность листа. При этом смешивали краску кисточкой прямо на бумаге, отмечая, как изменяются цвета. На каждый такой рисунок вместе с ребенком накладывали прорезной силуэт. Получались разноцветные шарики, варежки, цветы и многое другое. Так можно изобразить все, на что хватит вашей фантазии.
Так постепенно, шаг за шагом, мы решали задачу приобщения детей к занятиям изобразительной деятельности.
Однако мы понимали, что достичь положительных результатов по воспитанию у детей интереса к рисованию можно только при непосредственной помощи родителей. Поэтому помимо общих групповых консультаций проводили индивидуальные. Эти консультации мы посвящали проблемам, возникающим в связи с рисованием детей в детском саду и дома. Очень часто бывает, что маленький ребенок не может ничего изобразить, а лишь черкает по бумаге карандашами. Взрослые относятся к рисункам насмешливо, восклицая: «Что это ты такое нарисовал? Какая-то каляка-маляка получилась!». Ребенок понимает отрицательную оценку его результата. Каляка-маляка – это значит, ничего хорошего не нарисовал. У ребенка складывается мнение о рисовании, как о пустом занятии. Поэтому мы учим родителей всячески поддерживать детский интерес, создавать хорошие условия дома, обеспечивать сына или дочку всем необходимым, рассматривать иллюстрации в книгах, наблюдать окружающий мир, рисовать самим на глазах у ребенка. Объясняем необходимость и дома рассматривать и обыгрывать детские рисунки, почаще хвалить малыша, поддерживая веру в свои силы.
Вначале года не все родители понимали важность изобразительной деятельности маленьких детей и к нашим рисункам относились несерьезно.
Поэтому одну из консультаций мы посвятили именно этой проблеме. Учили родителей «правильно» смотреть рисунки, задавать своим детям важные для закрепления вопросы: что нарисовано, чем ты сегодня рисовал, какого цвета краска (фломастер и т.д.), для кого ты рисовал? Теперь родители стали интересоваться, какую задачу дети выполняли на занятии и продолжают учить детей тому же дома.
Занимаясь с детьми рисованием, мы стараемся вкладывать в свою работу фантазию, изобретательность и выдумку. Изо дня в день стараемся создавать все условия для возникновения и развития изобразительной деятельности ребенка: обеспечиваем детей материалом; рассматриваем с ними иллюстрации в книгах, предметные картинки; непосредственно через наблюдения знакомим с окружающими предметами и явлениями; рисуем на глазах у детей простейшие изображения; интересуемся их действиями с материалом; «читаем» и обыгрываем рисунки; часто хвалим малышей, радуемся и удивляемся тому, что у него получилось, внушаем и поддерживаем веру ребенка в свои силы; учим простейшим способам изображения, способам действия с материалом.
В результате проделанной нами работы:
1. Дети проявляют интерес к изобразительной деятельности, стремятся заниматься ею по собственной инициативе, рассказывают нам о своих интересах в рисунке.
2. Видят образ в своих рисунках; рассказывают, что рисуют, обыгрывают рисунки; радуются тому, что у них получается, и делятся с нами своей радостью.
3. Умеют пользоваться изобразительным материалом: правильно держать карандаш, кисть, тычек и действовать ими.
4. Достаточно смело и уверенно выполняют изобразительные действия: рисуют линии, штрихи, пятна.

 

Список используемой литературы:

1. Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Васильева Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет М.: Просвещение, 2000г.
2. Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1982г.
3. Т.Г. Казакова Изобразительная деятельность младших дошкольников, М.: Просвещение, 1980г.
4. В.В.Ветрова. Ладушки, ладушки (игры для детей и родителей). М.: Знание, 1995г.
5. М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С.Комарова Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: издательский дом «Воспитание дошкольника, 2005г.
6. Е.А.Янушко. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозайка-синтез, 2005г
7. Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы московских педагогов под редакцией В.М.Сотниковой. Линка-пресс, 2005г.
8. Обучение детей 2-4 лет в игре (рисование, лепка, аппликация). Министерство просвещения РСФСР, Научно-исследовательский институт школ, М.1988г.
9. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Младшая группа. Разработки занятий. Волгоград ИТД Корифей,2008г.
10. КазаковаТ.Г. Встречаем Новый год.// Дошкольное воспитание. 2005. №12.
11. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?//Дошкольное воспитание .2005.№2.
12. Казакова Т.Г. Третий год жизни: изобразительная деятельность в семейном воспитании.//Дошкольное воспитание. 2005. №8.
13. Н.Первышина, Л.Панова, воспитатели ясли-сада №25 «Огонек» г.Томск. Карандаш пришел с друзьями: Поиграйте вместе с нами. // Дошкольное воспитание.1994. №4,5.
14. С.Теплюк. Весенние прогулки с малышом.// Дошкольное воспитание 2002. №3.
15. О.Жукова, М.Чистякова Как у наших у ворот.//Дошкольное воспитание 2002.№2
16. Т.Дианова. Эксперименты с цветом. //Обруч 2005. №3
17. Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н., Гризик Т.И., Голубева Л.С., Ерофеева Т.И. и др. Мир раннего детства. Пособие для родителей и воспитателей по формированию здоровья, воспитанию и развитию детей от 2 до 3 лет. М. 2005.
18. Г.Г.Григорьева Изобразительная деятельность дошкольников: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: издательский центр Академия, 1999 г.





Новые публикации

Народные праздники в детском саду как форма углубления взаимодействия детей, род…

Народные праздники в детском саду как форма углубления взаимодействия детей, родителей и педагогов Нужны ли народные праздники и развлечения в детском...

«Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей, посредством прое…

«Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей, посредством проектной деятельности» Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют...

Экологический проект «Сохраним природу вместе»

Экологический проект «Сохраним природу вместе»

Читайте также

Конспект комплексного занятия в образовательной области «Познание» во второй мла…

Конспект комплексного занятия в образовательной области «Познание» во второй младшей группе для детей с нарушением слуха«Путешествие ножками и ладошками»   Виды детской...

Конспект интегрированной открытой образовательной деятельности на тему: «Путешес…

Конспект интегрированной открытой образовательной деятельности на тему: «Путешествие в зимний лес»   Цель: Обобщить знания детей о зимующих птицах. Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие». Воспитывать у...

Проект «Как появился телефон»

Проект «Как появился телефон»   Паспорт проекта: 1. Визитная карточка: место проведения ГБДОУ детский сад Кировского района города Санкт - Петербург. 2. Вид проекта:...




Комментарии

  • Аниса
    Спасибо большое! очень интересный сценарий. Желаю Вам дальнейших успехов!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

В блогах

Познавательно-игровой проект «Ходи по пр…

Познавательно-игровой проект «Ходи по правилам» Вид проекта:  краткосрочный. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Пояснительная записка:   Актуальность проекта: Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Так как виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети...

«В детский сад без слез»

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности его дальнейшего развития. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в...

Лето и безопасность наших детей» — Конс…

Вот и настала летняя пора, когда все стремятся за новыми незабываемыми впечатлениями на отдых на дачу, на море или просто в богатый дарами летний лес и на тёплую речку с...

Лето и безопасность наших детей

Лето и безопасность наших детей» — Консультация для родителей Вот и настала летняя пора, когда все стремятся за новыми незабываемыми впечатлениями на отдых на дачу, на море или просто в богатый дарами...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство