Доклад
«Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности»

1. Семья и её типология моделей.

Семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между

супругами, родителями и детьми, малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества и в физиологическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсов.

Семья социально необходима, так как исчезни она, само существование человека окажется под угрозой. Семья выполняет 2 функции: репродуктивную и воспитательную , полноценно эти функции выполняются только в семье. Именно семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающее не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни.

Для человека семья - главный и основной компонент среды, в которой он живет как в коконе, первую четверть жизни (если повезет), и которую он попытается построить всю оставшуюся жизнь. Семья для ребенка - первичная социальная микросреда (I фактор), в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введения их в сложности и противоречия современного мира. Вторая - это внутренняя несемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, являющийся могучим оружием социализации человечества и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Третья группа-это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

«Книга для родителей» А. С. Макаренко писал «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, а ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!»

Со стороны психологии по М. Мид семьи бывают:

нормальными (ответственность несет отец),

аномальными (все остальные типы),

в реальной жизни: реальная семья - идеальная семья.

Психологи связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями, неудовлетворенность в браке приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам.

Особое внимание этому уделяет психоаналитическая традиция: источник семейных трудностей личности, ищется в прошлом (раннем опыте общения в родной семье).

Основной причиной нарушения семейных отношений считается, проявление у одного или обоих супругов потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями Взрослый человек выбирает себе партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, нерешенную в детстве, вернуться к конфликтам (так возникает невротическая семья - ситуация воспроизводится, но не решается).

Однако наличие «семейной состязательности» зачастую таит в себе момент нервозности, не всегда полезный для развития детей (особенно в юности), а в случае отсутствия выдержки, такта, уверенности может переходить в конкуренцию. Конкуренция пагубна во всем, как раковая опухоль уничтожает здоровое тело остаются непримиримые противоречия, которые отделяют членов семьи друг руга и приводят к печальному факту - семьи как внутреннего единства больше не существует. Конкурентные и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом. Страшно сказываются на детях, которые в подобной семье непрерывно сталкиваются с целым рядом препятствующих нормальному формированию личности моментов. Специалисты считают отрицательный опыт конфликтной семьи для жизни ей может быть сведён к:

  • ребёнок растёт в условиях противоречивых, несогласованных требований матери и отца, что препятствует формированию адекватных брачно-семейных представлений;
  • духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, стабильности, благополучия, т.е. необходимых условий для полноценного духовного и психологического развития детей;
  • резко возрастает риск нервно-психических заболеваний детей
  • растёт безнадзорность, бесконтрольность повеления;
  • снижается способность ребёнка к адаптации;
  • ребёнок не усваивает целый ряд общечеловеческих норм;
  • ребёнка очень часто формируются противоречивые чувства к своим  родителям.

Задумываемся ли мы, кем для ребёнка выступают родители?

- Источником эмоционального тепла и поддержки.

- Властью, высшей инстанцией, распорядителем благ.

- Образцом и примером для подражания.

- Другом и советчиком.

Несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей должны отсутствовать все 4 функции, «удельный вес» их в разные возрастные периоды, неодинаков. В младенчестве и начале детства «лидирует» 1 функция, в раннем и позднем детстве - 2 функция, в младшем школьном возрасте - 3 функция, а вот с наступлением пубертатного периода всё больший вес приобретает 4 функция. Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.

Как родители общаются с детьми? Их стиль общения?

Психологи выделяют 3 типа взаимоотношений:

Демократический - взрослые общаются с ребёнком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят, порицают, советуют. Авторитарный - общение ограничивается краткими распоряжениями без разъяснений, ведётся чётко и неприветливо с запретами и угрозами. Попустительский - во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип «делай, что хочешь».

Стиль взаимоотношений определяет их эмоциональный тон. С одной стороны водительская любовь - очень близкие, тёплые отношения или далёкие, враждебные, холодные.

Доказано, что любовь важна для самоуважения взрослеющего ребёнка, его хороших взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о себе самом. Отсутствие же её приводит к нервным и психическим расстройствам; вызывает враждебность.

Обнаружены:

1 закономерность: неосознанное повторение модели отношений своих родителей в собственной семье, по психологическому механизму - человек воспроизводит не своё поведение, а усваивает путём неосознанного подражания поведение людей, значимых для него.

2 закономерность. Ребёнок обучается своей супружеской роли, мысленно отождествляя себя с родителями того же пола.

Вероятность гармоничного союза мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семьи, из которых происходят супруги.

Сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядят так:

1. Дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родной семье.

2. Они проигрывают отношения, выступая в разных ролях со старшими или младшими братьями и сестрами.

3. На основе сходства моделей семьи они выбирают партнёра и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье.

Э. Арутюнянц предложила 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая, супружеская (демократическая).

В традиционной семье: воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз, основное требование подчинение. Дети этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении.

В детоцентрической семье главная задача родителей - обеспечения «счастья ребёнка». Семья только для ребёнка, воздействие только снизу вверх (то ребёнка к родителю). Результат - высокая самооценка, ощущение собственной значимости поэтому часто возникает конфликт с окружением.

В демократической семье взаимное доверие, автономность членов, учитываются взаимные интересы, происходит усвоение демократических ценностей, происходит развитие активности, эмоциональной устойчивости, но может отсутствовать навык поучения социальным требованиям.

 

2. Отношения.

В современной социальной психологии принято делить все виды отношений между людьми на следующие.

1. Сотрудничество - идеальный случай взаимопонимания, предполагающий взаимопонимание и поддержку.

2. Паритет - ровные, «союзнические отношения».

3. Соревнование - желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве.

4. Конкуренция - стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах.

5. Антагонизм - резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер и сохраняется из-за сильного давления извне.

Возможность сохранения подобных взаимоотношений как сотрудничество, дарована не всем семьям и в случае усталости, «эрозии» семейных чувств переходит в паритет. Это тоже неплохо: однако есть отрицательная холодная атмосфера паритета, которая не может быть признана идеальной - слишком важна для них эмоциональная связь с родителями а эмоциональности недостаточно Соревнование между членами семейного союза приемлемо, если направлено на достижение нужных и полезных для семьи, и для общества в целом целей.

Важный момент в педагогике семейных отношений - роли отца в семье Дело в том, что с возрастом детей его влияние на психику ребёнка увеличивается. В школьном возрасте социальный статус отца важен для чувства уверенности и стабильности психики подростка, тогда как статус матери определяет для него специфику его будущей семьи и собственной роли в ней, а братья и сестры расширяют общественное познание ребёнка, его социальную активность и способность ориентироваться в микрогруппах. Активное, деятельное участие отца в жизни семьи делает её подлинно благополучной. Пока сравнительно небольшая часть родителей постоянно организует досуг своих детей, реализуя тем самым возможность воспитания, содержащийся в совместных досуговых и любительских занятиях. Лишь отец способен сформировать у ребёнка способности к инициативе.

Чем больше ребёнок привязан к матери, тем менее он активно может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребёнок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придаёт значение духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими.

Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обоих сторон одинакова, зависимость - обоюдна, а обязательства – общие.

 

Литература.

1. Ковалёв С.В Психология современной семьи: информ. - метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. -М.; Просвещение, 1988. - 208 с.

2. Дружиин В.Н Психология семьи - М «КСП»; 1996. 160 с.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. -М.:  Академический Проект, 2001 704 с. Изд. 2-е; исп. и доп.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для…

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Продолжать закреплять знания правил дорожного движения у...

Проект «Чудесница вода»

Проект «Чудесница вода» Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Актуальность: В настоящее время перед...

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития...

Читайте также

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы. Тема: «Зимние…

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы Тема «Зимние забавы» Цель: Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение всего развлечения; предоставит...

Приобщение детей к экологической культуре

Приобщение детей к экологической культуре Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности...

Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы

Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы Тема, о которой сегодня пойдет речь, далеко не новая, но играет большую роль...