Доклад
«Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности»
1. Семья и её типология моделей.
Семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между
супругами, родителями и детьми, малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества и в физиологическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсов.
Семья социально необходима, так как исчезни она, само существование человека окажется под угрозой. Семья выполняет 2 функции: репродуктивную и воспитательную , полноценно эти функции выполняются только в семье. Именно семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающее не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни.
Для человека семья - главный и основной компонент среды, в которой он живет как в коконе, первую четверть жизни (если повезет), и которую он попытается построить всю оставшуюся жизнь. Семья для ребенка - первичная социальная микросреда (I фактор), в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введения их в сложности и противоречия современного мира. Вторая - это внутренняя несемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, являющийся могучим оружием социализации человечества и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Третья группа-это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.
«Книга для родителей» А. С. Макаренко писал «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, а ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!»
Со стороны психологии по М. Мид семьи бывают:
нормальными (ответственность несет отец),
аномальными (все остальные типы),
в реальной жизни: реальная семья - идеальная семья.
Психологи связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями, неудовлетворенность в браке приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам.
Особое внимание этому уделяет психоаналитическая традиция: источник семейных трудностей личности, ищется в прошлом (раннем опыте общения в родной семье).
Основной причиной нарушения семейных отношений считается, проявление у одного или обоих супругов потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями Взрослый человек выбирает себе партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, нерешенную в детстве, вернуться к конфликтам (так возникает невротическая семья - ситуация воспроизводится, но не решается).
Однако наличие «семейной состязательности» зачастую таит в себе момент нервозности, не всегда полезный для развития детей (особенно в юности), а в случае отсутствия выдержки, такта, уверенности может переходить в конкуренцию. Конкуренция пагубна во всем, как раковая опухоль уничтожает здоровое тело остаются непримиримые противоречия, которые отделяют членов семьи друг руга и приводят к печальному факту - семьи как внутреннего единства больше не существует. Конкурентные и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом. Страшно сказываются на детях, которые в подобной семье непрерывно сталкиваются с целым рядом препятствующих нормальному формированию личности моментов. Специалисты считают отрицательный опыт конфликтной семьи для жизни ей может быть сведён к:
- ребёнок растёт в условиях противоречивых, несогласованных требований матери и отца, что препятствует формированию адекватных брачно-семейных представлений;
- духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, стабильности, благополучия, т.е. необходимых условий для полноценного духовного и психологического развития детей;
- резко возрастает риск нервно-психических заболеваний детей
- растёт безнадзорность, бесконтрольность повеления;
- снижается способность ребёнка к адаптации;
- ребёнок не усваивает целый ряд общечеловеческих норм;
- ребёнка очень часто формируются противоречивые чувства к своим родителям.
Задумываемся ли мы, кем для ребёнка выступают родители?
- Источником эмоционального тепла и поддержки.
- Властью, высшей инстанцией, распорядителем благ.
- Образцом и примером для подражания.
- Другом и советчиком.
Несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей должны отсутствовать все 4 функции, «удельный вес» их в разные возрастные периоды, неодинаков. В младенчестве и начале детства «лидирует» 1 функция, в раннем и позднем детстве - 2 функция, в младшем школьном возрасте - 3 функция, а вот с наступлением пубертатного периода всё больший вес приобретает 4 функция. Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.
Как родители общаются с детьми? Их стиль общения?
Психологи выделяют 3 типа взаимоотношений:
Демократический - взрослые общаются с ребёнком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят, порицают, советуют. Авторитарный - общение ограничивается краткими распоряжениями без разъяснений, ведётся чётко и неприветливо с запретами и угрозами. Попустительский - во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип «делай, что хочешь».
Стиль взаимоотношений определяет их эмоциональный тон. С одной стороны водительская любовь - очень близкие, тёплые отношения или далёкие, враждебные, холодные.
Доказано, что любовь важна для самоуважения взрослеющего ребёнка, его хороших взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о себе самом. Отсутствие же её приводит к нервным и психическим расстройствам; вызывает враждебность.
Обнаружены:
1 закономерность: неосознанное повторение модели отношений своих родителей в собственной семье, по психологическому механизму - человек воспроизводит не своё поведение, а усваивает путём неосознанного подражания поведение людей, значимых для него.
2 закономерность. Ребёнок обучается своей супружеской роли, мысленно отождествляя себя с родителями того же пола.
Вероятность гармоничного союза мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семьи, из которых происходят супруги.
Сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядят так:
1. Дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родной семье.
2. Они проигрывают отношения, выступая в разных ролях со старшими или младшими братьями и сестрами.
3. На основе сходства моделей семьи они выбирают партнёра и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье.
Э. Арутюнянц предложила 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая, супружеская (демократическая).
В традиционной семье: воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз, основное требование подчинение. Дети этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении.
В детоцентрической семье главная задача родителей - обеспечения «счастья ребёнка». Семья только для ребёнка, воздействие только снизу вверх (то ребёнка к родителю). Результат - высокая самооценка, ощущение собственной значимости поэтому часто возникает конфликт с окружением.
В демократической семье взаимное доверие, автономность членов, учитываются взаимные интересы, происходит усвоение демократических ценностей, происходит развитие активности, эмоциональной устойчивости, но может отсутствовать навык поучения социальным требованиям.
2. Отношения.
В современной социальной психологии принято делить все виды отношений между людьми на следующие.
1. Сотрудничество - идеальный случай взаимопонимания, предполагающий взаимопонимание и поддержку.
2. Паритет - ровные, «союзнические отношения».
3. Соревнование - желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве.
4. Конкуренция - стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах.
5. Антагонизм - резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер и сохраняется из-за сильного давления извне.
Возможность сохранения подобных взаимоотношений как сотрудничество, дарована не всем семьям и в случае усталости, «эрозии» семейных чувств переходит в паритет. Это тоже неплохо: однако есть отрицательная холодная атмосфера паритета, которая не может быть признана идеальной - слишком важна для них эмоциональная связь с родителями а эмоциональности недостаточно Соревнование между членами семейного союза приемлемо, если направлено на достижение нужных и полезных для семьи, и для общества в целом целей.
Важный момент в педагогике семейных отношений - роли отца в семье Дело в том, что с возрастом детей его влияние на психику ребёнка увеличивается. В школьном возрасте социальный статус отца важен для чувства уверенности и стабильности психики подростка, тогда как статус матери определяет для него специфику его будущей семьи и собственной роли в ней, а братья и сестры расширяют общественное познание ребёнка, его социальную активность и способность ориентироваться в микрогруппах. Активное, деятельное участие отца в жизни семьи делает её подлинно благополучной. Пока сравнительно небольшая часть родителей постоянно организует досуг своих детей, реализуя тем самым возможность воспитания, содержащийся в совместных досуговых и любительских занятиях. Лишь отец способен сформировать у ребёнка способности к инициативе.
Чем больше ребёнок привязан к матери, тем менее он активно может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребёнок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придаёт значение духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими.
Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обоих сторон одинакова, зависимость - обоюдна, а обязательства – общие.
Литература.
1. Ковалёв С.В Психология современной семьи: информ. - метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. -М.; Просвещение, 1988. - 208 с.
2. Дружиин В.Н Психология семьи - М «КСП»; 1996. 160 с.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. -М.: Академический Проект, 2001 704 с. Изд. 2-е; исп. и доп.
Читайте также |
---|
Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для…
Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Продолжать закреплять знания правил дорожного движения у...
Проект «Чудесница вода»
Проект «Чудесница вода» Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Актуальность: В настоящее время перед...
Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы
Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития...