Конспект семинара-практикума для родителей
«Самооценка – важнейший фактор успешной жизненной позиции»

Задачи:

  • объединить и скоординировать усилия всех участников встречи и включить их в активную творческую работу по воспитанию детей;
  • сформировать у родителей установку на бережное отношение к личности ребенка;
  • предпринять совместный поиск мер по выходу из проблемных ситуаций;
  • продолжить обучение общению в группе;
  • создать психологически благоприятный настрой для родителей.

Форма проведения: семинар-практикум.

Принцип проведения: сотрудничество.

Материалы и оборудование:

 

Ход семинара-практикума

Уважаемые родители, я очень рада приветствовать вас, и предлагаю всем встать в круг.

Станем дружно, вместе в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Родители садятся на стульчики.) Чтобы определить тему сегодняшнего семинара, я предлагаю послушать стихотворение (ребенок рассказывает стихотворение).

Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
«Это к счастью, 
Это к счастью!» -
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
«Ты разиня,
Ты растяпа» -
Скажет мне семья.

Как вы думаете, как будет называться тема нашей сегодняшней встречи? Какая главная мысль, которую хотел донести нам ребенок? (Родители высказываются.)

Наша цель сегодня – пригласить вас к размышлению о том, как родители влияют на воспитание своего ребенка и оценить последствия этого влияния. Поэтому тема семинара называется: Самооценка ребенка как важнейший фактор успешной жизненной позиции.

Любая оценка – это некий стандарт, который мы навязываем другому человеку. И наши ожидания определяются культурными стереотипами, которые складывались на протяжении длительного периода времени, то есть у нас есть определенные представления о том, как должен вести себя человек в разных типичных обстоятельствах. А так как каждый родитель любит своего ребенка, то это значит, что он обязательно должен быть хорошим. Наши ожидания могут быть чрезмерными, хотя им мало кто может соответствовать в реальности. Поэтому расхождения между требованиями родителей и индивидуальностью ребенка приводят к конфликтам, а позже – и к деформации самооценки.

Мини-эксперимент на определение уровня самооценки

Что же такое самооценка? Давайте попробуем сформулировать определение этому понятию. (Родители высказываются.)

Согласитесь, что самооценка ребенка тесно связана с наказанием и поощрением. Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. А наказание – это отрицательная оценка его поведения в случае нарушения им норм нравственности.

Существует 3 принципа реагирования на поступки ребенка, и я хочу вас сегодня с ними познакомить.

Для того, чтобы раскрыть 1 принцип, давайте поиграем.

Игра «Круг»

Вам нужно распределиться по парам. Один человек из пары садится на стул, а второй встает сзади. Те родители, которые стоят, будут по очереди высказывать негативные установки партнеру своей пары.

1. И в кого ты только такой уродился?

2. Лентяй! Опять разбросал все игрушки!

3. Растяпа! О чем ты только думаешь!

4. У всех дети, как дети, а ты…

5. Меня вообще не интересует, что ты хочешь!

6. Руки-крюки, откуда только они у тебя растут?

7. Сколько раз тебе можно повторять?

8. Грязнуля, ты что по земле катался?

Теперь хочется спросить у тех родителей, которые выслушивали негативные высказывания, что вы почувствовали, какие ощущения испытывали? (Родители высказываются: было очень неприятно слушать, мне хотелось выйти, закрыть уши, я чуть от стыда не сгорела, я вообще не стала слушать, хотелось убежать, мне хотелось втянуть голову в плечи, вызвало злость, обиду, чувство стыда).

Точно такие же ощущения возникают и у наших детей. А зачастую бывает так, что им приходится слышать это и не один раз в течение дня.

Поэтому 1 принцип реагирования на поступки детей гласит: «Говорить нужно о ситуации, а не о личности».

Как вы думаете, говоря о ситуации, нужно ли скрывать свои чувства от ребенка? Нужно ли скрывать от ребенка свою досаду, притворяться спокойным? Возможно ли взаимопонимание без искренности? (Родители высказываются.)

Игра «Бантики»

Сейчас я предлагаю каждому из вас выбрать себе бантик: красный или синий (родители выбирают себе бантик). Те родители, которые выбрали красные бантики, придумывают хороший поступок ребенка (сам собрал игрушки, заправил постель после сна, не измарался на прогулке, помогал накрывать на стол, принес по просьбе взрослого какой-либо предмет, сам сходил на горшок, аккуратно рисовал, лепил, не замарав стол, помог одеться другому ребенку) то, за что его можно похвалить и записывают его на красном листочке. А те, кто выбрал синий бантик, придумывают плохие поступки, за которые чаще всего детей наказывают, ругают (разбил кружку, порвал книгу, стукнул другого ребенка, укусил другого ребенка, отобрал игрушку, показал язык, разбросал игрушки, обзывался) и записывают на синих листочках. По очереди вешаем бантики с листочками на дерево и озвучиваем хорошие и плохие поступки. У нас получилось дерево хороших и плохих поступков, и бантики на нем разных цветов. Несмотря на это, и на хорошие и на плохие поступки ребенка, действует единый принцип общения. Он звучит так.

2 принцип: «Для того, чтобы выразить свои чувства и не унизить достоинство вашего ребенка, используйте Я-сообщения. Они не унизят достоинство ребенка».

То есть реакция и на хороший и на плохой поступок ребенка должна начинаться с местоимения Я, например, я очень огорчена, ведь эта кружка была мне так дорога, потому что подарила ее твоя бабушка.

Давайте теперь каждый попробует выразить свои чувства на придуманные вами ситуации с помощью Я-сообщений. (Родители высказываются.)

Мы переходим к 3 принципу правильного реагирования на поступки детей. И сейчас я предлагаю вспомнить те негативные высказывания, которые вы говорили своему партнеру в паре (1 принцип) и подобрать к ним позитивные.

1. И в кого ты только такой уродился? Не знаю, что бы я без тебя делала!

2. Лентяй! Опять разбросал все игрушки! Давай устроим соревнование, кто быстрее соберет и расставит все игрушки на свои места.

3. Растяпа! О чем ты только думаешь! Ты очень способный, у тебя все получится!

4. У всех дети, как дети, а ты… Ты моя опора и помощник.

5. Меня вообще не интересует, что ты хочешь! Иди ко мне, давай вместе разберемся в этом вопросе.

6. Руки-крюки, откуда только они у тебя растут? Я тебе обязательно помогу, не переживай!

7. Сколько раз тебе можно повторять? А ты, как считаешь, сынок (дочка)?

8. Грязнуля, ты что по земле катался? Ничего страшного, у нас ведь есть стиральная машинка.

3 принцип: «Хвалить следует поступки, а не характер».

Реагировать на хорошие и плохие поступки мы научились, и перейдем непосредственно к искусству наказания и поощрения.

Презентация «Искусство наказывать и поощрять»

Теперь пришло время перейти к домашнему заданию.

Упражнение «Растение»

Задание было следующим: нужно было изобразить своего ребенка в образе растения. Я попрошу вас показать свои работы и рассказать о растении, которое вы изобразили. (В конце рассказа воспитатель задает вопрос: какое отношение это растение имеет к вашему ребенку?)(Родители высказываются.)

В каждом рассказе прозвучали сравнения внешних признаков растения с чертами характера вашего ребенка. Все дети разные, но их можно объединить по 4 основным типам темперамента. Каждый из вас с помощью теста ответил на ряд вопросов. Скажите, у кого какое количество баллов получилось, чтобы определить к какому типу темперамента относится ваш ребенок. (Родители озвучивают баллы, воспитатель обобщает, к какому типу относится ребенок.)

Мы не случайно провели этот тест. Ведь тип темперамента ребенка даст нам возможность понять, что в его характере поможет ему добиться успеха, а что может помешать.

И сейчас хочется дать рекомендации, как реагировать на поступки и действия ребенка в зависимости от его типа темперамента.

 

Тест «Каков мой ребенок?»

 

Вопрос

Варианты ответа

1.

Быстро ли ваш ребенок привыкает к незнакомым людям? Быстро ли находит общий язык с ними?

а) быстро находит общий язык, быстро привыкает;

б) долго привыкает к незнакомым людям;

в) трудно сказать однозначно.

2.

Легко ли ребенок переходит от одной деятельности к другой или ему необходимо некоторое время, чтобы перестроиться?

а) легко переходит от одной деятельности к другой;

б) при переходе от одной деятельности к другой перестраивается долго и с трудом;

в) трудно сказать.

3.

Насколько сильны эмоции вашего ребенка?

а) почти невероятно, чтобы он расстроился;

б) эмоциональный фон нестабилен;

в) иногда он плачет из-за пустяка, а иногда воспринимает все спокойно.

4.

Какой темп реакций обычно у вашего ребенка?

а) любит делать все медленно, неторопливо;

б) всегда торопится, делает все быстро;

в) всегда разный.

5.

Ваш ребенок всегда занят, в движении или он тих и спокоен?

а) подолгу сидит и тихо играет;

б) всегда в движении, даже когда сидит;

в) всегда разный.

6.

Какое настроение преобладает у него?

а) преобладает хорошее;

б) часто меняется;

в) чаще бывает задумчивым и грустным.

7.

Какие игры предпочитает ваш ребенок?

а) предпочитает шумные, подвижные;

б) подвижные с элементами спорта, часто конфликтует со сверстниками;

в) предпочитает спокойные, не конфликтует;

г) предпочитает играть один.

 

За каждое совпадение – 1 балл.

 

Тип темперамента

1

2

3

4

5

6

7

Всего

 

Сангвиник

а

а

б

в

б

а

а

 

Флегматик

б

б

а

в

а

б

в

 

Холерик

а

а

в

б

б

б

б

 

Меланхолик

б

б

а

а

а

в

г

 

 

Подведем итоги.

Если ваш ребенок подвижный, легко приспосабливается к обстоятельствам, конструктивен, общителен, контактен и способен быстро схватывать все новое, однако бывает излишне рационален. Не всегда доводит начатое дело до конца, то он – сангвиник.

Если ваш ребенок – сангвиник:

  • постоянно поддерживайте и одобряйте ребенка, не захваливая его;
  • учитывайте его интересы в порученном деле;
  • ставьте конкретную цель перед любой деятельностью;
  • по возможности старайтесь демонстрировать результаты его достижений.

Если ваш ребенок инертен, спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен, медлителен, он – флегматик.

Если ваш ребенок – флегматик:

  • старайтесь демонстрировать результаты его достижений;
  • поддерживайте любые начинания ребенка, проявление его инициативы;
  • будьте рядом с ребенком тогда, когда ему понадобится ваша помощь;
  • используйте положительные методы воздействия.

Если ребенок вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий, то он – холерик.

Если ваш ребенок – холерик:

  • разговаривайте с ним спокойным, ровным тоном;
  • ставьте перед ним конкретную задачу;
  • демонстрируйте ребенку возможный вариант результатов его деятельности;
  • положительно оценивайте его деятельность.

Если ваш ребенок необщителен, замкнут, впечатлителен, рассудителен, неэмоционален, он – меланхолик.

Если ваш ребенок – меланхолик:

  • поощряйте его в процессе самой деятельности одобрениями;
  • создавайте условия для выполнения совместных действий в паре с другими детьми или взрослыми;
  • как можно чаще демонстрируйте достижения ребенка;
  • реально оценивайте вклад его действий в общее дело.

Сейчас я бы хотела заострить внимание на очень важном моменте, который многие родители упускают. Однако это очень влияет на формирование самооценки ребенка. Объясню о чем я.

Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком. Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись — они довольны его поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство, жесткость — они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка.

Часто ли ребенок раскрывается Вам, когда рассказывает о себе, своих друзьях, проблемах? За словами всегда кроются чувства. Понять ребенка – значит понять чего он хочет, что его беспокоит. Именно на эти чувства каждый ребенок ожидает отклика в первую очередь.

Предлагаю провести мини-тест и узнать, хорошо ли вы знаете своего ребенка.

Мини-тест «Хорошо ли вы знаете своего ребенка?»

Я буду читать вам высказывания детей, а вы должны выбрать из предложенных вариантов, какие чувства ребенка, на ваш взгляд, стоят за этими словами.

 

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

 

1.

 

Ты будешь держать меня за руку, когда я буду сидеть у зубного врача?

а) боится;

б) капризничает;

в) не хочет идти к врачу;

г) требует внимания к себе.

 

2.

 

Здорово, что я родился у вас с папой, а не у других родителей.

а) хочет заслужить ответную похвалу;

б) гордится родителями;

в) чувствует благодарность;

г) хвастается перед другими.

 

3.

 

 

Я сам справлюсь. Не нужно мне помогать!

а) чувствует уверенность в своих силах;

б) хочет чувствовать себя взрослым;

в) не хочет помощи;

г) хочет произвести впечатление на окружающих.

 

4.

 

Я больше не буду играть с Мащей! Она жадина.

а) сердится;

б) чувствует свое превосходство;

в) хочет, чтобы Машу наказали;

г) чувствует обиду.

 

5.

 

Я не люблю спать в обед.

а) злится;

б) старается привлечь к себе внимание;

в) старается привлечь свое внимание;

г) хочет, чтобы родители повлияли на воспитателя.

 

Каждое совпадение оценивается в 1 балл.

 

1

2

3

4

5

а, г

б, в

а, в

а

б, г

 

8-9 баллов – чрезвычайно высокая эмоциональная чуткость;

5-7 баллов – высокая эмоциональная чуткость;

2-4 балла – слабое распознавание эмоций.

Теперь каждый знает степень эмоциональной чуткости своего ребенка. И сейчас хочу предложить вам придумать способы проявления положительных эмоций к своему ребенку и записать их на сердечках.

Упражнение «Сердечки»

В течение некоторого времени вам нужно придумать и записать способ проявления (2-3) положительных эмоций к своему ребенку. Затем все сердечки прикрепляются к большому сердцу.

Посмотрите, сколько разных способов проявления положительных эмоций мы смогли вспомнить, придумать. Поэтому не скупитесь на выражение своих чувств, потому что всем известен закон: как ты будешь относиться к ребенку, так он будет относиться к тебе. И в заключение нашего семинара мы хотели бы представить вам презентацию, цель которой показать, сколько бы лет не было нашим детям, они на протяжении всей жизни останутся для нас маленькими.

Презентация Р. Мунша «Я буду любить тебя вечно».

В заключение семинара родителям вручают памятку или буклет по теме встречи.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для…

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для старшей группы Планирование составлено на основе Образовательной системы «Школа 2100». Учебник. Программа...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема:…

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Кукла Оля в гостях у ребят!» Цель: Учить сосредоточенно наблюдать, понимать...

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего…

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных...

Читайте также

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в…

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в гостях у ребят» Цель. Закрепление правил пожарной безопасности. Задачи: В игровой форме закреплять...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Осень в лесу»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Осень в лесу»

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...