Семинар - практикум для педагогов

«Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. Провести мини - мониторинг знаний педагогов в этой области.

2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,

поэтому их роль в формировании его личности огромна».

 

I. Теоретическая часть

Наш семинар посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения - совершенствование нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников через реализацию модели взаимодействия «Семья - Ребенок - Детский сад».

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.

Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов.

В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула:

ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации было проведено анкетирование родителей «Взаимодействие детского сада и семьи». В анкетировании приняли участие 32 родителей. Предлагалось ответить на 8 вопросов. Проанализировав анкеты, мы увидели следующие результаты:

1. К какому источнику информации Вы обращаетесь в первую очередь?        

А. Полагаюсь на себя, семью, свой опыт - 18 ответов

Б. Обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам - 7 ответов

В. Читаю литературу по вопросам воспитания детей - 17 ответов

Г. Обращаюсь за советом к педагогу группы - 16 ответов

Д. Иное - интернет - 1 ответ

2. Почему не обращаетесь к воспитателю за советом? 

А. Сами справимся - 22 ответа

Б. Неудобно отрывать педагога от работы - 10 ответов

В. Испытываем затруднения в общении с педагогом - о ответов

Г. Считаю педагога не совсем компетентным - ответов

Д. Иное - 0 ответов

3. Что такое хороший детский сад?          

А. Где любят и уважают детей -    21 ответов

Б. Где многому учат - 16 ответов

В. Куда дети бегут с удовольствием - 22 ответа

Г. Где всегда ждут детей - 11 ответов

Д. Где уважают родителей и детей - 14 ответов

Е. Где хороший коллектив, добрые педагоги - 22 ответа

Ж. Где детям тепло и уютно - 12 ответов

З. Иное - где безопасно - 1 ответ

4. Что Вы вкладываете в понятие «хороший воспитатель»?    

А. Любит и уважает детей - 15 ответов

Б. Учит детей -          3 ответа

В. Относится к чужим детям как к своим - 18 ответов

Г. Понимает детей и родителей - 22 ответа

Д. Это терпеливый воспитатель - 13 ответов

Е. Хорошо готовит детей к школе - 9 ответов

Ж. Это вторая мама - 5 ответов

5. Что Вы ожидаете от педагога детского сада?          

А. Проводит образовательную деятельность, праздники - 12 ответов

Б. Научит ребенка общаться с другими детьми - 16 ответов

В. Учитывает индивидуальные особенности ребенка - 28 ответов

Г. Обеспечивает безопасность ребенка - 11 ответов

Д. Не предъявляет ребенку необоснованных требований - 10 ответов

Е. Дает родителям нужные и грамотные советы - 13 ответов

Ж. Общается с родителями на равных - 8 ответов

З. Иное - 0 ответов

6. С чем чаще всего обращается Вам воспитатель?        

А. За материальной помощью - 3 ответа

Б. Что – то сделать для группы - 9 ответов

В. Чтобы Вы пораньше забрали ребенка - 3 ответа

Г. Вовремя оплатили за детский сад - 6 ответов

Д. Когда ребенок что – то натворил - 5 ответов

Е. Чтобы Вы позанимались с ребенком дома - 9 ответов

Ж. Чтобы похвалить ребенка - 12 ответов

З. Иное - 0 ответов

7. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?          

А. Семья - 19 ответов

Б. Детский сад - 21 ответов

В. Иное - ответов

8. На Ваш взгляд информация в уголке для родителей в вашей группе   

А.Полезна - 31 ответов

Б. Не очень - 0 ответов

В. Бесполезная - 0 ответов

Г. Я ее не читаю - 1 ответ

Д. Иное - 0 ответов

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.

Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс. Был проведен опрос среди воспитателей «Моя форма взаимодействия с родителями», в котором приняло участие 8 воспитателей. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность дошкольного образовательного учреждения наши педагоги проводят так:

1. Какие формы работы с семьей Вы используете?         

Традиционные: родительские собрания, беседы, индивидуальные консультации, папки - передвижки, памятки, анкетирование, папки - раскладушки;

Нетрадиционные: семинары, круглые столы, презентации, творческие посиделки, совместные праздники.

2. Уверены ли Вы, что Ваше взаимодействие с семьей является эффективным?

а) да - 6 воспитателей - 75%

б) иногда - 2 воспитателя - 25%

в) нет

3. Привлекаете ли Вы всех родителей к участию в жизнедеятельности группы, ДОУ? Если нет, почему?         

а) да - 100%, но отзываются не все, из - за своей занятости

б) нет - 0%

4. Вы находитесь в тесном контакте с родителями воспитанников? Если нет, почему?    

а) да - 5 воспитателей - 63%

б) не со всеми - 2 воспитателя - 25% (не всем родителям интересно, большинство ссылаются на нехватку времени)

в) старается держаться дистанции, так как родители все разные - 12%

5. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями           .

а) Привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду - 7 воспитателей - 88%

б) Материально-хозяйственная помощь - 4 воспитателя - 50%

в) Правильная организация досуга детей и родителей - 6 воспитателей - 75%

г) Соблюдение всех требований воспитателя - 4 воспитателя - 50%

д) Нет целей 0%

6. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу?

Справедливым, уважительным, адекватным, внимательным, отзывчивым, доброжелательным, построенным на взаимопонимании, заинтересованность в совместном воспитании ребенка, в тесном сотрудничестве семьи и детского сада.

7. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно участвовала в ней?

Побольше привлекать к жизни ДОУ. Найти такие формы работы с родителями, которые будут им наиболее интересны; заниматься педагогическим просвещение родителей, учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку; создать коллективно - творческие группы родителей, которые могли бы охватить весь спектр дел и проблем; больше показывать открытые занятия для родителей, организовывать Дни открытых дверей, совместные субботники.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале семинара. Как изменить такое положение (непонимание между семьей и доу)? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для этого в своей работе необходимо использовать нетрадиционные формы работы, формы общения с родителями.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов, имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества.

К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: досуговые, познавательные, наглядно - информационные формы.

Что включает в себя досуговое и наглядно - информационное направление, с какими трудностями можно сталкнуться с их реализацией нам расскажет воспитатель второй младшей группы Набздырева Ю. В.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями: наглядно - информационное и досуговое напрвление»

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Соответственно возрастают требования к коммуникативной сфере личности педагога, возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе, необходимость внедрения в практику работы новых методов и форм активизации родителей. О них нам расскажет воспитатель второй младшей группы Соколова А. А.

Консультация «Методы активизации родителей на родительских собраниях в нетрадиционной форме проведения»

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. Еще Сухомлинский говорил, что речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его настроение, его чувства, эмоции.

Общение педагогов с родителями воспитанников продолжает оставаться одной из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольныхучрежднний, поэтому возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе. О правилах общения педагогов с родителями нам напомнит педагог - психолог Пашедко М. Р.

Консультация «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»

 

II. Практическая часть.

Мы все вместе стремимся, чтобы детям в детском саду было хорошо, уютно, и родители постепенно становились активными участниками всех дел, непременными помощниками для нас с вами.

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.

Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все мы только выиграем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

Чтобы пополнить наше с вами мастерство, теоритический. но и практический багаж знаний в области коммуникативной компетентности, педагог - психоло Пашедко Мария Рафиковна подготовила для нас с вами треннинг «Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями».

Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

 

Список использованных источников

1. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение [Текст] / К.Ю. Белая.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 48 с.

2. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ [Текст]/ О. В. Солодянкина. - М.:Аркти, 2005. - 77 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда (Для детей старшего возраста)

Занятие по робототехнике в старшей группе детского сада, с использованием…

Занятие по робототехнике в старшей группе детского сада, с использованием роботов Bee-bot Тема: «В поисках пиратских сокровищ» Цель: «Развитие навыков элементарного...

Читайте также

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным...

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием…

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии «Обучение в движении» «Играю, двигаюсь, учусь». М. Вайнапель. Дети с ограниченными возможностями здоровья -...

Конспект НОД по финансовой грамотности в форме КВН «Путешествие по…

Конспект НОД по финансовой грамотности в форме КВН «Путешествие по Финансовой азбуке» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний, активизировать...