Доклад
«Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду»

 

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему воспитание экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.

Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме позволяют ребенку в дальнейшем осознать себя человеком, частью природы.

В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения, причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец, ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни.

Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогают личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающим.

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущими в этом процессе должны стать занятия и совместная деятельность взрослого и ребенка.

Идея эта не нова, она так или иначе представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, Н.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили.

Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимы при формировании экологической культуры эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели и на занятия.

Важно, чтобы у каждого ребенка на занятии была возможность выбрать то, что ему интересно, усвоить то, что сможет, а задача педагога – сделать так, чтобы вместе с этим дошкольник открыл смысловую позицию данного занятия.

В каждом занятии должны быть предусмотрены специальные мотивационные задачи, решение которых обеспечивает создание и сохранение высокого уровня эоционально-положительного отношения к обучению.

Игровой характер занятий по экологическому воспитанию в детском саду заключается в том, что занятия проводятся не в форме игры, но являются самой настоящей игрой, спонтанной и свободной для ребенка и воспитателя, создающейся или совместно. Игра интересна прежде всего тем, что по своей психологической сути она есть свободное смыслопорождение. И в совместной игре с детьми воспитатель ориентируется не на ее форму, и на психологическое содержание. Направляет ли воспитатель игру? Да, в той степени, в которой она позволяет ребенку открыть смысловую реальность окружающего мира. Педагог организует игру как один из ее равноправных участников, помогая ребенку открыть те ценности, которые можно открыть играя. Кроме того, взрослый становится для ребенка важным источником информации, которая требуется для продолжения игры. Причем ребенку нужно только то, что он немедленно может использовать в игре, а следовательно, и усвоить. Дети не замечают, что играя они одновременно и учатся. Не обучать играя, а строить игру как способ образования – в этом особая роль воспитателя на занятиях по экологии.

Содержание занятий необходимо строить, отталкиваясь от реальных условий жизни детей, их опыта, систем личных внутренних ценностей. Невозможно любить и беречь абстракции, даже те, которые правильно сформированы. Можно объяснить, почему нужно любить природу. Но будет ли это любовью? Исходить можно лишь из того, что трогает сердце и душу ребенка, из того что сейчас для него «на свете всех милее». Поэтому занятия должны включать в себя информацию о том, что окружает детей дома, на улице, на его малой родине – на его земле. От знакомого, близкого и дорогого, открывающегося заново как ценность, к неизведанному, новому, которому только еще предстоит стать близким и дорогим, - вот путь продвижения ребенка и педагога внутри содержания программы по экологическому воспитанию.

Исключительно важно, чтобы речь на занятиях шла о близких и дорогих сердцу ребенка вещах. Это обеспечивает их личностную включенность в учебный материал, перестающий быть для ребенка чем-то внешним, навязанным и чуждым.

Таким образом, в ходе занятий выявляются не только индивидуальные интересы детей, но и создаются предпосылки для целостного видения мира, что является важнейшим условием экологического сознания.

 

Литература:

1. С. Николаева «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников?»

2. Н. Кондратьева «Учим любить природу»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха» Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая". Вид НОД: познавательно-исследовательская. Тип НОД: закрепление знаний, ознакомление со свойствами воздуха.Цель:...

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в…

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать...

Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима» Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Продолжительность: краткосрочный (1.12-15.12) Участники: дети подготовительной группы «Радуга», воспитатели, родители. Актуальность: Научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические...

Читайте также

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада…

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада на тему «Символы России» Вид деятельности: познавательная деятельность. Цель: углубление знаний о культуре...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет…

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет по теме: «Посадка лука» Задачи: Учить различать овощи на ощупь; уточнить и...

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой