Выступление на педсовете «Изоэкология»

(из опыта работы)

Слово «экология» и его производные вошли в наш каждодневный словарь. Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой, это наука о нашем общем доме.

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Дошкольные педагоги осуществляют экологическое воспитание детей, помогают детям понять окружающий мир, его тонкие взаимосвязи, учат соизмерять себя и природу, осознать ответственность человека за всё живое на Земле. Мы, взрослые, должны помочь ребятам уяснить, насколько серьёзна и важна проблема охраны окружающей среды, осознать, что состояние природы зависит от поступков каждого человека и что каждый в ответе за тот мир, в котором мы живём.

Рисование - один из действенных методов формирования начальных основ экологической культуры. Преподаватель изобразительного выполняет важную миссию для благополучия общества: формируют ответственное отношение к природе, опираясь на средства искусства.

Детские работы дошкольников буквально источают энергию любви и добра, восхищают оригинальными композиционными решениями и неповторимым видением мира.

Дошкольный возраст - именно тот период развития, когда дети чисты и восприимчивы, и как важно не пропустить синзитивный период развития, о котором писал Л. С. Выготский. Преподаватель изобразительного искусства обучает детей видеть красоту цветка, травинки, отражения в воде и уводит их неокрепшее сознание от духовной пустоты. Этим самым «способствует защите экологии своего города, природы, воспитывает глубоких, творческих людей для России.

Я работаю по авторской образовательной программе «Природа и фантазия».

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое содержание занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на 4-х тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Система художественно-творческих занятий имеет концентрированный принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

На занятиях по изобразительному искусству используются три вида педагогического творчества: созерцание, созидание и общение. Я применяю в работе определённые методы и формы работы, а также природные объекты.

В процессе экологического воспитания формируются не только первичные представления и понятия о природе, но и развиваются мышление, речь, творческие способности, совершенствуется познавательная и практическая деятельность.

Явления и объекты природы привлекают детей яркостью красок, красотой и разнообразием. Например: На занятиях эколого - эстетического цикла, используя технику пластилинового налепа, мы создали барельефную картинку яблоньки, которая преобразовалась вместе с изменением времён года. Каждый раз, наблюдая за природой, мы отмечали происходящие в ней перемены, а затем переносили свои наблюдения в, как казалось ранее, законченный образ. Весной дети «оживляли» яблоньку зелёными листочками, а затем «облачками цветения». Летом - вырастают маленькие красненькие яблочки, затем крупные. Осенью - появляются тучи, пластилиновый дождь, жёлтые листочки и т.д.

Так вместе с детьми радуемся и удивляемся красоте и мудрости природы, наблюдаем, как меняется облик земли в разные времена года.

22 апреля мы отмечает День Земли, готовим её подарки - замечательные рисунки, плакаты, открытки. А занятия на тему: «Поможем жучкам спрятаться в траве», «Залечим берёзке ранки», «Угостим птичек зёрнышками» и др. Формируют сочувствие, сопереживание, желание помочь «младшим братьям» своим. «Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю землю садами, цветами, Такая планета нужна нам всем с вами».

Постепенно, от занятия к занятию, из года в год дети знакомятся с самыми экологическими правилами: не рвать, не топтать, не бросать мусор, строить птичьи домики, сажать деревья и т.д. И на помощь приходят короткие экологические сказки: «Нет повести печальнее на свете..»,«Старая сказка на новый лад», «Подснежник» и другие.

Использую поэтические пейзажные произведения, короткие, мелодичные, звонкие, с красивым ритмом. Например:

«Вот букет: он брошен вместе с сором,

Умирают, сжавшись лепестки...

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие лепестки».

Или:

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик –

Первый, молодой.

У него чудесный Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький привет!

Давайте сохраним ромашки на лугу, кувшинки на реке и клюкву на болоте.

Использую на занятиях по изобразительному искусству природные материалы: семена различных культур, скорлупки орехов, шишки, яичную скорлупу, цветы и т.д. Так дети узнают не только внешнюю красоту природы, но и проникают в её внутренние прелести, скрытые от взоров неискушённого человека.

Стараюсь формировать экологические представления и понятия у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

На занятиях изобразительного искусства природа выступает в роли художницы, волшебницы, которой помогают сказочные феи Флора и Фауна.

Работая по программе «Природа и фантазия», учитывая возрастные особенности детей, воспитываю ребёнка-художника, который выражает в творчестве своё видение происходящих в ней, явлений.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект по ранней профориентации дошкольников «Кто работает в детском саду»

Проект по ранней профориентации дошкольников «Кто работает в детском саду» Продолжительность проекта: Краткосрочный (3 месяца). Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, групповой. Участники проекта (взрослые, дети): воспитатель, родители...

Дидактическая игра по развитию речи «Учимся играя»

Дидактическая игра по развитию речи «Учимся играя» Аннотация Дидактическая игра «Учимся играя» - это специально разработанный игровой комплект для развития речи детей. Данная...

Викторина «Вот такие разные животные»

Викторина «Вот такие разные животные» (Средняя группа) Цель: обобщение и расширение знаний о различии диких и домашних животных. Задачи: закрепить названия взрослых животных...

Читайте также

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность Основная цель — развитие речи через театрально-игровую деятельность. Задачи: Создать возможность развивать речь детей дошкольного возраста через...

Методическая разработка - дидактическая игра «Один день из жизни журналиста»

Методическая разработка - дидактическая игра «Один день из жизни журналиста» Возраст детей: 5 – 7 лет. Цель: Формирование знаний у детей о...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево»

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево» Цели: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года; совершенствовать...