Выступление на городском педагогическом совете

«Методы и формы взаимодействия ДОУ с семьей»

 

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

 

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Нередко можно наблюдать, как родители солидаризуются с не всегда справедливым мнением воспитателя, обвиняющего ребенка в лености и упрямстве, непонимании и баловстве, чтобы, в свою очередь, избавить себя от навязываемой опеки над собственным ребенком. А некоторые просто самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?

 

1. Не секрет, что многие родители считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.

Поэтому нам хотелось быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания, чтобы познакомить их не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.

 

В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Но, сегодня я хочу поделиться опытом организации совместной работы с родителями по развитию исследовательских способностей детей с использованием «метода проектов».

Использование проектного метода стало неотъемлемой частью образовательного процесса в нашей группе. И обязательной частью реализации каждого проекта является участие родителей.

Данная форма работы с семьей дает возможность:

  • Родителям - знать и видеть, как живут и развиваются их дети.
  • Мне, как воспитателю - установить партнерские отношения с родителями
  • Детям - успешно освоить программный материал.

 

Результат подобного взаимодействия – раскрытие педагога, родителя и ребенка как неповторимой индивидуальности.

Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей.

Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей и детского сада потому, что любить надо уметь и любить надо учить. Очень часто приходится наблюдать, что любящие родители не умеют любить своих детей.

Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.

 

Дошкольное детство – это начало познания жизни, это время начала формирования ребенка как личности. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его многообразии, играя с ним, создавая условия для самостоятельных и обучающих игр, вовлекая его в исследовательский поиск. В современной педагогической практике все чаще используется проектный метод исследовательского обучения дошкольников, который способствует приобретению новых знаний и умений. Исследовательское обучение подобно игре, но игре способствующей проявлению у ребенка своих мыслей, чувств, своей самостоятельности, творческих способностей, фантазии.

 

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему должны помочь не только педагоги, но и родители.

 

Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему должны помочь мы – педагоги и родители.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков можно использовать комплексные тематические занятия. Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. Наиболее полно отвечает этим условиям проектный метод.

 

Проектный метод – это специально организованный воспитателем и выполняемый дошкольниками комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

 

С этой целью мною планируются мероприятия, которые позволяют вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это краткосрочные образовательные проекты.

В этом учебном 2007 – 2008 году я провела уже ряд краткосрочных проектов. Работа и с детьми, и с родителями по реализации проектов начинается традиционно:

 

Примерный план работы по подготовке проекта.

1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Работа над проектом включает деятельность педагога, детей и их родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

 

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей и родителей
I этап

1. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.)

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко).

1 . Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап

4. Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.
IV этап 9. Подготовка к презентации. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 

Например, проект «Мой – город». (Слайд)

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатели.

Актуальность темы:

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Цель проекта:

Дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости за регион, желание сохранить его чистым и красивым.

Гипотеза:

Проживая в городе Дудинка, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о своём родном городе. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи моего проекта выполнены.

Задачи проекта:

Дать знания детям о родном городе, о символике, достопримечательностях.

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

Расширить знания детей о флоре и фауне города Дудинка. Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.

Познакомить детей с рекой Енисей, её расположением на карте, уникальностью.

Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Познакомить с творчеством Дудинских поэтов, художников.

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

 

Например, работа над проектом «Мой город» строилась в следующей последовательности:

1. В «информационный уголок для родителей» я поместила небольшую консультацию - «Родной город», с краткими рекомендациями по организации домашних занятий с детьми по данной теме.

2. Подготовила подборку книг, иллюстраций, дисков, фотоальбомов о городе и поместила их в библиотечку для родителей. Они же в свою очередь могли взять домой интересующий их материал и в домашних условиях ознакомиться с ним вместе со всеми домочадцами.

3. Учитывая индивидуальные особенности детей , я проводила  подборку стихов для изучения в домашних условиях и раскладывала в специальные « кармашки», оборудованные в каждой кабинке.

4. Рекомендовала организовать с ребенком познавательную прогулку по городу – реальную или воображаемую ( с помощью иллюстраций), во время которой он сможет узнать много интересного и увлекательного.

5. Так же во время реализации данного проекта, я организовала встречу с интересными людьми. Пригласила родителей, работающих в порту г. Дудинки, для ознакомления детей с профессиональной деятельностью работников морского порта, заранее подобрала иллюстрации видеоролики.

6. Затем осуществила  дифференцированный подход   к родителям , привлекая их к участию по изготовлению макета «Дудинка – город будущего». Предложила варианты изготовления различных моделей домов, машин, кранов, кораблей, контейнеров, деревьев и прочих модулей , чтобы они могли изготовить их в домашних условиях совместно с ребенком.

7. И когда уже модели были изготовлены и принесены в группу, мы совместно с детьми ,создали макет города. Дети – участники проекта делись своими впечатлениями о проделанной работе, слушали высказывания других детей и взрослых, отвечали на вопросы.

 

Главным же итогом этой работы является то, что дети “добыли” своим трудом всю информацию, познали чудо самостоятельной, творческой работы, приобрели новые знания и умения. Затем мы все любуемся своим творчеством, а потом в игровой деятельности в свободное время дети производят различные перестановки, придумывая интересный сюжет и обыгрывая его .

Так, например, в проекте «Русские народные традиции» родители принимали участие в оформлении уголка

 

В проекте «Витаминная радуга», посвященном теме правильного питания детей, родители и дети изготовили альбом, рассказывающий о пользе овощей и фруктов.

 

В проекте «Мои любимые сказки» каждая семья придумывала свою сказку, которую потом читали детям в детском саду, а так же была оформлена на первом этаже нашего детского сада « Галерея сказок».

 

В дальнейшем планирую привлекать родителей к участию в таких образовательных проектов, как «В здоровом теле – здоровый дух», «Первоапрельские рожицы», «Театр и дети», «Моя семья» - долгосрочныйи др.

Такое совместное творчество очень нравится родителям, они с охотой откликаются на все совместные проекты и являются активными участниками всех детских праздников. Но самое главное в проделанной работе я считаю то, что, в процессе работы над проектом, мы сближаем детей и родителей, приближаем родителей к проблемам воспитания и развития ребенка, приобщаем их к культуре своего народа. Хотим надеяться, что работа в рамках проектов способствует тому, что семьи будут дружными и благополучными, а дети – любимыми и счастливыми. 

 

Я считаю, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

.

И еще об одном моменте в системе работы с родителями мне хотелось бы упомянуть. Каждый человек, завершив работу, нуждается в оценке своего труда. Наши родители – не исключение. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Сказано очень точно, и мы стараемся не забывать об этом.

 

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Проект – замечательное слово. Оно похоже на волшебный ключик от потайной дверцы. И мы с детьми и их родителями попытались приоткрыть дверь к таинствам художественного слова, проектирования и дизайна.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа по основам православной культуры в средней группе

Рабочая программа по основам православной культурыв средней группе Пояснительная записка На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества...

Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего…

Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего возраста Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «Продуктовый лабиринт» разработан для совместной деятельности детей старшего...

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками: «Что такое доброта?»

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками: «Что такое доброта?» Цель: - познакомить детей с базовой нравственной категорией «добро»; - развивать личностные качества: рефлексия, эмпатия...

Читайте также

Спортивное развлечение «Здоровая нация»

Спортивное развлечение «Здоровая нация» Цель: Пропаганда и формирование здорового образа жизни, вызвать положительные чувства. Задачи: - развивать интерес к физической культуре; - способствовать реализации...

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца»

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» разработана для детей 2-3 лет. Игра направлена на развитие...

Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием…

Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием метода моделирования Обучающие задачи: • обогащать словарь детей названиями сельскохозяйственных профессий; • упражнять...