«Использование материалов Марии Монтессори в индивидуальной и самостоятельной деятельности дошкольников»

15 апреля 2009 года на базе МБОУ СОШ № 4 р.п. Чишмы в соответствии с приказом БГПУ им. М. Акмуллы № 68/н была открыта экспериментальная площадка по теме: «Конструирование единой предметно- образовательной среды учреждений ДОУ- школа» (директор Балихин Владимир Петрович). Сроки проведения эксперимента с 08 января 2009 года по 01 октября 2013 года. Предполагаемые результаты исследования, их научная новизна и практическая значимость: должна повыситься эффективность учебно-образовательного процесса в детском саду и начальной школе.

 

Научные руководители работы: Гаязов Альфир Суфиянович доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики и Овчинникова Елена Вячеславовна преподаватель кафедры пед агогики БГПУ им. М. Акмуллы.

 

Были приобретены материалы М. Монтессори, которые мы используем в работе с детьми.

Силами воспитателей и родителей в группах оборудованы «Уголки экспериментирования». По результатам смотра экспериментальных уголков по наполняемости материалами, новизне заняли группы № 4, № 5, №6, № 10, №11, за что были награждены подарками для детей.

В детском саду создана материально-техническая база для работы по системе М.Монтессори:

1. Собраны Монтессори-материалы.

2. Создана предметно-развивающая среда.

3. Оборудованы уголки экспериментирования в группах

4. В методическом кабинете имеется соответствующая литература.

 

В каждой возрастной группе разработано перспективное планирование работы по методике М.Монтессори с сентября по май. Во второй половине дня во всех видах деятельности детей педагоги проводят работу с материалами. Тематика деятельности с детьми разного возраста общая, но содержание работы отличается сложностью формируемых навыков. В процессе ознакомления с темой обязательно включаются все анализаторные системы ребёнка, комплексы ощущений всех органов чувств. Весь материал расположен на открытых полках, на уровне не выше 1 м от пола, что обеспечивает ребенку свободу выбора.

 

Мы хотим показать вам презентацию по работе педагогов с детьми в нашем детском саду.

Монтессори - материалы охватывает несколько зон.

 

Первая "Зона практической жизни", где дети приобретают важные практические умения. Цель этих упражнений — помочь ребенку научиться заботиться о себе. Дети быстро учатся сами ухаживать за собой. Согласитесь, нашим детям часто приходится слышать: «Ты еще маленький!», «Подрастешь, тогда и будешь делать все сам». Но, к сожалению, потом будет поздно. А при общении дети должны услышать: «Ты уж взрослый и вполне можешь справиться с этой задачей сам». Воспитатель должен просто показать, как правильно обращаться с тем или иным материалом, или дать, говоря языком методики, презентацию.

 

В этой зоне находятся материалы для обще подготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметов, рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой.

 

Материалы позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи - чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. В эту же зону входят материалы, которые позволяют ребенку научиться заботиться об окружающем мире - мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Очень важно: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.

 

Шнуровки
Шнуровки Монтессори сделаны из дерева, твердого картона. Это игрушки различной формы, шнурки — разной длины.
Занимаясь со шнуровками, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, усидчивость, готовит руку к письму.

 

Рамки с застежками
Это деревянные рамки с различными застежками большими и маленькими пуговицами, кнопками, бантами, ремешками, застежками - «молниями», «липучками», шнурками, которые вдеваются в дырку, наматываются на крючки и петли.
Такие игрушки-пособия обучают конкретным навыкам, необходимым при одевании и раздевании, а также развивают мелкую моторику.

Рамки с застежками 

Предметы для пересыпания и переливания
Упражнения с этими предметами помогают улучшить координацию движений, способствуют концентрации внимания. Как правило, упражнения включают в себя пересыпание крупы и переливание воды из одной посуды в другую. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается, ему сразу видна ошибка. Как правило, ребенок сам искренне расстроен, и воспитателю нет необходимости ругать его. И в этом заключается еще один замечательный принцип педагогики, который можно назвать автоматическим контролем ошибок. Метод Монтессори — это педагогика без наказаний.

 Предметы для пересыпания и переливания

Далее идет "Зона сенсорного воспитания". Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори - материалом, который тоже разделены на несколько групп:

- материалы для развития зрения. Сюда входят четыре блока с цилиндрами, розовая башня, коричневая лестница, красно- синие штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами, проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия - комплект конструктивных треугольников. Благодаря этим предметам ребенок учится различать понятия: больше, меньше, средний, самый маленький, тонкий, толстый, длинный, короткий, высокий и т. п.

 

Коричневая лестница
Коричневая лестница — это 10 деревянных призм коричневого цвета, каждая длиной 20 см. Боковые стороны — квадраты с длиной ребер от 1 до 10 см.

 Коричневая лестница

Розовая башня
Это пособие представляет собой 10 розовых деревянных кубиков с длиной ребра от 1 до 10 см.

 Розовая башня

Блоки цилиндров
Представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй — цилиндры, различные по диаметру; два других включают цилиндры, различные и по высоте, и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает у ребенка мелкую моторику рук.

Блоки цилиндров  

- Материалы для развития осязания. Это - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью; складывание салфеток.

В этой зоне малыш может получить все ощущения, которых недостает ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предметов. Здесь ребенок учится различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться со свойствами тканей.

 

- Материалы для развития барического чувства (различения веса) 

В этой зоне развития можно научить ребенка различать температуру. Можно развивать «барическое» чувство — умение ощущать разницу в весе, взвешивая в руке или на игрушечных весах тяжелые и легкие предметы.

3 зона Математическая. Сюда входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка - числовые штанги, шершавые цифры. В этой зоне собраны материалы, позволяющие обучить ребенка основам математики. Обучение математике проходит естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, «пропитанной» математикой. Математическая зона содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился сложению, вычитанию, умножению и делению, освоил порядковый счет — все то, что считается необходимым для готовности ребенка к школе. Монтессори - материал учит детей мыслить логично и точно.

 

Геометрические тела
Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, конуса и треугольной призмы. Материал способствует зрительному и тактильному различению геометрических форм.

 Геометрические тела

Красно-синие штанги
Набор из 10 штанг того же размера, что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания, вычитания, умножения и деления.

 Красно-синие штанги

Шершавые цифры
Это десять карточек с шершавыми контурами цифр от 0 до 9.
Обводя пальчиком каждую цифру, ребенок запоминает название через тактильные ощущения.

 Шершавые цифры

4. Зона языкового развития

Развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики рук. Поэтому многие материалы и пособия в зоне языкового развития направлены именно на совершенствование мелкой моторики.

В этой зоне ребенок расширяет словарный запас, учится читать и писать. Дети обводят пальчиками буквы русского алфавита, цифры, волнистые линии и пишут их на манной крупе на подносе.

Сюда входит материал для расширения словарного запаса, материал для развития фонематического слуха - наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму - металлические рамки - вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами - шероховатые буквы, поднос с манкой для письма.

Суть методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы направить ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию; задача же взрослого - помочь ребенку в реализации своей индивидуальности. Ребенку нужно дать как можно больше вещей понюхать, пощупать, попробовать на вкус, т.е. все прочувствовать. Ребенку необходимо научиться контактировать с предметами лично. Основной лозунг М. Монтессори: "Помоги мне сделать это самому".



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по…

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации Выступление Слайды Текст выступления Слайд 1 Заставка «Формирование социально значимых качеств личности...

ООД в подготовительной к школе группе «Полезный и опасный интернет»

ООД в подготовительной к школе группе «Полезный и опасный интернет» В рамках муниципальной акции «Правовой марафон», приуроченной к международному дню прав...

Читайте также

«Когда мы едины – мы непобедимы!» Физкультурный досуг, посвященный дню…

«Когда мы едины – мы непобедимы!»Физкультурный досуг, посвященный дню народного единства Ход спортивного досуга: Дети с флажками в руках входят в зал...

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет. Квест-игра…

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет Квест-игра «Спасём природу!» Цель: воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет посредством...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных…

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных пешеходов» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое...