«Знакомство детей с татарским фольклором во взаимосвязи с экологическим воспитанием»

Выступление на методическом объединении воспитателей Московского района города Казани

Фольклор - это устное народное творчество. Ставя перед собой задачу познакомить детей с татарским фольклором, мы на своих занятиях стремимся дать детям представление о татарских народных песнях, плясках, хороводах, закличках, запевках; стремимся познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами некоторых доступных пониманию современных детей народных обрядов и праздников. Нам хочется, чтобы дети узнали истоки отечественной культуры, обычаи татарского народа, которые возникли в далеком прошлом, ведь недаром говорят: «у народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего. Фольклор –слово английского происхождения. Его буквальный перевод народная мудрость. Это очень широкое и глубокое понятие. Широкое, потому что включает в себя очень многое, в том числе и народное искусство – сложное и многогранное явление культуры. Глубокое, потому что живет вместе с народом, уходя корнями в глубокую древность.

Жизнь народа в далеком прошлом тесно связана с природой, природными явлениями, от умения приспосабливаться к которым часто просто зависело существование самого человека. Поэтому, естественно, что в фольклоре огромное место отводилось природе, временам года.

В татарских народных обрядах и праздниках есть такие моменты, которые можно использовать с целевой экологической направленностью. Например, на весеннем фольклорном празднике «Науруз» мы просим дождя, чтобы быстрее растаял снег, позеленела трава, деревья.

Яңгыр яу,яу,яу!

Игеннәр дә күп булсын,

Сыерлар да тук булсын-

Безгә катык, сөт булсын,

Яңгыр яу,яу,яу!

А на празднике “Карга боткасы” дети должны собирать крупу и сварить кашу. Когда готовимся к этому празднику мы объясняем детям, откуда берется зерно.

Такие моменты фольклорных обрядов можно очень широко использовать с целью воспитания у детей любви и бережного отношения к природе.

В нашем детском саду давно существует “Экологическая комната”, где есть растения, рыбы, за которым дети с удовольствием наблюдают, начиная с ясельных групп. “Экологическая комната” –одно из любимейших мест нашего детского сада. Здесь любят бывать все: дети, сотрудники и родители воспитанников. “Экологическая комната” помогает нам воспитывать в детях чувство любви к природе, учит их бережному, заботливому отношению к ней.

Проблема взаимосвязи экологии, детского воспитания и приобщения детей к татарскому фольклору – тема для меня новая, мало изученная, но очень интересная. В дальнейшем я планирую организовать, чисто экологические по содержанию праздники, такие как “День леса”, (Урман кэне), “День Земли”, (Җир көне)  “Праздник животных” ( Хайваннар бәйрәме).

Мы увлеченно занимаемся ознакомлением наших детей с татарским фольклором, который, как мы убедились, тесно связан с природой и природными явлениями, поэтому стараемся построить наши фольклорные праздники так, чтобы в них красной нитью проходила тема любви и бережного отношения к родной природе. В нашем детском саду проводятся следующие праздники: «Науруз», «Сабантуй», «Аулак эй», «Карга боткасы», «Жыен». Дети с большим удовольствием принимают участие в праздниках, узнают много нового и интересного о родной природе, об обычаях и праздниках татарского народа, жизнь которого была тесно связана с природой.

Фольклорные праздники очень любимы детьми, сотрудниками и родителями. Детей они привлекают всем: и народной музыкой, то веселой, разудалой, то нежной, напевной; яркими народными костюмами; оформлением зала в народном стиле. Готовясь к фольклорным праздникам, мы много рассказываем детям о красоте родной природы, с которой неразрывно связано все народное творчество, постоянно напоминаем о бережном отношении к ней.

У татарского народа еще много интересных праздников и обрядов, доступных детскому пониманию, а главное то, что они учат добру, любви к Родине и родной природе.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о…

Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о Родине посредством ознакомления с государственной символикой и неофициальными символами России» ...

ООД в подготовительной к школе группе «Полезный и опасный интернет»

ООД в подготовительной к школе группе «Полезный и опасный интернет» В рамках муниципальной акции «Правовой марафон», приуроченной к международному дню прав...

Программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании»

Программа дополнительного образования«Разговор о правильном питании»

Читайте также

Методическая разработка сценария. «Военно-спортивная квест-игра для детей старшего дошкольного возраста…

Методическая разработка сценария. «Военно-спортивная квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Зарница» - посвященная дню Великой Победы» Аннотация: данная методическая разработка предназначена...

Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!»

Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!» Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных...

Сценарий новогоднего утренника в младшей группе. Тема «Новогодний переполох!»

Сценарий новогоднего утренника в младшей группе. Тема «Новогодний переполох!» Цель: Создать новогоднее, радостное настроение для малышей, вызвать эмоциональный отклик, желание играть, петь...