Особенности зрительного восприятия у дошкольников с дизартрией

1. Введение

2. Развитие зрительных функций в онтогенезе

3. Особенности зрительного восприятия дошкольников с дизартрией

4. Вывод

5. Список литературы

 

1. Введение:

Актуальность исследования определяется следующим положением, согласно которому дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими способами познания окружающего мира; интенсивно развивается его речь и мышление.

Зрительное восприятие и восприятие в целом – сложнейший процесс, происходящий в психике человека, тем более ребенка. Поэтому ученые всего мира, такие как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, В.И. Голод и другие, проводили и проводят различные эксперименты, исследования, чтобы максимально понять процесс восприятия и попытаться разрешить проблему его нарушения.

 

Изучение зрительного восприятия у детей с дизартрией началось уже давно, однако, особое внимание стало уделяться относительно недавно. Но это, безусловно, важная проблема, так как необходимо исследовать, является ли восприятие окружающего мира детьми с дизартрией отличным от восприятия детей с нормальной речью. Будут ли дети с дизартрией воспринимать окружающий мир искаженно, смогут ли правильно оценивать его. Если у детей с дизартрией восприятие мира изменено, то им нужны особые требования к обучению и воспитанию, для полноценной адаптации в обществе.

 

Так, было обнаружено, что дети дизартрией испытывают трудности восприятия быстро предъявляемых акустических сигналов, характеризуются рядом специфических особенностей, при решении некоторых предметно-практических задач, испытывают затруднения при переработке зрительной информации. Зрительное восприятие у ребенка с дизартрией может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения остроты зрения и т. п. Поэтому ребенку с дизартрией трудно отыскивать взглядом предмет, рассматривать и прослеживать его перемещение.

 

2. Развитие зрительных функций в онтогенезе.

Зрительное восприятие играет важную роль в воспринимаемой человеком информации в общем информационном потоке и является сложным системным психофизиологическим процессом, включающим различные операции: «восприятие, кодирование и анализ свойств объекта, его мультимодальную конвергенцию, идентификацию (опознание), оценку его значимости, принятие решения в соответствии с мотивом и целью перцептивной деятельности».

 

Формирование зрительного восприятия, — одна из основных задач дошкольного образования, на его основе формируются базовые школьные навыки письма и чтения. Эффективность этих процессов напрямую зависит от созревания и интеграции зрительно-пространственных и моторных навыков.

 

Трудности в обучении у детей исследователями часто соотносится с несформированностью зрительного восприятия. Отмечается, что зрительное восприятие является одним из чувствительных и интегративных показателей оценки развития ребенка. Дефицит в формировании зрительного восприятия оказывает наибольшее влияние на процесс обучения.

 

Реализация зрительного восприятия опирается на совместную работу комплекса корковых зон головного мозга, и каждая из этих зон вносит свой собственный вклад в построение активной перцептивной деятельности, включающей внимание, опознание, рабочую память, эталоннное сравнение стимулов, отнесение их к определеной категории и т.п. В процессе индивидуального развития структуры мозга, вовлекающиеся в акт восприятия, созревают неодновременно и достигают определенного уровня зрелости, характерного для взрослых, на разных этапах онтогенеза.

 

«Новейшие исследования раннего онтогенеза показывают, что восприятия протяженности, направления, местоположения, формы, а тем более пропорций образуются на основе отражения предметов и их свойств. Накопление чувственных знаний о предметах окружающего ребенка мира -необходимая первая предпосылка для образования и развития восприятия пространства».

 

«Различение и обобщение отношений между воспринимаемыми объектами среды является, по существу, двусторонним процессом. Одна из сторон является собственно перцептивной, непосредственно чувственным отражением определенных связей между объектами». Другая сторона связана с мышлением. Это единство чувственного и логического в отражении пространственных, временных и количественных отношений определяет готовность ребенка к отражению других, более сложных отношений и взаимозависимостей между явлениями внешнего мира.

 

Зрительное восприятие совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта. Зрительно-пространственное восприятие - это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредством взаимосвязанной деятельности анализаторной системы (Б.Г.Ананьев).

 

В формировании зрительного восприятия важную роль играют также ощущения равновесия и кожно-мышечные ощущения, дополняющие друг друга (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев).

 

Зрительное восприятие представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышление, память.

 

Зрительно-моторная координация — один из основных показателей зрительно-пространственного восприятия, без которого невозможно нормальное обучение.

Уровень сформированности данного компонента зависит в главной степени от развития мелких мышц кисти, что в свою очередь оказывает влияние на осуществление в полной мере точной координации мелких тонких движений пальцев. Некоторыми учеными доказано, что дети, имеющие трудности при обучении письму, счету, на начальном этапе имеют нарушения зрительно-моторных координаций подтверждают, что также существуют тесные взаимосвязи между уровнем сформированности моторного аппарата. Специфика и отличие этого вида нарушений в том, что это не зрительный и не моторный дефицит отдельно, а интегративное нарушение, дающее особую специфику трудностей при обучении.

 

Зрительное восприятие формируются на основе постоянно взаимодействующих зрительных, слуховых, осязательных, двигательных и кинестезических ощущений.

Движения ребенка с самого момента его рождения развиваются при ведущей роли зрения. Накопление ребенком зрительного опыта играет большую роль при освоении им пространства и различении объектов в нем (Б.Г. Ананьев, Т.В. Ендовицкая, Н.И. Голубева, С.Л. Рубинштейн, Д.А. Фарбери др.).

 

Взаимодействие зрения, слуха и осязания в формировании сенсорной системы ребенка обеспечивает развитие его предметной деятельности, которая, в свою очередь, является основой развития активного осязания ребенка (Б.Г. Ананьев, Р.Я, Лехтман-Абрамович, В.И. Фрадкина, И.М.Сеченов).

 

Таким образом, зрительное восприятие представляет собой сложное образование, основанное на взаимодействии различных анализаторов и включающее систему высших психических функций в процесс овладения и практического ориентирования в конкретных признаках и свойствах пространства.

 

3. Особенности зрительного восприятия дошкольников с дизартрией.

В формировании интеллектуальной сферы ребенка важная роль принадлежит зрительному восприятию, включающему операции опознания объектов и их пространственных отношений. Зрительное восприятие является неотъемлемой составляющей общего развития ребенка и отправной точкой в овладении навыками письма и чтения. Уровень их развития имеет высокую прогностическую ценность в отношении достижений детей.

 

Воспитанники логопедической группы с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, часто «упускают» важные детали, не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, искаженность и неадекватность представлений об окружающей действительности.

 

Недостаточное развитие у дошкольников с дизартрией зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.

Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют, в конечном счете, эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия у детей логопедической группы ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, определения их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др.

 

Т.М. Пирцхалайшвили и Л.С. Цветкова указывают на то, что у детей с дизартрией при отсутствии первичных интеллектуальных нарушений наблюдается отставание в развитии зрительного восприятия и зрительных предметных образов.

 

«В целом, нарушения зрительной сферы у детей с дизартрией проявляются в бедности и недифференцированности зрительных образов; инертности и непрочности зрительных следов; отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета».

 

При ориентировке на внешних объектах – у объектов, которые не имеют таких ярко выраженных пространственных характеристик как наличие противоположных сторон: спереди-сзади, верхняя и нижняя, боковые (правая и левая), выделение пространственных характеристик в объектах обычно затрудняет детей (например, в некоторых видах дидактических игрушек: пирамиды, башенки, кубы). Некоторые игрушки, изображающие птиц, животных, не соответствуют пространственной схеме тела человека. Это затрудняет вычленение ее ребенком при непосредственном восприятии или необходимости изображения их в рисунках.

 

На отставание в развитии зрительного восприятия и зрительных предметных образов у детей с различными формами дизартрии, с задержками речевого развития при отсутствии первичных интеллектуальных нарушений указывают и другие исследования. В этих исследованиях указывается, что нарушения зрительной сферы у детей с дизартрией проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.

 

Для детей дошкольного возраста с дизартрией более характерным является нарушение зрительного восприятия и зрительных предметных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти.

 

4. Вывод:

Анализ научных источников позволил сделать следующие выводы:

Несформированность зрительного восприятия ведет к школьной неуспеваемости, к таким ошибкам, которые проявляются на разных языковых уровнях — на уровнях буквы, слога, слова, фразы и текста (неспособность выделять и сохранять в памяти последовательность и структуру высказывания); отрицательно влияет на лексико-грамматическую сторону речи, словесно-логическое мышление и понимание сложных лексико-грамматических конструкций.

 

Зрительное восприятие является одной из базовых функций. А при любой форме дизонтогенеза отмечается недостаточность этого психического процесса.

Рассмотрев факторы, влияющие на развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с дизартрией и собственно некоторые особенности развития зрительно-пространственного восприятия у старших дошкольников с дизартрией, можно сказать, что наиболее ранняя диагностика речевого нарушения, всех анализаторных систем, планомерная работа по включению всех анализаторных систем в процессы восприятия, по выработке рефлексивности восприятия, по систематическому накоплению и закреплению словесных обозначений свойств воспринимаемого пространства и использованию полученных представлений во всех видах деятельности ребенка создают условия для эффективной компенсации развития пространственных представлений у ребенка с дизартрией и выхода его на уровень нормального развития.

 

Список использованной литературы:

1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964. — 302 с.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500с.

3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Академ. Проект, 2000. - 512 с.

4. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987. – 108 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Психологическая подготовка детей к школе

Психологическая подготовка детей к школе В моей статье речь пойдет о таком важном событии в жизни ребенка и его родителей как...

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем»

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем» Цель: Создать благоприятные условия для повышения родительского интереса к совместным логопедическим играм и упражнениям с...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и семеро козлят» Цель: Закрепление понятия кругов Эйлера с помощью дидактических игр. Образовательные задачи: Научить детей классифицировать...

Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с…

Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками» Современные образовательные инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Цель. Повышение...

Аппликация из пластилина «Ёлочка нарядная!» в старшей группе

Аппликация из пластилина «Ёлочка нарядная!» в старшей группе Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников, развития мелкой моторики. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное...