Районное методическое объединение
Тема: Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкально – художественной деятельности

Дошкольное воспитание.

Программа воспитания и обучения в детском саду

(под редакцией М.А. Васильевой)

I этап

Выступление на педсовете

Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. Для успешного выполнения работы использую разные виды образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, социализация, чтение художественной литературы. В нашем саду коммуникативное развитие осуществляется во всех видах детской деятельности: коммуникативной, познавательной, продуктивной, двигательной, музыкально – художественной.

Музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Большое влияние на становление данной сферы оказывает развитие нравственно – эмоционального мира ребёнка, ведь музыка – искусство, обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать её в коммуникативном развитии детей.

Коммуникативные знания, умения, навыки я развиваю у детей во всех видах музыкальной деятельности, используя следующие методы: наблюдение, естественный эксперимент, беседа, тестирование, анкетирование.

Для успешного выполнения работы применяла различные формы организации деятельности детей (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьёй)

На музыкальных занятиях для развития коммуникативных умений и навыков использую хороводы, народные круговые танцы, игры приветствия, коммуникативные телесные и контактные игры, народные хороводные игры.

В пении и песенном творчестве использую приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, пение в небольшых ансамблях, с солистами, творческие задания («Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», дидактические игры «Передай звук по цепочке», «Весёлый бубен»).

При восприятии музыки обращаю внимание детей на культуру слушания

(умение слушать вдумчиво, высказываться только по окончании звучания). Учу детей исполнять музыкальные произведения в оркестре слаженно, не выделяясь из общего звучания. В разделе« Музыкально – ритмические движения» прививаю навыки культуры поведения: мальчикам – умения пригласить девочку на танец; девочкам – умение принять приглашение или отказать, не обидев партнёра. Создаю специальные ситуации, из которых дети ищут выход, применяя коммуникативные умения.

Работа по развитию коммуникативной сферы детей проводится и вне занятий. Дошкольники очень любят развлечения с направленностью на организацию позитивного общения: «Дни рождения», совместные концерты, музыкальные драматизации. Приглашаем на совместные досуги родителей, которые, с большим удовольствием принимают участие в танцевально-игровой деятельности, исполняют роли персонажей в представлениях.

Таким образом, современные технологии в музыкальной деятельности, а также сотрудничество родителей, воспитателей и музыкального руководителя способствует коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.

II этап

Драматизация музыкальной сказки «Гуси-лебеди.

Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формировать коммуникативные способностей у дошкольников через музыкально - художественную деятельность.

Задачи:

- развивать нравственно – эмоциональную сферу детей и коммуникативные навыки: устанавливать тактильный и вербальный контакт с товарищами, слаженно петь, исполнять оркестровое произведение, не выделяясь из общего звучания, закреплять навыки культуры поведения.

- воспитывать дружественные отношения и желание приходить друг к другу на помощь.

- продолжать расширять знания о народном фольклоре, традициях русского народа, формировать интерес к народным играм, песням, развлечениям.

Предварительная работа: разучивание стихов, пословиц, песен, танцев, игр, хороводов и частушек, изготовление вместе с детьми и родителями шумовых музыкальных инструментов, элементов костюмов и атрибутов.

Активизация словаря: гостинцы, гули, ворковать, щадить, забияки, нрав, силёнки, русский дух, подь сюды, родимые, кличут.

Планируемые результаты: выражает эмоции: (радость, удивление, восхищение). Интересуется русскими народными традициями, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками во время игр, танцев, хороводов, использует в самостоятельной деятельности загадки, прибаутки, игры.

Действующие лица:

Ведущий, Баба Яга – взрослые.

Алёнушка, Иванушка, папа, мама, гуси-лебеди, Речка, Берёзка – дети.

Оборудование:

Набор детских музыкальных инструментов, костюмы для действующих лиц, платочки, корзинка с подарками.

Музыкальный руководитель:

Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!  

Сказки учат нас добру

И прилежному труду.

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!

Когда приходит к нам весна,

Неся тепло и ласку,

Гостей мы приглашаем к нам

И дарим мы им сказку.

А называется сказка «Гуси-лебеди».

Ведущая: В одной деревне жила-была дружная семья: мама, папа, Алёнушка и братец её Иванушка.

Мама:

Нам, Алёнушка, с утра

Ехать на базар пора.

Ваню дома оставляем

И тебе напоминаем...

Папа:

Дома с братцем посиди,

За Ванюшей пригляди.

А приедем вечерком-

Вам гостинцев привезём.

Ведущая: Вот уехали мама и папа на базар, а Алёнушка уложила братца Иванушку на лавочку и стала петь ему колыбельную песню.

(Алёнушка исполняет песню «Ай, люли, люли» муз.Абеляна)

Ведущая: Уснул Ванечка. Посмотрела Алёнушка, а на дворе солнышко светит, дети собираются в игры поиграть.

1 ребёнок:

Выходи-ка, детвора,

Поиграть нам всем пора!

(дети становятся в круг)

2 ребёнок:

Что ты дома всё сидишь

Что, Алёнушка, грустишь?

Выходи, будем играть,

Бубенцы передавать.

Алёнушка:

Мама утром мне велела,

Чтоб за Ваней я глядела.

3 Ребёнок:

Выходи-ка к нам играть,

Бубенцы передавать!

Ведущая: Поглядела Алёнушка на братца, увидела, что он спит, и вышла за двор.

(дети играют в игру «Весёлый бубен»)

Ведущая: Собралась было Алёнушка домой, да ребята с другого двора её кличут.

4 ребёнок:

Пойдём Алёнушка играть!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(дети играют в игру «Гори, гори ясно» стр.132, «Музыка и движения»)

Ведушая: Пока Алёнушка весело играла, во двор, где сладко спал Иванушка, прилетели гуси-лебеди (влетают под тревожную музыку). Подхватили гуси-лебеди Иванушку и унесли на своих крыльях неведомо куда.

Алёнушка:

Гуси, гуси, подождите,

Ванечку не уносите!

Ведущая: Ах, какое горе! Но не надо печалиться, Алёнушка, ведь у тебя много друзей, они помогут тебе Ваню найти. Ребята, поможем Алёнушке найти братца?

Дети: Поможем!

5 ребёнок:

В «Теремке» живём мы дружно.

Помогать друг другу нужно!

Ведущая: Послушай о дружбе пословицы, Алёнушка.

1. Нет друга - ищи, а нашел - береги!

2. Старый друг лучше новых двух.

3. Доброе братство милее богатства.

4. Дружбу водить так себя не щадить.

5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ведущая: Ну, что, пора в дорогу, друзья, пойдём выручать Иванушку.

(в центр зала вбегает Речка)

Ведущая: Вот мы и дошли до речки.

Алёнушка:

Речка, реченька моя,

Ты, скажи, мне, не тая:

Гуси здесь не пролетали?

Над тобой не гоготали?

Речка:

Частушки спойте мне друзья,

О вашей дружбе хочу послушать я.

(дети исполняют «Частушки о дружбе»)

1 ребёнок:

Кто ответит, почему же

Так красиво всё вокруг,

И куда мы ни посмотрим –

Слева друг и справа друг!

2 ребёнок:

Два мальчишки-забияки

Не научатся дружить.

Ни проходит дня без драки,

Как такое может быть?

3 ребёнок:

Если что случится вдруг

Мне всегда поможет друг.

Встанет за меня горой.

Я за ним как за стеной.

4 ребёнок:

Если даже друг не прав,

Не показывай свой нрав.

Это только слабачки

В ход пускают кулачки.

5 ребёнок:

Ем я кашу и сметану,

У меня силёнки есть!

Всё же драться я не стану,

Только ты ко мне не лезь!

Речка: Спасибо вам, ребята за частушки.

Ведущая: Реченька, куда гуси-лебеди полетели?

Речка:

Вы идите по тропинке,

И увидите ложбинку,

Там Берёзонька стоит

И листвою шелестит.

Всё подружке расскажите,

Об Иванушке спросите.

Ведущая: Спасибо тебе реченька, до свидания!

Речка: До свидания!

(дети шагают по залу, входит Берёзка)

Алёнушка:

Милая Берёзонька,

Подруженька моя!

Расскажи, Берёзонька,

Всю правду, не тая,

Гуси здесь не пролетали?

Над тобой не гоготали?

Берёзка:

В полюшке стою одна,

Вся округа мне видна.

Вы платочки все берите

И со мною попляшите.

Веселей, честной народ,

Заводите хоровод!

(девочки исполняют «Танец с платочками»)

(диск «Русский фольклор», «Перевоз Дуняша держала», №3)

Берёзка: Спасибо вам, ребята за весёлый хоровод.

Ведущая: Берёзонька, куда гуси-лебеди полетели?

Берёзка:

По дорожке вы идите,

Да в лесочек заверните.

Там, Алёнка, братец твой,

Живёт с бабушкой Ягой.

Ведущая: Спасибо, Яблонька, ребята пойдемте в лес по дорожке (идут по залу, садятся на места).

(входит Баба Яга и танцует под песню в аудиозаписи)

Баба Яга: Фу,фу, что-то русским духом пахнет. Это что за делегация? Меня зовут Баба Яга, а вы кто такие будете?

Алёнушка: Здравствуй, бабушка, меня зовут Алёнушка, а как зовут моих друзей, ты сейчас узнаешь.

По команде «Раз, два, три» своё имя назови! (дети одновременно произносят каждый своё имя)

Баба Яга: Ой, что-то ничего не поняла, давайте ещё раз (дети произносят имя). Ну, вот и познакомились, что вам здесь надо?

Ведущая: Алёнушкины родители уехали на базар, Иванушка уснул, а сестрица бросила его и пошла, играть за двор, прилетели гуси-лебеди и унесли Иванушку. Вот наши ребята решили помочь найти братца. А он оказывается у тебя!

Баба Яга: У меня родимые, но я вам его не отдам, он мне самой нужен (пугает детей).

Ведущая: Ох, и сердитая ты, Баба Яга!

(Баба Яга поёт частушки)

Эх, была я молода,

Хороша была тогда.

Да прошли мои года,

Смылась свежесть навсегда!

Припев:

Эх, раз, ещё раз,

Ещё много, много раз!

Кто сказал, что я старуха?    

Не обижусь не беда!

Я глуха на оба уха,

А пляшу, как молода!

Танцевать вы все горазды,

Мне за вами не успеть.

Эх, послушать нам сейчас бы,

Как ребята могут петь!

Ведущая: Пожалуйста, послушай песенку в исполнении наших детей.

(дети исполняют песню «Баба Яга»)

1 куплет:  

В тёмном лесе есть избушка

Стоит задом наперёд,

А в избушке той старушка,

Бабушка Яга живёт.

Припев: Не простая, костяная,

Косолапая нога.

Фу, сердитая какая

Наша бабушка Яга.

2 куплет:  

Нос крючком, глаза большие,

Словно уголья горят.

Фу, лохматая какая,

Дыбом волосы стоят.

Баба Яга: Это вы меня дразните, обзываете, вот я вам сейчас! (грозит)

Ведущая: Не обижайся, бабушка, это шуточная песня, а вообще, ты очень симпатичная и нам очень нравишься.

Баба Яга: Спасибо! (смущается) Хорошие вы ребята, весёлые, а хотите со мной поиграть? Тогда становитесь в круг. Повторяйте все за мной!

(проводится игра «Повторяйте все за мной»)

Баба Яга:

Всем нам весело живётся,

Мы в ладоши хлопаем.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп-

Я беру себя за лоб (сама трогает коленки).

Ха-ха-ха, это я вас разыграла, у вас, что лоб на коленке находится? Будьте внимательны и берите себя за то, что я назову, а я вас буду путать дальше

(игра проводится несколько раз).

Ведущая: Баба Яга, отдай нам, пожалуйста, Ванечку.

Баба Яга: Отдам, если выполните моё задание.

В моей избушке живут чудо-игрушки,

Кто их отгадает, тот на них и поиграет.

(уходит за домик и оттуда звучат поочерёдно звуки муз.инструментов, дети отгадывают)

Молодцы, ребятки, отгадали все загадки.

Инструменты разбирайте, для меня на них играйте.

(дети исполняют на музыкальных инструментах р.н. мелодию «Калинка»)

Баба Яга:

Ох, и ловкий же народ

В этом садике живёт!

Но, хочу у вас спросить-

Вы умеете дружить?

Ссоритесь? Ругаетесь?

А может... обзываетесь?

Ладно! Всё равно не верю!

Я сейчас вас всех проверю.

Предлагаю станцевать,

Вашу удаль показать!

(дети исполняют «Парный танец» р.н.м. «Светит месяц»,диск «Русский фольклор»)

Баба Яга: (ласково) Молодцы ребятушки! Так и быть, отдам вам Иванушку, за то, что вы такие дружные, не оставляете друзей в беде, помогаете друг другу. Иванушка, подь сюды. (Иванушка выходит, сестрица его обнимает)

Алёнушка: Здравствуй, братец Иванушка! Нам домой пора.

Баба Яга: Ну что за умницы ребятки! До свидания!

(Баба Яга прощается и уходит, Алёнушка и Иванушка садятся на лавочку , входят родители.)

Мама: Как вели себя, ребятки?

Иванушка: Не волнуйтесь, всё в порядке.

Папа: Вам подарки мы купили, ничего не позабыли.(отдают корзинку)

Ведущая:

В «Теремке» живём мы дружно,

Помогать друг другу нужно.

Вместе жить нам веселей

Песню запевай, скорей!

(дети исполняют хоровод «Всем советуем дружить»)

Алёнушка:

Спасибо вам за помощь, ребятки,

А за это я вам дам сладкие подарки.

(Алёнушка и Иванушка раздают сладости)

Иванушка:

Как хорошо нам здесь у вас,

Вам благодарны много раз.

Но нам пора уже идти:

Счастливого всем пути.

Муз.руководитель:        

Сказку нашу мы кончаем,

Что же нам ещё сказать?

Разрешите на прощанье

Вам здоровья пожелать!

Наши гости дорогие,

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Пришло время расставанья,

Говорим вам:

Все: До свидания!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях…

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство» В наши дни экран очень часто подменяет...

Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения»

Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения» (Дети под веселую музыку заходят в муз. зал и встают полукругом.)Ведущая: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Всех...

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку»

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку» Цель: Учить детей применять приобретенные знания в измененных игровых ситуациях, формировать умение...

Читайте также

«Сказочный Новый год»

«Сказочный Новый год» Вот и прошли в нашем саду самые волшебные праздники. Дети с удовольствием готовились к празднованию Нового года. Изучали...

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для…

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Повара пекут пирожки» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие...