Доклад на тему: «Игра – это серьёзно!»

- Мамочка, разреши мне сегодня надеть в детский сад новое розовое платье с вышивкой.

- Нет, я не хрюша, не хрюша! А платье можно выстирать!

- И будет оно уже не новое, а старое.

- Мамуля! А можно я сегодня не пойду в детский сад?

- Нельзя! Разве сегодня выходной? Живо одевайся, а то я из-за тебя на работу опоздаю… Ты где? Опять фокусничаешь? Сейчас возьму ремень… Считаю до пяти…

Не правда ли знакомая всем картина. Наверняка, каждый из присутствующих хотя бы раз наблюдал её в жизни и, конечно, считая себя образцом, осуждал нерадивую маму. Но эта зарисовка не из взрослой жизни. Это диалог маленькой девочки со своей дочкой-куклой. Не будем спешить с осуждениями. Давайте попробуем ответить на вопрос: почему мы, культурные и образованные люди не можем предложить нашим детям примеров поведения, достойных подражанию?

В своё оправдание каждый из нас поспешит сослаться на действительно объективные причины. В последние десятилетия произошли коренные изменения в нашем обществе. Перед нами остро встала проблема материального обеспечения. Мы много работаем, всё меньше внимания уделяя нашим детям. Большинство родителей считает, что детям предстоит жить в обществе более жестоком, требующем высокой квалификации, и менее гуманном, основанном на борьбе за выживание. В таких условиях игра, по мнению большинства, - бесполезная деятельность, которая не пригодится в будущем. В отличие от письма и счёта она не имеет жизненно необходимого результата.

Другие родители говорят: «Нас никто не учил играть, и наши дети сами определятся с этой деятельностью». Неправда! Мы учились играть у старших сестёр и братьев, у соседских мальчишек и девчонок в шумных детских ватагах. Сегодня мы обрекаем наших детей на одиночество. Теперь редкостью становятся не только многодетные семьи, но и семьи с двумя детьми. А если повезло с братом и сестрой, то они отгораживаются от младших наушниками с «убойной музыкой». Цепь преемственности прервана.

В погоне за ранним всесторонним развитием ребёнка мы рьяно заполняем время игры занятиями в разных кружках и школах. Английский, бальные танцы, спортивная секция, снова английский, танцы, секция… И так всю неделю. А в выходные мы стараемся, чтобы наши чада находили себе «тихие» занятия, перепоручаем свих детей телевизору или компьютеру, действуя в основном по принципу «лишь бы не мешали».

А как, научиться девочке готовить пельмени, если мама не разрешает повозиться с мукой; как научиться стирать, если даже носовые платочки отправляются в стиральную машину? Как мальчику стать умелым, если папа взамен любимой машины со сломанным колесом покупает новую машину? Так облегчая жизнь себе, мы сужаем круг ярких эмоциональных впечатлений о труде взрослых и о способах проявления заботы о детях.

Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни, значит, не доиграл в детстве». Если дошкольник не наиграется вволю, значит, многое мы ему не додадим, много ему будет не хватать во всей его последующей жизни.

Что делать? Как вернуть игру детям?

Сначала нам взрослым нужно остановиться и вспомнить своё детство. Что любили, чем и во что играли. Меня, например, в детстве привлекали лужи. Как хотелось прошлёпать по этому «морю разливному», найти в нём самое глубокое место! И как я обижалась на маму, когда она оттаскивала меня за руку от зеркальной тайны лцжи! Поэтому я всегда надевала на своих детей непромокаемые штаны, обувала резиновые сапоги и отпускала в необыкновенное путешествие по лужам двора.

Мы взрослые привыкли к своей воспитательной и обучающей роли. А, может стоит от неё отказаться? Попробуйте! Только не спешите проявлять инициативу, дайте возможность ребёнку выступить осведомлённым и знающим человеком.

Представьте, ребёнок сажает вам на колени игрушку и говорит:

- Ты теперь медвежонок!

- Хорошо, - соглашаетесь вы. – Я медвежонок.

- Ты есть хочешь? – Хочу!

_ Нет, - говорит ребёнок. – Скажи: «Не хочу!»

Не стесняйтесь, покапризничайте: «Не хочу!»

И вам повезёт! В ответ вы обязательно услышите длинный монолог. Примерно такой:

- Как это не хочу?! Не будешь есть – не вырастешь. Ручки и ножки будут как палочки тоненькие. Тебя будет ветер уносить.

Такая игра кроме удовольствия от общения с ребёнком даст вам сведения о ваших взаимоотношениях, о семейных ритуалах, о мерах поощрения и наказаниях, применяемых вами к малышу. Эта информация бесценна, так как поможет лучше понять ребёнка, найти золотой ключик к детской душе.

Уважаемые взрослые! Хочется напомнить, что ни один ребёнок не просился на этот свет. Дети нужны нам. Но мы забываем, что даже младенец имеет право на свою жизнь. Ребёнок – тоже личность, только маленькая. У него своё право на тайну, своё право на желание, право на любовь и внимание. И это право признано мировым сообществом взрослых в Международной конвенции о правах ребёнка. Давайте всегда будем помнить об этом и сделаем всё, чтобы среди океанов и материков планеты «Детство» громадный остров, называемый Игрой, не стал затопленной Атлантидой. Нужно не только распахнуть Игре двери, но и понять её, принять в игру вместе с нашими детьми.

Пусть наши дети играют в банкиров, но помыслы будут направлены на благо всех, на благо России. И этому игра может научить.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе

Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности...

Проект «Чудеса своими руками»

Проект «Чудеса своими руками» Паспорт проекта «Чудеса своими руками» (Подготовительная группа №9) Структурный компонент Содержание Паспорт проекта 1. Тема проекта: «Чудеса своими руками» 2. Адресация проекта:...

Творческий проект

Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям   Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...

Читайте также

Организация мастер-класса с педагогами в рамках конкурса «Воспитатель года» …

Организация мастер-класса с педагогами в рамках конкурса «Воспитатель года» по теме: «ППР: 3 буквы изменившие мир творчества» Цель: познакомить участников мастер-...

План-конспект организации и руководства хоровода по теме «Как у дядюшки…

План-конспект организации и руководства хоровода по теме «Как у дядюшки Федота» Цель: совершенствовать умение соотносить движения с текстом хоровода, побуждать детей к...

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в…

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в гостях у ребят» Цель. Закрепление правил пожарной безопасности. Задачи: В игровой форме закреплять...