Ролевая игра как средство организации речевого общения при обучении дошкольников иностранному языку

Среди ведущих методов обучения в дошкольном образовательном учреждении, которые относятся к наиболее информативных и результативных с точки зрения восприятия, выделяют ролевые игры (RPG - role-playing games)

Игра - умная, планомерная, подчинена известным правилам система поведения. За определением Л.С. Выгодского игра является естественной формой труда ребенка, присущей только ей формой деятельности.

С помощью языковой игры реализуется активная позиция ребенка, ведь ребенок передает не только информацию, но и свое отношение к ней, а также фиксирует и впечатления других участников игры. Одним из видов языковой игры является ролевая игра.

"В основе концепции ролевой игры лежит обращение к дошкольнику с просьбой представить себя или кого другого в конкретной ситуации, затем игрокам предлагают вести себя в соответствии с тем, что бы они ожидали от этого человека".

Ролевые игры:

  • способствуют познанию о процессах и чувствах других участников игры
  • создают условия, когда дети решают определенную проблему, обыгрывая роли
  • создают благоприятные условия для обсуждения

Можно сказать, что ролевая игра есть реальность, создающая для игрока возможности новых открытий и ситуаций. Жизнь конечно богаче, зато игра более динамична и не так сильно карает за ошибки.

У ролевых игр есть ряд особенностей, который отличает их от всех прочих видов интеллектуальных игр: карточных, логических, настольных и других.

Во-первых, ролевая игра не может состояться без ведущего. Если в других играх ведущий часто исполняет роль пассивного наблюдателя и судьи, то здесь он является основным действующим лицом, организующим команду игроков и ответственным за развитие игрового мира.

Во-вторых, в ролевых играх не бывает победителей по той причине, что участники играют не друг против друга, а все вместе в одной команде (за исключением ведущего). Цель команды игроков - выполнить определенную задачу, изложенную в сценарии, все подробности которого известны только ведущему. Можно сказать, что игроки сообща играют против ведущего, хотя это будет не совсем правильно: скорее они играют против сценария, стремясь преодолеть все описанные в нем трудности и вместе достичь определенной цели.

В третьих, ролевая игра - интереснейший творческий процесс. Можно смело утверждать, что из всех возможных игр именно данный вид заставляет участников в наибольшей мере проявить свой творческий потенциал. Каждый игрок - создатель, автор своего персонажа, который может влиять на игровой мир и действия прочих персонажей.

В четвертых, у ролевых игр отсутствует один важный недостаток, имеющийся у всех прочих игр. Любая игра может наскучить, надоесть, но только не ролевая игра. Ролевые игры обладают таким простором для фантазии и воображения, такими неограниченными возможностями, что варьировать различные их детали можно до бесконечности.

Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры в непосредственно образовательной деятельности по иностранному языку способствует положительным изменениям в речи дошкольников как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).

В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры.

Основными условиями для продуктивного овладение иностранным языком как родным, являются:

  • включение дошкольника в предметно-коммуникативную деятельность;
  • тесное общение;
  • совокупность реализации социальных функций.

Одним из путей создания коммуникативной ситуации являются ролевые игры, которые способствуют реализации межличностного общения дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.

С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования.

По мнению ученых и педагогов можно выделить такие основные преимущества использования ролевых игр:

  • дети будут использовать языковой материал в ситуациях, близких к реальной жизни;
  • такой вид игр позволяет овладеть учебным материалом и, закрепляя его, осознанно усвоить специфике его использования в речи;
  • ролевые игры развивают и совершенствуют умственную деятельность и создают условия психологической готовности к общению;
  • у дошкольников появляется желание общаться на иностранном языке и после непосредственно образовательной деятельности, то есть игры, стимулируют внутренние мотивы к изучению языка;
  • ролевые игры максимально стимулируют активность ребенка, что является необходимым для достижения цели игры;
  • проведение игр стимулирует дисциплину у дошкольников - ни один ребенок, которому интересно то, что он делает, не будет нарушать поведение.

При выборе задач для ролевой игры нужно учитывать уровень знаний дошкольников и потребности, интересы.

Ролевые игры могут эффективно использоваться на различных этапах обучения.

Роли, которые исполняют дети, также имеют свою классификацию:

- социальные (врач, рабочий), которые имеют учебное влияние;

- межличностные (друзья, противники), которые способствуют личностной ориентации общения;

- психологические (положительная личность, нейтральная или отрицательная личность).

По мнению К. Ливингстоуна, перед проведением ролевой игры преподаватель должен учитывать:

- речевую подготовку - кроме формальной речевой практики работа педагога должна быть направлена на использование дошкольниками речевых средств в различных типах речевой деятельности, в различных ситуациях и условиях;

- фактическую подготовку – дети должны знать конкретные условия, прежде чем уверенно сыграть роль;

- потребности, интересы и опыт дошкольников.

Подготовка дошкольников, которую заранее должен провести педагог, имеет несколько этапов:

І этап - традиционная языковая практика - упражнения, направленные на усвоение грамматических структур и лексики. На этом этапе целесообразно использовать такие виды упражнений, как: исправление грамматически и лексически неправильных предложений

II этап - упражняться в технике разговоров, в частности, использование служебных фраз, таких как: "I see..."," You know...", узнавания и практикование диалогов носителей языка.

III этап подготовки к проведению ролевой игры - работа в группах, типы которой нужно варьировать, а задача целесообразнее объяснять в начале, чтобы дальнейшая работа проходила с минимальным вмешательством педагога.

Назовем основные требования к ролевым играм.

1. Игра должна стимулировать мотивацию изучения английского языка, вызывать у дошкольников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы дети были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.

3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.

4. Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у дошкольников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ребенок в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.

5. Игра организуется таким образом, чтобы дети могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.

6. Педагог непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.

7. Большую значимость приобретает умение преподавателя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы в непосредственно образовательной деятельности.

Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка

Таким образом, игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей…

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет Цель: Экологическое воспитание детей, как формирование экологического...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами…

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства. Задачи: Образовательные: - закрепить...

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу»

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу» Цель руководства игрой: Обогащение игрового опыта у детей, воплощение сюжетных образов в...

Читайте также

Проект «7 апреля – День здоровья»

Проект «7 апреля – День здоровья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы Игра-квест «Загадки леса» Цель: формировать умение детей считать в пределах пяти. Задачи: закреплять прямой...

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных…

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами...