Ролевая игра как средство организации речевого общения при обучении дошкольников иностранному языку
Среди ведущих методов обучения в дошкольном образовательном учреждении, которые относятся к наиболее информативных и результативных с точки зрения восприятия, выделяют ролевые игры (RPG - role-playing games)
Игра - умная, планомерная, подчинена известным правилам система поведения. За определением Л.С. Выгодского игра является естественной формой труда ребенка, присущей только ей формой деятельности.
С помощью языковой игры реализуется активная позиция ребенка, ведь ребенок передает не только информацию, но и свое отношение к ней, а также фиксирует и впечатления других участников игры. Одним из видов языковой игры является ролевая игра.
"В основе концепции ролевой игры лежит обращение к дошкольнику с просьбой представить себя или кого другого в конкретной ситуации, затем игрокам предлагают вести себя в соответствии с тем, что бы они ожидали от этого человека".
Ролевые игры:
- способствуют познанию о процессах и чувствах других участников игры
- создают условия, когда дети решают определенную проблему, обыгрывая роли
- создают благоприятные условия для обсуждения
Можно сказать, что ролевая игра есть реальность, создающая для игрока возможности новых открытий и ситуаций. Жизнь конечно богаче, зато игра более динамична и не так сильно карает за ошибки.
У ролевых игр есть ряд особенностей, который отличает их от всех прочих видов интеллектуальных игр: карточных, логических, настольных и других.
Во-первых, ролевая игра не может состояться без ведущего. Если в других играх ведущий часто исполняет роль пассивного наблюдателя и судьи, то здесь он является основным действующим лицом, организующим команду игроков и ответственным за развитие игрового мира.
Во-вторых, в ролевых играх не бывает победителей по той причине, что участники играют не друг против друга, а все вместе в одной команде (за исключением ведущего). Цель команды игроков - выполнить определенную задачу, изложенную в сценарии, все подробности которого известны только ведущему. Можно сказать, что игроки сообща играют против ведущего, хотя это будет не совсем правильно: скорее они играют против сценария, стремясь преодолеть все описанные в нем трудности и вместе достичь определенной цели.
В третьих, ролевая игра - интереснейший творческий процесс. Можно смело утверждать, что из всех возможных игр именно данный вид заставляет участников в наибольшей мере проявить свой творческий потенциал. Каждый игрок - создатель, автор своего персонажа, который может влиять на игровой мир и действия прочих персонажей.
В четвертых, у ролевых игр отсутствует один важный недостаток, имеющийся у всех прочих игр. Любая игра может наскучить, надоесть, но только не ролевая игра. Ролевые игры обладают таким простором для фантазии и воображения, такими неограниченными возможностями, что варьировать различные их детали можно до бесконечности.
Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры в непосредственно образовательной деятельности по иностранному языку способствует положительным изменениям в речи дошкольников как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).
В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры.
Основными условиями для продуктивного овладение иностранным языком как родным, являются:
- включение дошкольника в предметно-коммуникативную деятельность;
- тесное общение;
- совокупность реализации социальных функций.
Одним из путей создания коммуникативной ситуации являются ролевые игры, которые способствуют реализации межличностного общения дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.
С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования.
По мнению ученых и педагогов можно выделить такие основные преимущества использования ролевых игр:
- дети будут использовать языковой материал в ситуациях, близких к реальной жизни;
- такой вид игр позволяет овладеть учебным материалом и, закрепляя его, осознанно усвоить специфике его использования в речи;
- ролевые игры развивают и совершенствуют умственную деятельность и создают условия психологической готовности к общению;
- у дошкольников появляется желание общаться на иностранном языке и после непосредственно образовательной деятельности, то есть игры, стимулируют внутренние мотивы к изучению языка;
- ролевые игры максимально стимулируют активность ребенка, что является необходимым для достижения цели игры;
- проведение игр стимулирует дисциплину у дошкольников - ни один ребенок, которому интересно то, что он делает, не будет нарушать поведение.
При выборе задач для ролевой игры нужно учитывать уровень знаний дошкольников и потребности, интересы.
Ролевые игры могут эффективно использоваться на различных этапах обучения.
Роли, которые исполняют дети, также имеют свою классификацию:
- социальные (врач, рабочий), которые имеют учебное влияние;
- межличностные (друзья, противники), которые способствуют личностной ориентации общения;
- психологические (положительная личность, нейтральная или отрицательная личность).
По мнению К. Ливингстоуна, перед проведением ролевой игры преподаватель должен учитывать:
- речевую подготовку - кроме формальной речевой практики работа педагога должна быть направлена на использование дошкольниками речевых средств в различных типах речевой деятельности, в различных ситуациях и условиях;
- фактическую подготовку – дети должны знать конкретные условия, прежде чем уверенно сыграть роль;
- потребности, интересы и опыт дошкольников.
Подготовка дошкольников, которую заранее должен провести педагог, имеет несколько этапов:
І этап - традиционная языковая практика - упражнения, направленные на усвоение грамматических структур и лексики. На этом этапе целесообразно использовать такие виды упражнений, как: исправление грамматически и лексически неправильных предложений
II этап - упражняться в технике разговоров, в частности, использование служебных фраз, таких как: "I see..."," You know...", узнавания и практикование диалогов носителей языка.
III этап подготовки к проведению ролевой игры - работа в группах, типы которой нужно варьировать, а задача целесообразнее объяснять в начале, чтобы дальнейшая работа проходила с минимальным вмешательством педагога.
Назовем основные требования к ролевым играм.
1. Игра должна стимулировать мотивацию изучения английского языка, вызывать у дошкольников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы дети были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.
4. Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у дошкольников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ребенок в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
5. Игра организуется таким образом, чтобы дети могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.
6. Педагог непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.
7. Большую значимость приобретает умение преподавателя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы в непосредственно образовательной деятельности.
Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка
Таким образом, игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка.
Читайте также |
---|
Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей…
Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет Цель: Экологическое воспитание детей, как формирование экологического...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами…
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства. Задачи: Образовательные: - закрепить...
Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу»
Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу» Цель руководства игрой: Обогащение игрового опыта у детей, воплощение сюжетных образов в...