Ролевая игра как средство организации речевого общения при обучении дошкольников иностранному языку

Среди ведущих методов обучения в дошкольном образовательном учреждении, которые относятся к наиболее информативных и результативных с точки зрения восприятия, выделяют ролевые игры (RPG - role-playing games)

Игра - умная, планомерная, подчинена известным правилам система поведения. За определением Л.С. Выгодского игра является естественной формой труда ребенка, присущей только ей формой деятельности.

С помощью языковой игры реализуется активная позиция ребенка, ведь ребенок передает не только информацию, но и свое отношение к ней, а также фиксирует и впечатления других участников игры. Одним из видов языковой игры является ролевая игра.

"В основе концепции ролевой игры лежит обращение к дошкольнику с просьбой представить себя или кого другого в конкретной ситуации, затем игрокам предлагают вести себя в соответствии с тем, что бы они ожидали от этого человека".

Ролевые игры:

  • способствуют познанию о процессах и чувствах других участников игры
  • создают условия, когда дети решают определенную проблему, обыгрывая роли
  • создают благоприятные условия для обсуждения

Можно сказать, что ролевая игра есть реальность, создающая для игрока возможности новых открытий и ситуаций. Жизнь конечно богаче, зато игра более динамична и не так сильно карает за ошибки.

У ролевых игр есть ряд особенностей, который отличает их от всех прочих видов интеллектуальных игр: карточных, логических, настольных и других.

Во-первых, ролевая игра не может состояться без ведущего. Если в других играх ведущий часто исполняет роль пассивного наблюдателя и судьи, то здесь он является основным действующим лицом, организующим команду игроков и ответственным за развитие игрового мира.

Во-вторых, в ролевых играх не бывает победителей по той причине, что участники играют не друг против друга, а все вместе в одной команде (за исключением ведущего). Цель команды игроков - выполнить определенную задачу, изложенную в сценарии, все подробности которого известны только ведущему. Можно сказать, что игроки сообща играют против ведущего, хотя это будет не совсем правильно: скорее они играют против сценария, стремясь преодолеть все описанные в нем трудности и вместе достичь определенной цели.

В третьих, ролевая игра - интереснейший творческий процесс. Можно смело утверждать, что из всех возможных игр именно данный вид заставляет участников в наибольшей мере проявить свой творческий потенциал. Каждый игрок - создатель, автор своего персонажа, который может влиять на игровой мир и действия прочих персонажей.

В четвертых, у ролевых игр отсутствует один важный недостаток, имеющийся у всех прочих игр. Любая игра может наскучить, надоесть, но только не ролевая игра. Ролевые игры обладают таким простором для фантазии и воображения, такими неограниченными возможностями, что варьировать различные их детали можно до бесконечности.

Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры в непосредственно образовательной деятельности по иностранному языку способствует положительным изменениям в речи дошкольников как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).

В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры.

Основными условиями для продуктивного овладение иностранным языком как родным, являются:

  • включение дошкольника в предметно-коммуникативную деятельность;
  • тесное общение;
  • совокупность реализации социальных функций.

Одним из путей создания коммуникативной ситуации являются ролевые игры, которые способствуют реализации межличностного общения дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.

С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования.

По мнению ученых и педагогов можно выделить такие основные преимущества использования ролевых игр:

  • дети будут использовать языковой материал в ситуациях, близких к реальной жизни;
  • такой вид игр позволяет овладеть учебным материалом и, закрепляя его, осознанно усвоить специфике его использования в речи;
  • ролевые игры развивают и совершенствуют умственную деятельность и создают условия психологической готовности к общению;
  • у дошкольников появляется желание общаться на иностранном языке и после непосредственно образовательной деятельности, то есть игры, стимулируют внутренние мотивы к изучению языка;
  • ролевые игры максимально стимулируют активность ребенка, что является необходимым для достижения цели игры;
  • проведение игр стимулирует дисциплину у дошкольников - ни один ребенок, которому интересно то, что он делает, не будет нарушать поведение.

При выборе задач для ролевой игры нужно учитывать уровень знаний дошкольников и потребности, интересы.

Ролевые игры могут эффективно использоваться на различных этапах обучения.

Роли, которые исполняют дети, также имеют свою классификацию:

- социальные (врач, рабочий), которые имеют учебное влияние;

- межличностные (друзья, противники), которые способствуют личностной ориентации общения;

- психологические (положительная личность, нейтральная или отрицательная личность).

По мнению К. Ливингстоуна, перед проведением ролевой игры преподаватель должен учитывать:

- речевую подготовку - кроме формальной речевой практики работа педагога должна быть направлена на использование дошкольниками речевых средств в различных типах речевой деятельности, в различных ситуациях и условиях;

- фактическую подготовку – дети должны знать конкретные условия, прежде чем уверенно сыграть роль;

- потребности, интересы и опыт дошкольников.

Подготовка дошкольников, которую заранее должен провести педагог, имеет несколько этапов:

І этап - традиционная языковая практика - упражнения, направленные на усвоение грамматических структур и лексики. На этом этапе целесообразно использовать такие виды упражнений, как: исправление грамматически и лексически неправильных предложений

II этап - упражняться в технике разговоров, в частности, использование служебных фраз, таких как: "I see..."," You know...", узнавания и практикование диалогов носителей языка.

III этап подготовки к проведению ролевой игры - работа в группах, типы которой нужно варьировать, а задача целесообразнее объяснять в начале, чтобы дальнейшая работа проходила с минимальным вмешательством педагога.

Назовем основные требования к ролевым играм.

1. Игра должна стимулировать мотивацию изучения английского языка, вызывать у дошкольников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы дети были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.

3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.

4. Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у дошкольников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ребенок в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.

5. Игра организуется таким образом, чтобы дети могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.

6. Педагог непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.

7. Большую значимость приобретает умение преподавателя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы в непосредственно образовательной деятельности.

Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка

Таким образом, игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка.





Новые публикации

Конструирование из бумаги методом оригами в дошкольном учреждении.

Конструирование из бумаги методом оригами в дошкольном учреждении. Каждый специалист, работающий в дошкольном образовании должен быть всесторонне развитым человеком, неравнодушным, интересующимся...

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы «Шахматы – это по форме игра, по созерцанию – искусство, а по трудности овладения -...

Читайте также

«Уроки русской культуры пестования»

«Уроки русской культуры пестования»   Может ли современная дошкольная педагогика извлечь для себя уроки из народного опыта пестования детей раннего возраста? Ведь...

Интегрированное занятие «Здравствуй Осень»

Интегрированное занятие «Здравствуй Осень» Цель: Развитие устной речи детей в различных формах и видах игровой деятельности. Программное содержание: учить участвовать в беседе, понятно для...

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие колобка»

Конспект открытого занятия по ФЭМП«Путешествие колобка» Цель: Уметь определять геометрическую фигуру по схеме. Программное содержание: Закрепить навыки счета в пределах пяти и более...


Комментарии

  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...

     
  • Марина Дмитриева
    Интересный материал, познавательный. Можно многое взять для своей работы по своему региональному ...

    Подробнее...





В блогах

Фотоотчёт выполненных работ к занятию на тему: «Белый одуванчик»

Sample Image

Уважаемые коллеги, хочу предложить вам фотоотчёт выполненных работ малышами группы кратковременного пребывания «Крохи» к занятию на тему: «Белый одуванчик». Целью занятия было знакомство деток с весенним цветком — одуванчик, развитие мелкой моторики рук, умения комбинировать разные способы выполнения работы...

Аппликация для детей младшего дошкольного возраста «Любимое мороженое»

Sample Image

Буквально через несколько дней всеми ожидаемое и любимое время года — ЛЕТО. Это то время года когда можно бегать босиком по травке, песочку, загарать, гулять и кушать вкусненькое мороженое. Мороженое — это одно из любимых лакомств детей и взрослых...

Игры в адаптационный период ребёнка в детском саду

Всем известно, что адаптироваться человеку в новой среде очень тяжело, а ребёнку тем более. Поэтому, к вашему вниманию хочу представить игры, которые помогут ребёнку быстрее понять, что детский сад - это его второй дом, где его не обидят. Цель: развивать у...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство