Психопрофилактическая работа с детьми дошкольного возраста
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. И от того, насколько плодотворным, эмоционально-положительным и непринужденным будет общение со сверстниками и взрослыми, во многом зависит эмоционально-личностное, познавательное развитие малыша, его адаптация и дальнейшая социализация.
В МБДОУ №27 г. Армавира вопросам эмоционального благополучия детей уделяется большое внимание. Тем не менее, результаты диагностики и наблюдения за дошкольниками на протяжении 2-х лет дают возможность говорить о том, что дети, приходящие в детский сад, испытывают трудности в общении, недостаточно владеют речью, они тревожны, агрессивны, эмоционально напряжены.
Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что для успешного предупреждения развития тревожности, снятия агрессии, эмоциональной напряженности, необходимо разработать систему мероприятий с детьми, родителями и педагогами. Так появилась психопрофилактическая программа «Мир цветов и чувств», целью которой является профилактика и развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Реализация данной цели осуществляется как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Арт-терапевтические техники и приемы (камнетерапия, манкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия и игротерапия) создают положительный настрой, сплачивают, объединяют детей, способствуют рефлексии и улучшению общего фона настроения.
Постепенно, узнавая особенности каждого ребенка, выстраивается программа его индивидуального развития. Основные ее позиции оговариваются на индивидуальных консультациях с родителями и педагогами групп.
Кроме этого психопрофилактическая работа в нашем ОУ включает в себя и проведение дней психологии, психологических акций различной направленности (день Улыбки, день Творчества, день Доброты и т.п). В данных профилактических мероприятиях принимают участие как дети и их родители, так и сотрудники детского сада. Остановлюсь на одном из последних мероприятий – акции день Доброты, которая была приурочена к Международному дню толерантности. План проведения мероприятия включал в себя: выставку листовок, плакатов и газет соответствующей направленности, вручение открыток юными психологами сотрудникам и детям, оформление «уголков доброты» в каждой группе, проведение профилактического занятия для детей «Планета Доброты», проведение тренинга для сотрудников «Терпение-это алмаз».
Следует отметить, что поздравительные открытки, плакаты, листовки выполнялись как детьми и их родителями, так и сотрудниками.
На наш взгляд, данная форма профилактической работы помогает детям освоить способы ролевого поведения, способствует оптимизации детско-родительских отношений и социализации личности ребенка, развивает творческий потенциал и коммуникабельность всех участников данного процесса, способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, повышает психологическую компетентность педагогов и родителей.
В перспективе мы видим продолжение работы в этом направлении.
Читайте также |
---|
ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Статья содержит информацию о технологии ТРИЗ и методах решения задач на первый план...
Технологическая карта «Тайный мир насекомых»
Технологическая карта «Тайный мир насекомых»
Дидактическая игра «Пчелиная азбука»
Дидактическая игра «Пчелиная азбука» Возраст детей: 6-7 лет Цель: развивать внимание, ориентировку в пространстве листа, закреплять понятие «лево-право», «вверх-вниз», формировать у воспитанника...