Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в проектной деятельности

(выступление на педагогическом совете)

Предпосылки возникновения проектной деятельности детей в учебном процессе появились в рамках реформирования образования в конце 19 века как недовольство существующей системой образования, в большей степени ориентированной на теоретические знания, характеризующейся отрывом теории от практики, школы от жизни, в то время как обществу требовались инициативные люди, готовые к активной деятельности.

Проектное обучение рассматривалось с различных позиций: как средство формирования творческих способностей (П. П. Блонский), развития мышления (П. Ф. Каптерев), самостоятельности и активности, связи образования с практикой, жизнью (Д. Дьюи, Е. Г. Кагаров), как средство подготовки к профессиональной деятельности (А. С. Макаренко).

Не ослабевает интерес к проектной деятельности и в наши дни, что во многом обусловлено современными образовательными тенденциями:

- модернизацией образования на основе компетентностного подхода и развития компетенций, связанных в том числе и со способностью воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

- утверждением личностно-ориентированной модели образования, предполагающей целостное развитие личности, формирование в единстве её познавательной, эмоционально-волевой сферы;

- реализацией деятельностного подхода в образовании;

- развитием социальной активности личности, лидерской целеустремлённости.

Использование метода проектов в образовательной практике способствует развитию многих личностных качеств:

- самостоятельности;

- креативности;

- инициативности;

- лидерства;

Все перечисленные качества, развитию которых способствует метод проектов, в той или иной мере составляют основу социальной компетентности ребёнка-дошкольника.

Несмотря на относительную новизну компетентностного подхода в дошкольном образовании, он уже нашёл своё отражение в программах («Истоки», «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Л. А. Парамоновой), где достаточно чётко определены показатели социальной компетентности дошкольников.

К основным показателям этнокультурной компетентности дошкольников отнесены:

- наличие представлений о полиэтнической действительности. Формирование представлений идёт в соответствии с общей логикой развития: от общего к частному через дифференциацию понятий. Ребёнок способен сравнивать, обобщать, находить общее и специфическое в культуре разных народов.

- сформированность элементов национального самосознания старших дошкольников, где основными показателями могут выступать: национальная идентификация, национальные стереотипы, эталоны поведения, национальные ценности.

- развитие социальных способностей и навыков поведения. Ребёнок регулирует своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, участвует в совместных мероприятиях по реализации проекта, общается с людьми разных национальностей в процессе сбора информации, успешно использует полученные сведения о культурно-духовных, национальных ценностях.

Метод проектов в педагогике рассматривается как способ организации процесса познания, «способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» (Е. С. Полат).

Метод проектов позволяет реализовать интегрированный подход как за счёт содержательного, так и операционного компонента. Интеграция предполагает погружение ребёнка в поле культуры, формирование у него творческих начал и потребностей в высших духовных ценностях. Интеграция обеспечивается и при использовании:

- различных форм организации образовательного процесса;

- различных методов образовательной деятельности;

- разных видов детской деятельности;

- деятельности детей, педагогов, родителей;

- деятельности дошкольного учреждения и социума.

Для эффективного протекания проектной деятельности детей необходимо соблюдение ряда условий.

Организационно – методические условия.

Морально – психологические условия.

Таким образом, задачи современного образования, в русле его модернизации, задачи воспитания этно -, и поликультурной компетентности детей дошкольного возраста и своеобразие проектной деятельности как формы, метода как технологии образовательного процесса имеют многообразные точки соприкосновения и способствуют решению задач личностного развития.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее…

План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее занятие с детьми»

Экологический проект «Как ходят деревья»

Экологический проект «Как ходят деревья» Актуальность Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях...

Спортивное развлечение «Спорт, спорт, спорт!» «Весёлые эстафеты»

Спортивное развлечение «Спорт, спорт, спорт!» «Весёлые эстафеты» (Вторая младшая группа) Цель: приобщение детей к спорту и развитие у них стремления к здоровому...

Читайте также

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья»

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья» Атрибуты: фонограмма «Здравствуй мир», видеоролик «Мультзарядка», 4 конуса, 2 градусника из картона, 2 большие...

Патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание дошкольников (Из опыта работы воспитателя) Мы живём в историческое и сложное время, являемся современниками переломного момента, как в нашей стране...