Педагогический совет

«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста путем развития креативного потенциала педагогических кадров»

«Быть креативным, это значит – копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать с кошкой, нырять в глубину,

проходить сквозь стены, зажигать солнце,

строить замок на песке, приветствовать будущее»

П. Торренс.

Цель:

  • определить и конкретизировать представления педагогов по организации исовершенствованию познавательно - интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста;
  • Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах развития креативности

Форма проведения: устный журнал

Подготовка к Педагогическому совету

  • мастер – класс «Развитие интеллектуальных способностей в процессе формирования музыкальной культуры детей»
  • мастер – класс «Развитие мыследеятельностной способности организации действий у старших дошкольников»
  • семинар «Коллекционирование как средство развития креативности»
  • круглый стол «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми»

Участники Педагогического Совета:

  • воспитатели МБДОУ;
  • специалисты МБДОУ.

 План проведения Педагогического совета

Тема: «Создание условий для совершенствования познавательно - интеллектуальной деятельности детей   дошкольного возраста путем развития креативного потенциала педагогических кадров»

1. «Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста».

2. Итоги тематического контроля по теме: «Создание условий для совершенствования познавательно - интеллектуальной деятельности детей   дошкольного возраста путем развития креативного потенциала педагогических кадров».

3. «Развитие креативности педагога, как необходимое условие совершенствования познавательно-интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста»

4. Тренинг развития креативности

5. Формулировка и принятие решений Педагогического совета.

Рекомендуемая литература

  1. Богоявленская М.Е. Природа проблем одаренных. // Одаренный ребенок, №4- 2004. с. 58-60.
  2. Боно Э. Учите своего ребенка мыслить. – Мн. . 2005.
  3. Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб. , 2001.
  4. Гришина Н. Ю. Ситуация успеха в действии. // Одаренный ребенок, №1-2005. С. 66-76.
  5. Доровский А.И. Некоторые аспекты перевода потенциальной одаренности в явную. // Одаренный ребенок, №1-2005. с. 28-29.
  6. Кашапов М.М. , Адушева Ю.А. Абнотивность как качество педагога, значимое для работы с одаренными учащимися разного возраста. // Одаренный ребенок, №6- 2004. С. 48-50.
  7. Мальнева Е.М. Ролевые игры как средство активизации творческого мышления. // Одаренный ребенок, №2 – 2005. с. 56-58.
  8. Моренко Е.С. Становление личности творчески одаренного ребенка. // Одаренный ребенок, №1- 2005. с. 77-80.
  9. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. Ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. - М. : Прогресс, 1991.
  10. Психология Одаренности детей и подростков. / Под. ред. Лейтеса Н.С. - М. : Академия,1996.
  11. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.
  12. Толмачева Н.А. Одаренность как педагогический и психологический феномен. // Одаренный ребенок, №4-2004. с. 58-60.

 

Уважаемые коллеги!

3 апреля 2012 года в 13 часов 30 минут

состоится Педагогический совет по теме: «Создание условий для совершенствования познавательно - интеллектуальной деятельности детей   дошкольного возраста путем развития креативного потенциала педагогических кадров»

В плане подготовки к Педагогическому совету просьба подумать над вопросами:

1.Что такое креативность? Что такое творчество?

2. Что общего и различного в их понимании?

3. Любая ли деятельность может быть творческой?

4. Можно ли научиться творчеству, воспитать креативную личность? Что для этого, на ваш взгляд, нужно?

Ход педагогического совета

Ведущий: Сегодня наш Педагогический совет пройдет в форме устного журнала. Материалы, которые будут освещаться в сегодняшнем выпуске нашего журнала, объединены одной темой «Создание условий для совершенствования познавательно - интеллектуальной деятельности детей   дошкольного возраста путем развития креативного потенциала педагогических кадров».

Первая страничка

«Колонка редактора»

Ведущий: Вступительное слово заведующего МБДОУ ЦРР-ДС «Крепыш».

«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста»

Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного!

Для дошкольников противоестественны скука и безразличие. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Познавательно-интеллектуальное развитие является основой умственного воспитания.

Развитые страны в последние десятилетия придают первостепенное значение укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала как стратегического ресурса. Совет Европы ещё в 1994 г. принял Постановление 1248 по работе с одарёнными детьми, в котором говорится: «Ни одна страна не может себе позволить роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала, иначе, чем расточением человеческих ресурсов названо быть не может. Интеллектуально-развитым детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества».

Для обеспечения познавательно-интеллектуального развития в МБДОУ ЦРР-ДС «Крепыш» создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие дошкольников.

Немного подробнее остановимся на условиях, а это собственно:

  • Предметно-развивающая среда группы;
  • Дополнительные услуги;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Предметно-развивающая среда детского сада;
  • Взаимодействие с социумом.

Предметно-развивающая среда группы.

Построение предметно-развивающей среды во всех группах нашего детского сада отвечает возрастным особенностям детей. Для детей до трёх лет важно пространство для активных игр, катания, лазанья; для детей четырёх лет создан широкий спектр предметов для сюжетно-ролевых игр - короны, плащи, атрибуты деятельности взрослых, предметы с выраженными функциональными особенностями.

В старших и подготовительных группах с детьми организуются такие сюжетно-ролевые игры, например, «Школа», «Семья», «Салон красоты», «Интернет кафе», «Супермаркет», «Центр здоровья», «Путешествие», «Служба спасения», которые помогают развивать у детей социальный опыт, формировать познавательную активность, коммуникативные навыки и раскрыть свои неповторимые индивидуальные личностные качества. Игра  – ведущий вид деятельности, поэтому она позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, анатомии, выплеску накопившейся энергии, развлечении. Игра в её качественном многообразии осваивается детьми на каждом возрастном этапе: режиссерская - образная - сюжетно-ролевая - игра с правилами. Посредством сюжетно-ролевой игры ребёнок учится воспроизводить и отражать в сюжете взаимоотношения людей. Предварительно планируя ход игры, обсудив со сверстниками сюжетную линию. Так, например, дети подготовительной группы активно проявляют интерес к учению, играя в «Школу».

Мы считаем, что включение игр в обучение детей, несомненно, повышает их эффективность, так как игра:

- создаёт позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;

- непосредственно влияет на познавательно-интеллектуальную и коммуникативную активность ребёнка;

- способствует раскрепощению ребёнка, стимулирует к поиску творческих решений.

И обязательное условие построения среды — это эстетика и соответствие санитарно- гигиеническим нормам.

Предметно-развивающая среда детского сада – способствует познанию окружающего мира.

Адекватная развивающая среда, на мой взгляд, должна включать в себя следующие компоненты:

  • игрушки и игровые пособия для развития сенсомоторных функций, формирования полноценного сенсорного восприятия (материалы для развития слухового, зрительного, тактильного и кинестетического ощущения);
  • игрушки для выработки моторных навыков, ловкости (мелкие мозаики, нанизывание бусинок, верёвочек, плетений, передвижение различных предметов по разнообразным лабиринтам);
  • оборудование для занятий музыкой и ритмикой;
  • конструктивное творчество и оборудование для рисования, лепки, аппликации и т.д.;
  • психотерапевтические материалы (специальные средства, имитирующие окружающую среду, предметы-заменители, «ворсистые» шарики, мячи с «пупырышками»);
  • оборудование для физических занятий.

В нашем детском саду имеется:

Кабинет педагога-психолога, который оснащен необходимым оборудованием и материалом, для проведения коррекционно-развивающих занятий, способствующих формированию нравственных общечеловеческих ценностей, коммуникативных навыков; развитию умения детей общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, тем самым разрешать конфликтные ситуации; осознанию ребёнком самого себя, своего поведения с точки зрения тех правил и норм, которые он усвоил; понимания эмоционального состояния других людей; развития личностного самовыражения через эмоциональную сферу ребёнка и творческих способностей дошкольников в различных видах детской деятельности, развитие познавательной и эмоциональной сферы, а также развитию потребности личностного роста детей.

Мини-лаборатории для детской экспериментальной деятельности в группах.

-  Зимний сад.

-  Музыкальный зал.

-  Физкультурный зал.

-  Компьютерно-игровой центр.

-  Бассейн.

Взаимодействие с родителями – через различные нетрадиционные формы работы с родителями педагоги нашего ДОУ оказывают помощь в развитии у детей каких либо талантов, способностей. Консультируем их и даём рекомендации как лучше это сделать. Проводим конференции для пап, бабушек и дедушек, отвечая на волнующие родителей вопросы по поводу воспитания детей, викторины, «Круглый стол», общие родительские собрания.

Взаимодействие с социумом – позволяет показать достижения наших воспитанников, через их участие в конкурсах различного уровня.

Какие же условия мы создаем для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении? Работа по выявлению талантливых, интеллектуально- одарённых детей, как и любая другая работа, связанная с развитием детей требует много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность перед талантливым или развитым ребенком, которая требует создания условий для полноценного качественного развития способностей, но в тоже время и ответственности перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Поэтому свою работу по созданию условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей нужно строить параллельно с основными видами и направлениями реализации основной общеобразовательной программы «Азбука успеха».

Ежегодно проводятся диагностические мероприятия, на которых выявляются дети с высоким уровнем успешности усвоения программы. Хотя в педагогической литературе встречается мнение, что выявление умственной одарённости ранее, чем в 5 летнем возрасте значительно затруднено, этих детей мы относим к категории одарённых, так как они отличаются от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового, широким спектром познавательных интересов, развитой речью.

Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности дошкольников в ДОУ:

- создание пространственной разносторонней среды;

- индивидуально-дифференцированный подход к детям;

- взаимодействие с родителями;

- правильно организованная система планирования.

  • Непрерывность повышения квалификации педагогов;
  • Креативность педагогов, умение адаптировать, изменять имеющийся материал.

И в заключение хотелось бы сказать, что социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

В настоящее время в период ломки многих наших жиз­ненных устоев, понятий, жизнь ставит перед воспитателями новые проблемы. И даже опытные воспитатели испытывают большие затруднения в своей работе.

Многие педагоги пересматривают сейчас свои жизненные позиции, стараются выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности — стать на позицию ребенка. Но, к сожалению, далеко невсем это удастся. В «Концепции дошкольного воспитания» утверждается, что сейчас учитель, воспитатель являются главной фигурой перестройки дошкольного образования.

В условиях модернизации российского образования, инновационной политики необходима профессиональная активизация педагогических кадров с целью повышения эффективности педагогической деятельности, в том числе развитие творческого потенциала работников ДОУ, позволяющей превращать любую педагогическую ситуацию в ситуацию, развивающую способности, активность и успешность ребенка.

Мы считаем, что успешной реализации работы по совершенствованию познавательно-интеллектуальной деятельности детей   дошкольного возраста способствует объединение усилий участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированное педагогическое руководство.

А вера педагогов и родителей в возможности детей – один из важнейших источников их настоящих и будущих успехов. В наших силах сегодня помочь раскрыться завтрашнему интеллектуально-творческому потенциалу России!

Полную версию работы можно скачать здесь.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе

Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе Цель: ознакомление детей с работой почтового отделения связи. Программные задачи: Развивающие: - развивать мыслительные операции: сравнение...

Детско-родительский проект «Сказочный мир»

Детско-родительский проект «Сказочный мир» Средняя группа

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы Зал украшен осенними листьями. Под медленную музыку в зал входят дети, садятся на стульчики. Ведущий: Здравствуйте...

Читайте также

Конспект занятия «День Земли» в младшей группе

Конспект занятия «День Земли» в младшей группе Программное содержание: 1. Дать детям представление о том, что планета –Земля – это огромный шар. 2...

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Воспитание нравственных начал у дошкольников, через изобразительную деятельность

Воспитание нравственных начал у дошкольников, через изобразительную деятельность Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются...