Семинар для воспитателей. Тема: «Эмоциональное благополучие педагога как фактор влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка»

Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов, как фактора влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка.

Задачи:

- Повышение уровня эмоциональной культуры педагогов, развитие эмоциональной гибкости.

- Формирование положительного эмоционального состояния.

- Оказание помощи в умении распознавать собственное эмоциональное состояние.

- Снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов.

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь».

(Конфуций.)

Упражнение «Имя».

Написанные на листочках инициалы.

Называем по одному положительному качеству на первую букву фамилии, имени и отчества человека. Например: Сидорова Мария Романовна. Инициалы: С.М.Р. С – симпатичная, М – милая, Р – рискованная. Одно условие – вслух произносить полное имя человека нельзя! Этот человек должен сам узнать себя и выкрикнуть «Я».

При изучении литературы: термин «благополучие» рассматривается в 60% как экономическое понятие, затем медицинское, …. И только в 5% - как психологический фактор.

ФГОС ДО в числе важных задач выделяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия), в частности статья 3.2.5. гласит:

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия: ……
В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование.

С чем мы как педагоги ежедневно имеем дело: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное благополучие.

Оценка эмоционального благополучия:

2 – согласен 1–согласен в некоторой степени 0-не согласен

  • У меня много друзей.
  • Похоже я нравлюсь людям.
  • Я горжусь тем, как прожил свою жизнь до сих пор.
  • Мне просто приспособиться к внезапным изменением.
  • Я знаю, что я сам отвечаю за свою жизнь
  • Мне легко любить других людей.
  • Мне нравиться моя работа.
  • Мне просто выражать мои чувства.
  • Обычно я счастлив.
  • Мне нравится большинство людей, с которыми я знаком.
  • Я знаю, что отношусь к тем, с кем люди хотят общаться.
  • Мне бы не хотелось многое менять в себе.

Ключ:

22-24 очка. Вы достигли эмоционального благополучия. Вы уважаете себя, ощущаете свою индивидуальность и умеете радоваться жизни.

18-21очка. Вас, вероятно, в какой-то степени можно назвать счастливым, но, по - видимому, вы не совсем довольны собой и недооцениваете себя как личность.

17 очков и менее. Вы могли бы получать от жизни намного больше радости, чем теперь.

Статистические данные:

в России 80-95% педагогов - женщины.

27% - не замужем. Как правило, жизненный уровень невысок.

29% семей педагогов перебиваются от зарплаты к зарплате.

еще 16 - 20% используют помощь родителей.

хроническими заболеваниями страдают 1/3 педагогов, почти половина часто болеет.

85% педагогов испытывают нервные срывы.

90% опрошенных недовольны своей работой, каждая 4-ая призналась, что могла бы работать лучше.

Вот такая картина вырисовывается.

Такая ситуация содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению негативных эмоциональных состояний. Сама по себе специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек», что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции.

Понятие «Эмоциональное благополучие».

От уровня психологического благополучия педагога напрямую зависит становление психологически здоровой личности воспитанника.
В настоящее время организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования.

Упражнение: «16 ассоциаций»

(упражнение из тренинга Шубиной Елены)

Горизонтальный лист делится на 5 равных вертикальных колонок.

  • В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа».
  • Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций.
  • В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова,….
  • В последней, пятой, колонке остается только одна ассоциация.

«Эмоциональная сфера личности имеет не меньшее

значение, чем другие стороны, и составляет предмет

и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля».

Л.С.Выготский.

Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт, 

Под эмоциональным благополучием Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни.

Психолог Э. Эриксон выделил четыре условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие:

  • хорошо развитое чувство индивидуальности;
  • умение общаться;
  • умение создавать близкие отношения;
  • умение проявлять активность.

Не может эмоционально неблагополучный взрослый обеспечить эмоциональное благополучие детям

Получается, что равнодушный к чувствам и переживаниям педагог столкнется с большими трудностями во взаимодействии с детьми и родителями. Напротив, чем чувственнее и мудрее педагог, тем больше внимания он уделит эмоциональной обстановке в группе в целом, и каждому ребенку в отдельности.

Эмоционально благополучный педагог:

  • уверенность в себе;
  • получение удовольствия от жизни;
  • удовлетворенность жизнью и работой;
  • хорошее настроение;
  • здоровье;
  • работоспособность.

Эмоционально благополучный ребенок:

  • желание вступать в общение,
  • взаимодействовать длительное время;
  • успешное участие в коллективных делах;
  • успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей;
  • умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем,
  • признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;
  • заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя,
  • владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния

Педагог должен помнить:

  • Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
  • В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями.
  • Навязывание своих правил и требований против воли детей — это насилие, даже если намерения педагога положительны.

Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников

Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали.

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.

А представьте как трудно нашим детям. Как часто мы их ругаем, и как редко говорим об их возможностях и успехах.

Четыре шага к эмоциональному благополучию

  • научиться распознавать те чувства, которые у нас возникают
  • научиться владеть своими эмоциями
  • научиться подавлять сиюминутные желания
  • научиться распознавать чужие эмоции
  •  

Упражнение «Я в лучах солнца» (повышение самооценки)

Участники рисуют на листах круг – солнце, в середине круга пишут своё имя и передают рисунок соседу справа. Сосед рисует луч солнца и пишет на нём какое-нибудь привлекательное, на его взгляд, качество обладателя солнца или просто добрые слова и пожелания, и передаёт лист дальше по кругу, пока лист с солнцем и лучами не вернётся к владельцу.

Мини – тест: в течение 10 сек. составьте список тех, о ком вы заботитесь.

Через 10 сек.: «Поднимите руку те, кто включил в этот список себя»

Вывод – эмоционально благополучный человек всегда заботится о себе.

Упражнение «Море – Рыбы – Горы - Небо» (снятие психо-эмоционального напряжения).
Упражнение выполняется сидя, в парах. Один участник подставляет спину – это лист бумаги, другой участник аккуратно начинает рисовать: 
Море, море, море - (медленно поглаживаем верхнюю часть спины, от позвоночника в стороны).
Рыбы, рыбы, рыбы - (быстрые лёгкие прикосновения пальцев в том же направлении).
Горы, горы, горы - (пальцами рисуем зигзаги).
Небо, небо, небо - (снова лёгкие поглаживания).

Упражнение «Ассоциации с игрушкой»

Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.

Ход упражнения.

Учителям предлагается не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.

Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.

  • Большой - для меня было важным и интересным…
  • Указательный - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию
  • Средний - мне было трудно (мне не понравилось).
  • Безымянный - моя оценка психологической атмосферы.
  • Мизинец - для меня было недостаточно.

«Корзина Советов»

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

4. Составляйте список дел на сегодня.

5. Ставьте перед собой только реальные цели.

6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

 

Используемая литература:

1. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами/ авт.- сост. М.И. Чумакова, З.В.Смирнова.- Волгоград: Учитель, 2008.

2. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учеб.пособие. - М.:Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.

3. Черникова Т.В. Профессионально- личностная позиция педагога и руководителя образовательного учреждения: метод. рекомендации. -Волгоград: ВГПУ, 2002.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие…

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в весенний лес» Цель: развивать познавательный интерес детей. Задачи: Обучающие: уточнить знания детей...

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций...

Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возраста. Пособие для…

Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возрастаПособие для детей младшего возраста «Тактильные дощечки» Задачи: Обогащать тактильный опыт ребенка, через узнавание на...

Читайте также

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья…

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья Р» для обучающихся 5-6 лет (К дню открытых дверей в ДОО)

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы»

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы» Календарный план образовательной работы Комплексная тема: «Весна. Приметы весны». Цель: Обобщить знания детей о весне как...

План родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»

 План родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»