Доклад «Использование эвристических методов в работе с детьми ОВЗ»

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Такое активное, познавательное, творческое отношение к действительности должно формироваться с детства. В этой связи возрастает роль эвристической деятельности, которая позволит дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в процессе познания предметов и явлений окружающего мира, создавать оригинальные материальные модели, модельные образы.

Эвристика – методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности детей в каком – либо виде деятельности.

В чём же заключается суть данного метода?

При эвристическом методе обучения воспитатель не знает заранее, к какому решению поставленной задачи придут детиИспользуя данный метод, перед ребятами ставятся задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы.

Главная особенность эвристического метода заключатся в том, что сначала ребёнок самостоятельно достигает своего результата, а потом уже сравнивает его с общеизвестными аналогами. Но чтобы ребёнку достичь «своего результата», педагогу необходимо развивать у детей творческие, креативные способности, воспитывать активную личность, формировать способность работать самостоятельно.

Задатки творческих способностей присущи абсолютно любому ребёнку, необходимо только их суметь раскрыть и развить. Ребята должны не только овладевать знаниями, умениями, навыками, но также и уметь творчески применять их, уметь находить решения различных проблем.

Использование эвристического метода в детском саду просто необходимо. С помощью этого метода мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире. Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве, а данный метод раскрывает перед ребёнком новые пути выхода из ситуаций, мыслить нестандартно, творчески, изобретательно. Задания могут быть самыми разнообразными.

Позвольте вашему вниманию представить свой опыт работы по использованию эвристического метода в работе с детьми ОВЗ в течение тематической недели «Сказки». (Показ презентации.)

Слайд 2.

Цель данной тематической недели: активизировать личностный творческий потенциал детей и исследовать процесс создания фантастических героев сказок.

Задачи: формировать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, стремление радовать своим творчеством родителей и друзей.

формировать умение у воспитанников через продуктивную деятельность познавать себя и окружающий мир, воплощать новые знания в реальные продукты;

развивать самостоятельную творческую деятельность;

способствовать осмыслению и творческой интерпретации детьми полученных впечатлений при создании новых героев и развитии сюжета;

развивать связную речь по средствам составления описательных рассказов о фантастических героях сказок.

Слайд 3.

В начале недели в группе создалась игровая ситуация: придумать фантастического героя и придумать сказку или «внедрить» в знакомую сказку своего выдуманного сказочного персонажа. Дети должны были проявить свои творческие, креативные способности в создании своего героя и придумать сказку, которую должны рассказать детям и родителям.

Соответственно была проведена работа с родителями: они с интересом отнеслись к данному заданию. Но было одно условие: все свои задумки дети должны хранить в тайне до конца недели, не показывать и не рассказывать о них своим друзьям в группе.

Для решения этой проблемы дети предложили составить план мероприятий на всю неделю.

Посмотрите, что у нас получилось.

В понедельник, провели беседу о сказках, читали сказки по желанию детей, рассматривали иллюстрации к сказкам.

Слайд 4.

Во вторник дети играли в сюжетно-ролевую игру «Библиотека», а во второй половине дня решили вылепить любимых сказочных героев.

Слайд 5.

Среда у нас был день театра: дети самостоятельно распределили роли, подобрали костюмы и пригласили своих друзей на сказку «Репка» на новый лад. После сна дети показали пальчиковый театр «Три поросенка».

Слайд 6.

В четверг девочки решили построить замок для сказочных героев, и предложили поиграть в подвижную игру «Раз, два, три - сказочная фигура замри».

Слайд 7.

В конце недели запланировали провести досуг «Наш волшебный сундучок».

В пятницу наш волшебный сундучок наполнился разнообразными сказочными героями и фантастическими предметами. Мы пригласили родителей, и все вместе стали с огромным интересом ждать сказки.

Слайд 8.

Артем придумал фантастического героя Зайчишку - Пушишку и сочинил сказку. Артем мальчик очень стеснительный, замкнутый, но любопытный, поэтому ему помогала мама. Главным героем был сам Артем. Его мама помогла оформить сказку в виде книжечки, получилось оригинально. В этот день мы были приятно удивлены: мальчик стал смелее, более раскованным, потому что его сказка очень понравилась детям.

Слайд 9.

Женя придумала сказочную героиню Русалочку и сочинила сказку. Представила сказку в виде схемы. Женя очень любит рисовать и она сама придумала и нарисовала схему, а в группе, как настоящая сказочница выразительно и эмоционально поведала историю возвращения Русалочки из заколдованного леса на свою любимую водную планету ВодоМарс.

Слайд 10.

Даша взяла на себя роль Принцессы и представила сказку «Репка» в новой интерпретации.

Дашина мама сняла видеоролик о том, как ее Даша придумала и рассказала сказку «Репка», изменив не только персонажей, но и конец сказки: девочке помогали разные принцессы, а потом они дружно, созвонившись по скайпу, отправились на пикник, где угощали пареной репой лесных зверушек. Этот видеоролик Ольга Геннадьевна принесла для просмотра детям в группе.

В итоге: каждый из детей проявил творчество, выдумку. Ведь главное в

 использовании эвристического метода – это активизация творческого воображения и креативного мышления детей.

Ценность использования эвристического метода в нашей работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, мы, воспитатели, лишь подводим их к правильному решению. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.

Слайд 11.

И закончить свое выступление я хочу словами Ральфа У. Эмерсона:

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».



Новые публикации

Проект в подготовительной группе «Космос и мы»

Проект в подготовительной группе «Космос и мы» Вид проекта: По продолжительности: кратковременный. Участники: дети подготовительной группы «Любознайки»; родители детей; воспитатели: Рукавичникова А.И.; Калинина М.Ф. Тип проекта: познавательно...

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе Паспорт проекта 1. Вид проекта Творческо-информационный 2. Продолжительность Долгосрочный 3. Участники проекта Дети старшей группы Родители Воспитатели 4. Общая характеристика проекта Проект состоит из пяти взаимосвязанных...

Читайте также

Развлечение для младших дошкольников «Путешествие в магазин «Игрушек»

Развлечение для младших дошкольников «Путешествие в магазин «Игрушек» Дети входят в зал. Музыкальный руководитель (М.р.) Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу с вами отправиться в мой...

Ролево–игровой проект для детей старшей группы «Профессии наших родителей»

Ролево–игровой проект для детей старшей группы «Профессии наших родителей» {pdf=download/files/presentation/file612.pdf|90%|700|native}

Творческий проект «Поэтический образ Весны»

Творческий проект «Поэтический образ Весны» Тип проекта: творческий, краткосрочный. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, логопед, изоруководитель, родители. Возраст детей: 5-6 лет. Срок: с...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 15.11 по 19.11.2021г.) Тема: «Посуда» Итоговое мероприятие: Коллективная композиция «Украшение посуды»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 15.11 по 19.11.2021г.) Тема: «Посуда» Итоговое мероприятие: Коллективная композиция «Украшение посуды» Дата проведения итогового мероприятия: пятница Ответственный за проведение итогового мероприятия воспитатель: Боровых Е.В. День недели Режим Интеграция образовате-льных областей Совместная деятельность взрослого и...

Проект "Предупреждение дорожно-транспортного травматизма"

Кравченко Анжелика Евгеньевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад 133 комбинированного вида" города Нововсибирска Проект "Предупреждение дорожно-транспортного травматизма" "Страна светофория" Участники   проекта : дети старшего возраста, воспитатели. Актуальность темы : Проект  посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей среднего возраста навыков...

«Состав числа»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №311» г. о. Самара: Янцен Нина Валерьевна «Состав числа» После 5 лет можно знакомить дошкольников с составом чисел. Это нужно для заблаговременной подготовки к будущим урокам математики. Малыш уже способен понять, что каждое число, кроме единицы...

Технологии проблемного обучения в ДОУ

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не...