Доклад на тему: «Технологические аспекты работы с детьми по физическому воспитанию на каждом возрастном этапе с учетом целевых ориентиров программы Т.Э.Токаевой «Будь здоров дошкольник»

Когда мы говорим о программе «Будь здоров дошкольник» и ее реализации в процессе технологий, то надо знать чем отличается методика от технологии. Как говорит сам автор программы Т.Э.Токаева: «Технология – это четкий алгоритм шагов, который ведет к успеху, к прогнозируемому результату».

(слайд 2). Находим у себя страницу, где описаны алгоритмы технологий и вклеиваем в книжку-малышку.

Первым шагом алгоритма технологий по программе Т.Э.Токаевой «Будь здоров дошкольник» является диагностика, т.е. определение уровня владения ребенком с позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности. Проанализировать результаты диагностики помогают краткие характеристики уровней, которые описаны в книгах Т.Э.Токаевой. Они являются основой для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при конструировании воспитателем педагогического процесса.

Вторым шагом является проектирование педагогического процесса. Раз получили результаты диагностики, то нужно начинать работать по маршрутам. Цель второго шага помочь ребенку максимально реализовать свой потенциал, освоить тот опыт на ступеньке которого находится ребенок, сохранить и укрепить его здоровье, т.е. воспитатель дифференцирует группу детей на подгруппы и продумывает объем, сложность нагрузок, образовательные ситуации. В помощь воспитателю изданы книги Т.Э.Токаевой, которые называются «Технология физического развития» по всем возрастам. Эти книги представляют из себя конспекты занятий на целый учебный год начиная с сентября и заканчивая маем месяцем. Эти книги являются основой по реализации программы «Будь здоров дошкольник» и носят рекомендательный характер, т.е. автором программы приветствуется творческий процесс, проявляемый воспитателем, в ходе реализации программы.

Третий шаг заключается в создании предметно развивающей среды. Дидактический материал, спортивное оборудование, тренажеры, игры, пособия, альбомы и энциклопедии, тетради на печатной основе по физкультуре все это должно соответствовать физическому развитию ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности. Важная составляющая человека это самоутверждение, поэтому очень важно для ребенка видеть свои достижения и радоваться им, для этого автор программы предлагает создавать: «Лесенки успеха», «Радугу настроений», «Олимпийские ступени», грамоты, кубки и т.д.

Четвертый шаг заключается в исполнении намеченных планов-маршрутов. Цель – поставить ребенка в позицию активного субъекта на каждом возрастном этапе 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Основная задача педагогов и родителей на данном этапе состоит в наполнении жизни ребенка интересными делами, включение каждого ребенка в содержательную деятельность, в реализации детских интересов и жизненной активности. Главное найти эффективный способ педагогического взаимодействия: побуждать ребенка к имитации, учить самостоятельно использовать инвентарь и оборудование, упражнять в подражании, инициативности, стимулировать активность в выполнении ФОД (физкультурно-оздоровительных действий).

Пятый шаг – мониторинг, дифференцированное взаимодействие с семьей. На этом этапе необходимо подвести итоги освоения детьми ФОД и физического развития ребенка. Необходимо тесно взаимодействовать с семьей ребенка, родители бывают как активными, так и инертными или вообще безразличными, поэтому их необходимо погрузить в основные направления работы по физическому воспитанию и предлагать им разнообразные дифференцированные формы взаимодействия.

Сейчас мы с вами рассмотрим технологии физического развития детей по возрастам. Найдите страницу с изображением обложки книги «Технологии физического развития детей 3-4 лет» (слайд 3) Т.Э.Токаевой и вклейте в книжку-малышку.

Задачи технологии физического развития детей 3-4 лет, показаны на экране (слайд 4). Найдите у себя страницу с задачами технологий физического развития детей этого возраста и вклеите в книжку-малышку.

Следующая страница - характеристика детей 3-4 лет: (слайд 5),

Это возраст «Я сам». В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как активное действующее существо, вступает в фазу активного самоутверждения, при этом наблюдается окончательное выделение себя, как самостоятельной личности. В 3-4 года ребенка интересуют окружающие предметы и явления, мир людей и их поступки, человеческие качества и отношения. Ребенок в этом возрасте очень интересуется физкультурой и поэтому насколько интересная, занимательная будет физкультура, настолько он будет ею заниматься.

Найдите страницу и вклейте в книжку-малышку.

При разработке технологии авторы попытались решить вопросы, которые влияют на качество работы с детьми 3-4 лет: (слайд 6).

  • познакомить воспитателей и родителей со спецификой физкультурно-оздоровительной деятельности и методикой поэтапного взаимодействия с детьми.
  • включать задачи по формированию элементарных представлений о значении физических упражнений, двигательных навыков и умений и ценностного отношения к физической культуре.

Занятия могут быть разной направленности: (слайд 7).

  1. Обучающие.
  2. Игровые.
  3. Тренирующие.
  4. Оздоровительные.
  5. С включение творческого мышления.
  6. Интегрированные (с музыкой, экологией, искусством, литературой).

Необходимо разработать педагогические условия проведения занятий, изменить традиционную методику проведения физкультурного занятия. Занятие должно включать:

  1. Функциональный компонент (обеспечивать мотивацию детей к ФОД).
  2. Организационно-целевой (выбор педагогом планирования деятельности, места и времени выполнения физ.упражнений).
  3. Личностно-деятельный и исполнительный (отбор контролирующих действий).
  4. Результирующий (самооценка, результаты деятельности).

При проведении занятий с детьми 3-4 лет необходимо учитывать:

  1. Наличие интереса к занятиям.
  2. Обеспечение атмосферы сотрудничества.
  3. Помощь только в том случае если о ней просит ребенок.
  4. Отсутствие сравнительной оценки.
  5. Занятия проводятся в специальном помещении – физкультурном зале, который соответствует требованиям СанПина.

(слайд 8) Поэтапное формирование субъективного опыта ребенка показано в циклограмме, где представлены темы занятий на месяц, темы валеологических и валеолого-физкультурных занятий.

Следующий возрастной период – 4-5 лет. (слайд 9). Найдите страницу с изображением обложки книги «Технологии физического развития детей 4-5 лет» и вклейте в книжку-малышку.

Задачи технологии физического развития детей 4-5 лет, показаны на экране. (слайд 10). Найдите у себя страницу с задачами технологий физического развития детей этого возраста и вклеите в книжку-малышку.

Далее идет характеристика детей этого возраста (слайд 11):

В этом возрасте ребенок уже не только исполнитель он может прогнозировать, учиться планировать, анализировать, может стать на позицию другого у него формируются навыки поведения в коллективе. Интересы ребенка 4-5 лет меняются: его интересуютокружающие предметы, явления, мир природы, мир движений, мир здоровья, игры, игровые ситуации. В возрасте 4-5 лет ребенок постепенно осваивает двигательную деятельность и уровень субъективности резко возрастает к 5 годам. Первый этап физкультурно-оздоровительной деятельности и методики поэтапного взаимодействия с детьми, авторы программы назвали: «Как много интересного в мире физической культуры и здоровья», цель которого активизировать имеющийся опыт ребенка, формировать умения действовать автономно, стремиться к полному результату. По сравнению с малышами у детей 4-5 лет задания становятся сложнее, потому что умственные способности более развиты и мыслительных операций больше.

Занятия для детей 4-5 лет могут включать задания на: (слайд 12).

    • обогащение представлений о движении, способов его выполнения и выразительных возможностей: «Как порхают бабочки», «Гордые цапли по болоту шагают», «Хитренькие лисички и быстрые зайчики» и т.д.
    • Более осознанному выполнению движений также способствуют диалоги с героями мультфильмов, которые допускают ошибки и при выполнении движений ребенок исправляет их и сам выполняет упражнения более осмысленно и точнее.
    • Рекомендуется на занятиях создавать проблемные ситуации, которые основываются на жизненном опыте ребенка. Например: «Помоги Степашке понять игру», «Помоги Элли и ее друзьям». И когда ребенок помог и решил ситуации с помощью движений, он должен заслужить одобрение в виде предмета за хорошо выполненное физическое упражнение. Это могут быть значки, смайлики, хорошо использовать «Волшебные ступени».
    • В ряде заданий можно использовать наглядно-представленные схемы решения двигательной задачи т.к. решение поставленной задачи для детей 5 года жизни представляет трудности, потому что аналитическая часть деятельности у ребенка еще формируется. Например схема «Соберем для Винни-Пуха солнышко», «Спасем Машу от волка». При этом используют:
    • приемы мотивации: «Оля помоги Свете прыгать на скакалке», «Сделай также красиво как на картинке»;
    • приемы организации: например используя схему полосы препятствия, ребенок старательно проходит этапы, т.к. каждое препятствие ребенку предлагает герой из мультфильма;
    • Прием «А так ты сможешь?» (стремление детей активно себя проявить)
    • Прием оценки и самооценки;
    • Прием индивидуально-дифференциального подхода (применяем к детям застенчивым, нерешительным, с отставанием в психическом развитии).

Поэтапное формирование субъективного опыта ребенка показано в таблице технология физического развития ребенка 4-5 лет (слайд 13).

Следующий возрастной период – 5-6 лет (слайд 14). Найдите страницу с изображением обложки книги «Технологии физического развития детей 5-6 лет» и вклейте в книжку-малышку.

Задачи технологии физического развития детей 5-6 лет, показаны на экране. (слайд 15). Найдите у себя страницу с задачами технологий физического развития детей этого возраста и вклеите в книжку-малышку.

Характеристика детей 5-6 лет: (слайд 16)

Отличительной особенностью этого возраста является стремление к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми, а в условиях взаимодействия со сверстниками возникает потребность в них и постепенно складывается детское сообщество. Ребенок 5-6 лет соотносит себя с коллективом, учится ввести себя, добиваться взаимопонимания, сотрудничества. Возникает новый тип поведения, происходит интенсивное освоение примеров взрослой жизни, формирование механизмов собственного поведения. Управляемыми становятся процессы памяти, восприятия, внимании. Появляется новая форма речи: рассказ о пережитом и виденном, о замысле игры, о взаимоотношениях со сверстниками. Каковы же интересы старших дошкольников: интерес к окружающим предметам и явлениям, его интересует мир людей и их поступки, человеческие качества и отношения.

Занятия в этом возрасте (слайд 17) уже могут включать элементы здоровьеформирования, что позволяет усилить позицию ребенка в решении задач физического воспитания. Появляется схемы, модели, которые отличаются от элементарных схем младшего и среднего возраста. Составляются они вместе с детьми, делается это на эмоциональной основе, поэтому хорошо запоминаются дошкольниками. Одной из форм работы с детьми 5-6 лет также можно предложить ребенку завести дневник, где он может фиксировать секреты ловкости, силы, быстроты и т.д.

В качестве примера хочу показать вам «Здоровьебукетик», (слайд18) составленный мной вместе с детьми. В него входят «Осанкоцветик», «Силоцветик», «Ловкоцветик».Я предложила им картинки с определенными физическими упражнениями и попросила выбрать, по их мнению упражнения, которые способствуют становлению красивой осанки, какие упражнения делают человека сильнее, какие упражнения делают человека быстрее. (слайд 19, 20) Дети активно принимали участие в выборе и обсуждении необходимых упражнений, в итоги на занятии физкультуры они четко и без особых напоминаний выполняли выбранные ими самими упражнения (слайд 21, 22). Поэтому же принципу можно составлять и другие «Здоровьецветики»: «Выносливоцветик», «Гибкоцветики», «Быстроцветик», и др. Поэтапное формирование субъективного опыта ребенка показано в таблице технология физического развития ребенка 5-6 лет. (слайд 23)

Далее следует возрастной период – 6-7 лет (слайд 24). Найдите страницу с изображением обложки книги «Технологии физического развития детей 6-7 лет» и вклейте в книжку-малышку.

Задачи технологии физического развития детей 6-7 лет, (слайд 25) показаны на экране. Найдите у себя страницу с задачами технологий физического развития детей этого возраста и вклеите в книжку-малышку. Все эти задачи направлены на формирование у детей этого возраста представлений о мире спорта и физической культуры, здоровья, положительного отношения к себе и другим людям, к школе.

Характеристика детей 6-7 лет (слайд 26) перед вами на экране.

Ребенок в этом возрасте выступает как источник действий, желаний, стремлений, он умеет встать на позицию другого у него сформированы навыки поведения в коллективе, взаимопонимание и сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

Меняются интересы детей 6-7 лет: их интересуют окружающие предметы и явления, Мир физической культуры и спорта, человеческие качества и отношения к спорту и здоровью, подготовка к школе.

Выводы: (слайд 27)

  • Программа «Будь здоров, дошкольник» и Технологии физического развития детей ориентированы на удовлетворение физической потребности ребенка в движении, связанной с активным познанием окружающей действительности.
  • Гибкий режим, представленный в Программе и Технологиях, позволяет ребенку включаться в образовательный процесс в удобное для него и его семьи время.
  • Педагогическая диагностика представленная автором дает возможность выявлять и контролировать основные параметры психофизического развития детей. Конструирование оздоровительно-образовательного процесса происходит на основе проектирования оздоровительных и образовательных маршрутов.
  • Владение многообразными способами физкультурно-оздоровительной деятельности, в итоге формирует у ребенка гибкость, мобильность, инициативность и самостоятельность.

Спасибо за внимание!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском…

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском дне» Цель: познакомить детей с нетрадиционными формами ручного труда – пластилинографией...

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну…

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну знаний» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель: Обобщить полученные...

Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку»

Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку» Введение Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным. Б. Паскаль. Актуальность:...

Читайте также

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Хотите спасти природу и планету? Начните с занятий по раздельному сбору мусора в...

Развлечение для детей среднего возраста «Путешествие по летним полянкам»

Развлечение для детей среднего возраста «Путешествие по летним полянкам» Под музыку входит Лето с корзиной, украшенной цветами, в венке из цветов...

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...