«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку»

(Из опыта работы)

«Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа…»

В.Берестов.

ФГОС ДО устанавливает приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Общеизвестно, что человек за первые 7 лет приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Развитие гуманных чувств у дошкольников, возможно через погружение в мир книги, а особенно в мир сказки. В них, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. В сказках добро всегда побеждает зло.

Определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме формирования нравственных основ личности дошкольника через сказку.

Возраст моих воспитанников 5-7 лет. Это дети с ОВЗ, имеющие особенности, которые нужно учитывать в работе с ними.

Целью моей работы по данной теме является: формирование у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения, умения руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях нравственными принципами.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

  1. Помогать детям в освоении нравственных ценностей, формировании нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
  2. Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие и др.
  3. Содействовать развитию умения анализировать поступки других людей, своё поведение в развитии нравственных качеств ребёнка.

Моя работа состоит из этапов.

I. Подготовительный этап

  1. Образовательный процесс с моими воспитанниками я организую по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ, разработанной согласно требований ФГОС ДО, а также Программе Республики Крым «Крымский веночек», которая направлена на воспитание детей многонационального Крыма.
  2. Также я использую работе инновационные технологии:

- современные игровые технологии (сочетание игры и учения);

- проектные технологии;

- информационно-компьютерные технологии.

3. Постоянно актуализирую пространственно-развивающую среду в группе в соответствии с требованиями ФГОС: подбираю и систематизирую материалы, дидактические и театрализованные игры, художественную литературу, атрибуты для драматизации, разные виды театров, направленные на формирование и воспитание нравственных норм.

4. Определяю направления работы с детьми при организации разных видов их деятельности (игровой, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др.).

На втором диагностическом этапе

Для выявления уровня сформированности нравственных представлений в сентябре 2017г. я провела изучение воспитанников группы по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой, доктора психологических наук.

Критерии сформированности нравственных представлений.

1. Устойчивость нравственных представлений.

2. Сочетание нравственных образов и поведения.

3. Нравственная оценка.

Изучение проводилось на основе чтения сказки «Заячья избушка».

После обработки результатов, были получены следующие данные.

Устойчивость нравственных представлений:

A) Понимает ли смысл сказки.

Б) Какие нравственные качества в сказке выделяет.

B) Эмоциональное состояние после прочтения сказки.

  • высокий уровень – 24%;
  • средний уровень – 52%;
  • низкий уровень – 24%.

Уровень устойчивости нравственных представлений

Сочетание нравственных образов и поведения:

А) Мотивирует ли ребенок и как предполагаемый поступок героев.

Б) Выражает ли в речи нормы поведения, называет ли нравственные качества.

  • высокий уровень – 20%;
  • средний уровень – 44%;
  • низкий уровень – 36%.

 Сочетание нравственных образов и поведения:

Нравственная оценка поступков героев:

А) Насколько развернуто, последовательно объясняет ситуацию.

Б) Выделяет ли нравственные качества героев.

  • высокий уровень – 26%;
  • средний уровень – 38%;
  • низкий уровень – 36%.

Уровень нравственной оценки

Анализ показал:

  высокий средний низкий
Устойчивость нравственных представлений: 24% 52% 24%
Сочетание нравственных образов и поведения: 20% 44% 36%
Нравственная оценка поступков героев: 26% 38% 36%

Что по всем показателям в среднем у 32% воспитанников низкий уровень устойчивости нравственных представлений, сочетание нравственных образов и поведения, и нравственной оценки поступков.

Этот показатель ложится в основу организации моей дальнейшей работы.

III практический этап

Организовывая деятельность практического этапа, наряду с традиционными формами работы (чтение сказок и беседы по содержанию, дидактические игры по сказкам, включение сказок при организации НОД и т.д.), я использовала и инновационные технологии.

Театрализованные игры по сказкам в совместной деятельности с детьми, как основной модели воспитательно-образовательного процесса. В ходе театрализованной деятельности, драматизаций, костюмированных праздников, где ребенок играет сказочного персонажа, развивается симпатия, понимание нравственных уроков сказки, умение оценивать поступки.

Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать стал достаточно богатым, мы перешли к сочинению сказок, в том числе с использованием ИКТ. Они с удовольствием и активно придумывают свои сказки, в которых закладывают знание норм нравственного поведения и нравственных качеств.

Также в своей работе использую такую педагогическую технологию, как проектная деятельность. Например, в мини-проекте «Заюшкина избушка» мы сначала сказку читали, беседовали по содержанию, а потом, созданные в результате этого зрительные образы дети изображали в художественной деятельности (рисовании, аппликации). В заключительной части проекта сказку драматизировали. Использование метода проектов позволяет детям всесторонне осмыслить нравственные уроки сказки, проявить свои симпатии и антипатии к героям и их поступкам, понимать мотивы их поступков.

IV Этап итоговый.

На данном этапе работа по нравственному воспитанию продолжается. После проведения промежуточного тестирования в январе месяце я выявила, что отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности детей: стали более устойчивыми нравственные преставления, в своих поступках они стали чаще руководствоваться нравственными принципами, учатся давать нравственную оценку своему поведению и поведению своих товарищей.

Появились и стали утверждаться определенного набора личностные качества и нравственные ценности, как: милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление детей к добру и неприятие зла; повысился уровень речевого этикета; появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, осознанное поведение и общение в обществе.

После проведенной работы, я приобрела уверенность, что развитие нравственности ребенка необходимо проводить через сказку, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. Главными условиями для такого развития следует считать нравственность самих взрослых и реальное ее проявление во взаимоотношениях с детьми.

Великий педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …».



Новые публикации

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей…

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей группе Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Цель: Познакомить детей с разнообразием...

Доклад на тему: «Влияние исследовательской деятельности на поисковую активность детей»

Доклад на тему: «Влияние исследовательской деятельности на поисковую активность детей» Одно из предпосылок учебной деятельности - это воспитание познавательных интересов и...

Консультация для родителей «Осторожно тонкий лед»

Консультация для родителей «Осторожно тонкий лед» Уважаемые родители! Как известно, каждому родителю хочется доставить своему ребенку гору удовольствия и положительных эмоций. Особенно...

Читайте также

Информационно-творческий проект для детей группы младшего возраста «Безопасная дорога»

Информационно-творческий проект для детей группы младшего возраста«Безопасная дорога» Период реализации проекта: с 18 сентября по 19 сентября 2013 года. Вид проекта: краткосрочный...

Праздник здоровья «Зимние забавы» на улице для детей всех возрастных…

Праздник здоровья «Зимние забавы» на улице для детей всех возрастных групп совместно с родителями Герои: Зима - Власенко И.Ю. Снеговик - Рубцова И.П. Клоуны: Аверина И.В...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чей огород больше?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности«Чей огород больше?» в подготовительной группе   Образовательная область – познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений. Задачи. Упражнять в сравнении...






Комментарии

  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...

     
  • Елена Александровна
    Да конечно)))

    Подробнее...

     
  • Ольга Клименко
    очень актуальный и познавательный конспект.Спасиб о за творческий подход.

    Подробнее...

     
  • Ольга Клименко
    классный конспект, спасибо за творческий подход

    Подробнее...

В блогах

Тематическая неделя «Мир профессий» подготовительная группа.

Цель тематической недели  формировать у детей представление о важности и нужности любой профессии взрослых, уважения к труду взрослых, представляющих различные профессии. Расширение познавательного интереса к профессиям. Побуждать детей к стремлению учиться и к выбору будущей профессии. Одна из основных задач дошкольного...

Картотека пальчиковых игр для детей 2 - 3 лет

Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель:  развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю:  (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю,  (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём...

Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей дошкольного возраста

 Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Целью малоподвижных игр и игровых упражнений является: снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному; снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство