«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку»

(Из опыта работы)

«Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа…»

В.Берестов.

ФГОС ДО устанавливает приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Общеизвестно, что человек за первые 7 лет приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Развитие гуманных чувств у дошкольников, возможно через погружение в мир книги, а особенно в мир сказки. В них, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. В сказках добро всегда побеждает зло.

Определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме формирования нравственных основ личности дошкольника через сказку.

Возраст моих воспитанников 5-7 лет. Это дети с ОВЗ, имеющие особенности, которые нужно учитывать в работе с ними.

Целью моей работы по данной теме является: формирование у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения, умения руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях нравственными принципами.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

  1. Помогать детям в освоении нравственных ценностей, формировании нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
  2. Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие и др.
  3. Содействовать развитию умения анализировать поступки других людей, своё поведение в развитии нравственных качеств ребёнка.

Моя работа состоит из этапов.

I. Подготовительный этап

  1. Образовательный процесс с моими воспитанниками я организую по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ, разработанной согласно требований ФГОС ДО, а также Программе Республики Крым «Крымский веночек», которая направлена на воспитание детей многонационального Крыма.
  2. Также я использую работе инновационные технологии:

- современные игровые технологии (сочетание игры и учения);

- проектные технологии;

- информационно-компьютерные технологии.

3. Постоянно актуализирую пространственно-развивающую среду в группе в соответствии с требованиями ФГОС: подбираю и систематизирую материалы, дидактические и театрализованные игры, художественную литературу, атрибуты для драматизации, разные виды театров, направленные на формирование и воспитание нравственных норм.

4. Определяю направления работы с детьми при организации разных видов их деятельности (игровой, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др.).

На втором диагностическом этапе

Для выявления уровня сформированности нравственных представлений в сентябре 2017г. я провела изучение воспитанников группы по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой, доктора психологических наук.

Критерии сформированности нравственных представлений.

1. Устойчивость нравственных представлений.

2. Сочетание нравственных образов и поведения.

3. Нравственная оценка.

Изучение проводилось на основе чтения сказки «Заячья избушка».

После обработки результатов, были получены следующие данные.

Устойчивость нравственных представлений:

A) Понимает ли смысл сказки.

Б) Какие нравственные качества в сказке выделяет.

B) Эмоциональное состояние после прочтения сказки.

  • высокий уровень – 24%;
  • средний уровень – 52%;
  • низкий уровень – 24%.

Уровень устойчивости нравственных представлений

Сочетание нравственных образов и поведения:

А) Мотивирует ли ребенок и как предполагаемый поступок героев.

Б) Выражает ли в речи нормы поведения, называет ли нравственные качества.

  • высокий уровень – 20%;
  • средний уровень – 44%;
  • низкий уровень – 36%.

 Сочетание нравственных образов и поведения:

Нравственная оценка поступков героев:

А) Насколько развернуто, последовательно объясняет ситуацию.

Б) Выделяет ли нравственные качества героев.

  • высокий уровень – 26%;
  • средний уровень – 38%;
  • низкий уровень – 36%.

Уровень нравственной оценки

Анализ показал:

  высокий средний низкий
Устойчивость нравственных представлений: 24% 52% 24%
Сочетание нравственных образов и поведения: 20% 44% 36%
Нравственная оценка поступков героев: 26% 38% 36%

Что по всем показателям в среднем у 32% воспитанников низкий уровень устойчивости нравственных представлений, сочетание нравственных образов и поведения, и нравственной оценки поступков.

Этот показатель ложится в основу организации моей дальнейшей работы.

III практический этап

Организовывая деятельность практического этапа, наряду с традиционными формами работы (чтение сказок и беседы по содержанию, дидактические игры по сказкам, включение сказок при организации НОД и т.д.), я использовала и инновационные технологии.

Театрализованные игры по сказкам в совместной деятельности с детьми, как основной модели воспитательно-образовательного процесса. В ходе театрализованной деятельности, драматизаций, костюмированных праздников, где ребенок играет сказочного персонажа, развивается симпатия, понимание нравственных уроков сказки, умение оценивать поступки.

Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать стал достаточно богатым, мы перешли к сочинению сказок, в том числе с использованием ИКТ. Они с удовольствием и активно придумывают свои сказки, в которых закладывают знание норм нравственного поведения и нравственных качеств.

Также в своей работе использую такую педагогическую технологию, как проектная деятельность. Например, в мини-проекте «Заюшкина избушка» мы сначала сказку читали, беседовали по содержанию, а потом, созданные в результате этого зрительные образы дети изображали в художественной деятельности (рисовании, аппликации). В заключительной части проекта сказку драматизировали. Использование метода проектов позволяет детям всесторонне осмыслить нравственные уроки сказки, проявить свои симпатии и антипатии к героям и их поступкам, понимать мотивы их поступков.

IV Этап итоговый.

На данном этапе работа по нравственному воспитанию продолжается. После проведения промежуточного тестирования в январе месяце я выявила, что отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности детей: стали более устойчивыми нравственные преставления, в своих поступках они стали чаще руководствоваться нравственными принципами, учатся давать нравственную оценку своему поведению и поведению своих товарищей.

Появились и стали утверждаться определенного набора личностные качества и нравственные ценности, как: милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление детей к добру и неприятие зла; повысился уровень речевого этикета; появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, осознанное поведение и общение в обществе.

После проведенной работы, я приобрела уверенность, что развитие нравственности ребенка необходимо проводить через сказку, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. Главными условиями для такого развития следует считать нравственность самих взрослых и реальное ее проявление во взаимоотношениях с детьми.

Великий педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …».





Новые публикации

Звуковая культура речи: «Звуки «с – сь». Поможем братьям нашим…

Звуковая культура речи: «Звуки «с – сь». Поможем братьям нашим меньшим! Цель: создать условия для правильного произношения звуков «с – сь»;...

Методический продукт реализации инновационного проекта «OPEN SPACE», как модель позитивной…

Методический продукт реализации инновационного проекта «OPEN SPACE», как модель позитивной социализации детей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» Педагогический алгоритм...

Детский исследовательский проект «Валенки»

Детский исследовательский проект «Валенки»

Читайте также

Музыкальное развлечение «День рожденье веснянки»

Музыкальное развлечение «День рожденье веснянки» (для детей старших и подготовительных групп) Звучит веселая музыка. В зал входят дети и садятся на стульчики...

Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста Особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными педагогами и нашли свое освещение в работах З...

Ресурсный круг с родителями в средней группе. Тема: «Добрая забота»

Ресурсный круг с родителями в средней группеТема: «Добрая забота»   Задачи: Объединить усилия воспитателей и родителей в духовно – нравственном развитии детей. Проанализировать имеющийся...


Комментарии

  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...





В блогах

Мастер-класс для воспитателей «Игры из детства А.П.Чехова»

Цель мастер-класса: Повышение педагогических компетенций на основе прямого и комментированного показа методов и приемов проведения подвижных игр, в которые играли ровесники А. П. Чехова.   Что такое игра? Игра - это единственная центральная деятельность ребенка. Игра, для детей - способ научиться...

Сценарий мероприятия в старшей группе Экскурсия в Художественном музее «Жизнь необычного мальчика в обычном городе».

Экскурсия «Жизнь необычного мальчика в обычном городе » Цель: Создать условия для формирования чувства уважения к талантливому писателю, основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с биографией А. П. Чехова и его творчеством. Задачи:...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Полезные…

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Полезные продукты» Цель: создать условия для развития и формирования лексико-грамматических средств языка, связной речи, обогащения и активизации словарного запаса детей через беседу. Задачи : 1. Обучающие:...

ОО "Социально - коммуникативное развитие " Макет к сюжетно - ролевой (экологической) игре "Береги природу" (Для детей от…

Аннотация Вода - ценнейший природный ресурс. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Огромное значение вода имеет в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Общеизвестна необходимость ее для бытовых потребностей человека, всех растений и животных. Для многих живых...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство