Семинар-практикум для воспитателей
«Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей с ОВЗ»
Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь,
сделай – и ты научишься.
Цель: повышение компетентности педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей с ОНР.
Все участники семинара занимают места за 2 столами.
Огромное значение в развитии речи детей играет театрализованная деятельность. По мнению Т. И Петровой, мир детства, внутренний мир ребенка-ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни и раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Она связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам- значит можно творить, фантазировать, воображать В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его речь, так как развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Очень важно чтобы дети овладели правильной речью именно в момент интенсивного развития. В этом и заключается огромная роль нас, воспитателей. Итак, начинаем.
Задание №1 «Покажи-узнай»
Жесты, позы, мимика – невербальные компоненты общения, они значат порой гораздо больше, чем сказанное речью (т. е.вербально).
Жесты, поза движения.
«Отгадай, кто я, что я делаю» (Участник команды показывает, другая команда угадывает.)
1 команда
- Сесть, как королева;
как побитая собака;
как подсудимый на скамью,
как провинившейся ребенок;
как пчелка на цветок.
- пройти, как артистка балета;
2 команда
как манекенщица;
как старый человек;
- попрыгаем, как профессор через лужу;
как кенгуру;
как большой заяц;
как маленький зайчик.
Блиц-опрос
- Место для представлений, зрелищ. (Театр.)
- Кто пишет пьесы для представления? (Драматург.)
- Кто руководит постановкой спектакля? (Режиссер.)
- Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю? (Оркестр.)
- Человек, управляющий оркестром. (Дирижер.)
- Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектаклям
(Композитор.)
Задание №2 «Я дружу с интонацией»
Интонация – это звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания.
1 команда
- Представьте, что кто-то мама - медведица, а Вы медвежата. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Изображать варианты интонаций поочередно.)
Вы сейчас говорили с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме - медведице? Изобрази ее еще раз.
2 команда
- Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик. Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что Вы этот веселый кузнец... День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца... И появляется славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца.
Задание №3 «Я дружу с пантомимой»
Пантоми́ма — вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов
1 команда
Покажите «пробку» машин в большом городе.
2 команда
Как шагали солдаты на параде.
7 слайд.
Блиц-опрос (словарь театральных терминов).
Что такое спектакль? Зрелище, которое представляют актеры.
Аншлаг – полный успех.
Аплодисменты- одобрительные хлопки.
Балет – вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бенефис – выступление, посвященное одному артисту.
Дебют – первое исполнение роли в спектакле.
Карман- боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Задание №4 «Игра - драматизация»
Игра – драматизация – это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще –это могут сказки, песни, стишки.
Кошкин дом (1 команда).
Котята
Тетя, тетя кошка,
Выгляни в окошко!
Есть хотят котята.
Ты живешь богато.
Обогрей нас, кошка,
Покорми немножко!
Кот Василий
Кто там стучится у ворот?
Котята
Мы - кошкины племянники!
Кот Василий
Вот я вам дам на пряники!
У нас племянников не счесть,
И всем охота пить и есть!
Котята
Скажи ты нашей тетке:
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши,
А ветер дует в щели,
А хлеб давно мы съели...
Скажи своей хозяйке!
Кошка (2 команда)
С кем говорил ты, старый кот,
Привратник мой Василий?
Кот Василий
Котята были у ворот -
Поесть они просили.
Кошка
Какой позор!
Была сама
Котенком я когда-то.
Тогда в соседние дома
Не лазили котята.
Чего от нас они хотят,
Бездельники и плуты?
Для голодающих котят
Есть в городе приюты!
Нет от племянничков житья,
Топить их в речке надо!
Домашнее задание
Продолжи предложение
- Под театрализованной деятельностью детей я понимаю….
- Моё отношение к театральной деятельности детей…
- Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте – один из важнейших развивающих видов детской деятельности, так как….
- Фрагменты театрализации помогают мне решить такие педагогические задачи, как ….
Задание № 5 «Скороговорки на развитие дикции»
Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.
1 команда
Утром, присев на зеленом пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.
2 команда
Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.
Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
Задание №6 «Педагогические ситуации»
Команда №1
Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев, что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре. Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.
Команда №2
Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул. Ваши дальнейшие действия по данной игровой ситуации. Какие рекомендации можете предложить по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.
Задание № 7 «Придумай конец сказки»
Как – то я заметила, что дети не очень хотят, чтобы колобка съела лиса, и я предлагаю Вам придумать свой, добрый конец сказки.
Со слов лисы «Колобок, я тебя съем»……
Педагогам даются маски колобка и лисы.
Каждая команда показывает свою инсценировку.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
3. Игра играет особую роль в речевом развитии (развивает диалогическую и монологическую речь.
И закончить наш семинар - практикум хочется словами Л.С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».
Рефлексия «Закончи фразу»
Семинар прошел…
Театр для меня…
На семинаре я задумалась о…
Во время семинара я приобрела…
После семинара я сделаю…
Сегодня срочно…
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполняла задания…
Я поняла, что…
Теперь я могу…
Я почувствовала, что…
У меня получилось…
Я попробую…
Меня удивило…
Семинар дал мне…
Мне захотелось…
Скажу детям, что …
Желаю удачи!
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Мороженое по рецепту» для детей младшего возраста
Дидактическая игра «Мороженое по рецепту» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире…
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий» Форма проведения - «Что? Где? Когда?» «Телемост» с детьми других детских садов. Интеграция...
Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре