Семинар-практикум для воспитателей
«Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей с ОВЗ»

Послушай – и ты узнаешь, 
посмотри – и ты поймешь, 
сделай – и ты научишься.

Цель: повышение компетентности педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей с ОНР.

Все участники семинара занимают места за 2 столами.

Огромное значение в развитии речи детей играет театрализованная деятельность. По мнению Т. И Петровой, мир детства, внутренний мир ребенка-ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни и раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Она связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам- значит можно творить, фантазировать, воображать В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его речь, так как развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Очень важно чтобы дети овладели правильной речью именно в момент интенсивного развития. В этом и заключается огромная роль нас, воспитателей. Итак, начинаем.

Задание №1 «Покажи-узнай» 

Жесты, позы, мимика – невербальные компоненты общения, они значат порой гораздо больше, чем сказанное речью (т. е.вербально).

Жесты, поза движения.
«Отгадай, кто я, что я делаю» (Участник команды показывает, другая команда угадывает.)

1 команда
- Сесть, как королева;
как побитая собака;
как подсудимый на скамью, 
как провинившейся ребенок;
как пчелка на цветок.
- пройти, как артистка балета;

2 команда
как манекенщица;
как старый человек;
- попрыгаем, как профессор через лужу;
как кенгуру;
как большой заяц;
как маленький зайчик.

Блиц-опрос

  1. Место для представлений, зрелищ. (Театр.)
  2. Кто пишет пьесы для представления? (Драматург.)
  3. Кто руководит постановкой спектакля? (Режиссер.)
  4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю? (Оркестр.)
  5. Человек, управляющий оркестром. (Дирижер.)
  6. Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектаклям

(Композитор.)


Задание №2 «Я дружу с интонацией»

Интонация – это звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания. 

1 команда

  1. Представьте, что кто-то мама - медведица, а Вы медвежата. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Изображать варианты интонаций поочередно.) 

Вы сейчас говорили с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме - медведице? Изобрази ее еще раз.

2 команда

  1. Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик. Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что Вы этот веселый кузнец... День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца... И появляется славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца. 

Задание №3 «Я дружу с пантомимой»

Пантоми́ма — вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов

1 команда

Покажите «пробку» машин в большом городе.

2 команда

Как шагали солдаты на параде.

7 слайд.

Блиц-опрос (словарь театральных терминов).

Что такое спектакль? Зрелище, которое представляют актеры.

Аншлаг – полный успех.

Аплодисменты- одобрительные хлопки.

Балет – вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бенефис – выступление, посвященное одному артисту.

Дебют – первое исполнение роли в спектакле.

Карман- боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Задание №4 «Игра - драматизация»

Игра – драматизация – это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще –это могут сказки, песни, стишки.

Кошкин дом (1 команда).

Котята

Тетя, тетя кошка,
Выгляни в окошко!
Есть хотят котята.
Ты живешь богато.
Обогрей нас, кошка,
Покорми немножко!

Кот Василий

Кто там стучится у ворот?

Котята

Мы - кошкины племянники!

Кот Василий

Вот я вам дам на пряники!
У нас племянников не счесть,
И всем охота пить и есть!

Котята

Скажи ты нашей тетке:
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши,
А ветер дует в щели,
А хлеб давно мы съели...
Скажи своей хозяйке!

Кошка (2 команда)

С кем говорил ты, старый кот, 
Привратник мой Василий?

Кот Василий

Котята были у ворот - 
Поесть они просили.

Кошка

Какой позор! 
Была сама 
Котенком я когда-то. 
Тогда в соседние дома 
Не лазили котята. 
Чего от нас они хотят, 
Бездельники и плуты? 
Для голодающих котят 
Есть в городе приюты! 
Нет от племянничков житья, 
Топить их в речке надо!

Домашнее задание

Продолжи предложение

  1. Под театрализованной деятельностью детей я понимаю….
  2. Моё отношение к театральной деятельности детей…
  3. Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте – один из важнейших развивающих видов детской деятельности, так как….
  4. Фрагменты театрализации помогают мне решить такие педагогические задачи, как ….

Задание № 5 «Скороговорки на развитие дикции»

Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро. 

1 команда

Утром, присев на зеленом пригорке,

 Учат сороки скороговорки.

Еле-еле Елизар, 
Едет-едет на базар. 
А с базара, а с базара, 
Не догонишь Елизара.

2 команда

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Задание №6 «Педагогические ситуации»

Команда №1

Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев, что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре. Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

Команда №2

Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул. Ваши дальнейшие действия по данной игровой ситуации. Какие рекомендации можете предложить по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.

 Задание № 7 «Придумай конец сказки»

 Как – то я заметила, что дети не очень хотят, чтобы колобка съела лиса, и я предлагаю Вам придумать свой, добрый конец сказки.

Со слов лисы «Колобок, я тебя съем»……

Педагогам даются маски колобка и лисы.

Каждая команда показывает свою инсценировку.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.

2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.

 3. Игра играет особую роль в речевом развитии (развивает диалогическую и монологическую речь.

И закончить наш семинар - практикум хочется словами Л.С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

Рефлексия «Закончи фразу»

Семинар прошел…

Театр для меня…

На семинаре я задумалась о…

Во время семинара я приобрела…

После семинара я сделаю…

Сегодня срочно…

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполняла задания…

Я поняла, что…

Теперь я могу…

Я почувствовала, что…

У меня получилось…

Я попробую…

Меня удивило…

Семинар дал мне…

Мне захотелось…

Скажу детям, что …

Желаю удачи!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Мороженое по рецепту» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мороженое по рецепту» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире…

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий» Форма проведения - «Что? Где? Когда?» «Телемост» с детьми других детских садов. Интеграция...

Рабочая программа по физической культуре

Рабочая программа по физической культуре

Читайте также

Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в…

Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в мир знаний» Программное содержание: Цель: Создание условия для формирования, развития, и расширения мыслительных операций в...

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в…

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» Цель: выявить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые...